В Китае города долго сохраняли средневековые черты. Как правило, две широкие улицы пересекали город с севера на юг и с запада на восток. Дома строились невысокие, большей частью из дерева. Снаружи они разрисовывались и покрывались лаком, в окна вставлялась бумага, стекло, слюда.
Богатые люди имели в городе усадьбы, дома располагались в глубине, а у ворот находились низкие строения, в которых жили слуги. По обе стороны улицы располагались всевозможные лавки, а для привлечения покупателей продавцы непрерывно кричали во все горло, расхваливая свой товар.
На каждом шагу встречались гостиницы, харчевни, палатки, где продавались вода, чай, фрукты и где мог отдохнуть уставший пешеход.
Улицы заполняли бродячие торговцы и ремесленники, уличные парикмахеры, писцы и сказители, нищие. Неудивительно, что на побывавшего в Китае испанского путешественника такое обилие народа на улицах произвело сильное впечатление. «Если бы бросили пшеничное зерно, оно не смогло бы упасть на землю»,— отмечал он.
|
|
Князья и сановники проезжали по улицам в окружении отрядов конницы, и толпа расступалась, чтобы дать им дорогу. Крупных чиновников слуги несли на носилках, и этих важных персон всегда сопровождала многочисленная свита.
В кварталах простолюдинов было очень грязно, а сами они, одетые в жалкие обноски, ютились в лачугах, а в южных речных городах жили на воде — в лодках с навесами.
Работа по ознакомлению с новым материалом регламентирована по времени: на самостоятельное знакомство с содержанием и обсуждением проблемы внутри группы — 10 минут, ответ каждой группы — 3—4 минуты, обобщение учителя, подведение итогов — 5 минут.
Возможен и такой вариант урока, когда каждая группа выступает от лица представителей какого-либо сословия или государственного чиновника: 1-я группа — государственные чиновники, рассказывающие, как государство распоряжается землей; 2-я группа ведет рассказ от лица крестьян, членов деревенской общины; 3-я группа — от лица торговцев; 4-я группа — от лица самураев, а 5-я и 6-я группы ведут рассказ от лица священнослужителей.
Третий вариант урока предусматривает рассказ учителя — заочное путешествие.
В случае нехватки времени можно отказаться от опроса или перенести рассказ о религиях Востока на следующие уроки.
УРОК 30. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | Государства Востока: начало европейской колонизации Индии и Китая: 1. Империя Великих Моголов в Индии. 2. «Мир для всех». 3. Кризис и распад империи. 4. Борьба Португалии, Франции и Англии за господство в Индии. 5. Маньчжурское завоевание Китая. Цинская империя. 6. «Закрытие Китая». Русско-китайские отношения. Возможная личностно значимая проблема: только сильное государство способно защитить народ от разорительных войн и сохранить независимость |
Планируемые результаты изучения материала | Учащиеся узнают об особенностях социально-экономического, политического и культурного развития Индии и Китая в изучаемый период; о положительном влиянии политики религиозной терпимости на развитие общества; понимают, что политическая раздробленность, слабость центральной власти и отставание от Запада в области техники создают возможность для колониальных захватов со стороны европейских стран |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Проникновение европейцев в Индию началось еще в XVI в., но в колониальную зависимость она попадает только в XVIII в. Чем вы можете объяснить этот факт? 2. Подумайте, почему в отличие от Индии к XVIII в. Китай почти не был затронут колонизацией. Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы или «круглый стол». Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ (империя Великих Моголов, Цинская империя), эвристическая беседа (причины распада империи Моголов, значение «закрытия» Китая), персонификация (шах Акбар), обучение решению учебных проблем и предъявлению результатов своей деятельности. «Круглый стол»: организация самостоятельной работы с учебником, дискуссии |
Развитие умений учащихся | Учатся актуализировать ранее изученный материал для решения новых учебных проблем и оценивать исторические явления; воссоздавать исторические образы; вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и уважительно выслушивать другую точку зрения, соглашаясь с ней, если она является убедительной; анализировать и сравнивать |
Основные понятия и термины | «Могол», клан, сипай, богдыхан, кортеж |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 29—30. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.», «Индия, Китай и Япония в XVI—XVIII вв.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всеобщая история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 462—464 |
|
|