Как выглядел восточный город

В Китае города долго сохраняли средневековые черты. Как правило, две широкие улицы пересекали город с севера на юг и с запада на вос­ток. Дома строились невысокие, большей частью из дерева. Снаружи они разрисовывались и покрывались лаком, в окна вставлялась бумага, стекло, слюда.

Богатые люди имели в городе усадьбы, дома располагались в глубине, а у ворот находились низкие строения, в которых жили слуги. По обе сто­роны улицы располагались всевозможные лавки, а для привлечения покупателей продавцы непрерывно кричали во все горло, расхваливая свой то­вар.

На каждом шагу встречались гостиницы, харчевни, палатки, где прода­вались вода, чай, фрукты и где мог отдохнуть уставший пешеход.

Улицы заполняли бродячие торговцы и ремесленники, уличные парик­махеры, писцы и сказители, нищие. Неудивительно, что на побывавшего в Китае испанского путешественника такое обилие народа на улицах произ­вело сильное впечатление. «Если бы бросили пшеничное зерно, оно не смог­ло бы упасть на землю»,— отмечал он.

Князья и сановники проезжали по улицам в окружении отрядов конни­цы, и толпа расступалась, чтобы дать им дорогу. Крупных чиновников слу­ги несли на носилках, и этих важных персон всегда сопровождала много­численная свита.

В кварталах простолюдинов было очень грязно, а сами они, одетые в жалкие обноски, ютились в лачугах, а в южных речных городах жили на воде — в лодках с навесами.

Работа по ознакомлению с новым материалом регламентиро­вана по времени: на самостоятельное знакомство с содержанием и обсуждением проблемы внутри группы — 10 минут, ответ каж­дой группы — 3—4 минуты, обобщение учителя, подведение ито­гов — 5 минут.

Возможен и такой вариант урока, когда каждая группа высту­пает от лица представителей какого-либо сословия или государ­ственного чиновника: 1-я группа — государственные чиновники, рассказывающие, как государство распоряжается землей; 2-я груп­па ведет рассказ от лица крестьян, членов деревенской общины; 3-я группа — от лица торговцев; 4-я группа — от лица саму­раев, а 5-я и 6-я группы ведут рассказ от лица священнослужителей.

Третий вариант урока предусматривает рассказ учителя — за­очное путешествие.

В случае нехватки времени можно отказаться от опроса или перенести рассказ о религиях Востока на следующие уроки.

УРОК 30. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Государства Востока: начало европейской колонизации Индии и Китая: 1. Империя Великих Моголов в Индии. 2. «Мир для всех». 3. Кризис и распад импе­рии. 4. Борьба Португалии, Франции и Англии за господство в Индии. 5. Маньчжурское заво­евание Китая. Цинская империя. 6. «Закрытие Китая». Русско-китайские отношения. Возможная личностно значимая проблема: только сильное государство способно за­щитить народ от разорительных войн и сохра­нить независимость
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают об особенностях социально-экономического, политического и культурного развития Индии и Китая в изучаемый период; о положительном влиянии политики религиозной терпимости на развитие общества; понимают, что политическая раздробленность, слабость цент­ральной власти и отставание от Запада в обла­сти техники создают возможность для колони­альных захватов со стороны европейских стран
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты познавательных и проблемных заданий: 1. Проникновение европейцев в Ин­дию началось еще в XVI в., но в колониаль­ную зависимость она попадает только в XVIII в. Чем вы можете объяснить этот факт? 2. По­думайте, почему в отличие от Индии к XVIII в. Китай почти не был затронут колонизацией. Форма урока: комбинированный урок с элемен­тами лабораторной работы или «круглый стол». Приемы деятельности учителя: сюжетный повествовательный рассказ (империя Великих Моголов, Цинская империя), эвристическая бе­седа (причины распада империи Моголов, зна­чение «закрытия» Китая), персонификация (шах Акбар), обучение решению учебных проблем и предъявлению результатов своей деятельности. «Круглый стол»: организация самостоятельной работы с учебником, дискуссии
Развитие умений учащихся Учатся актуализировать ранее изученный мате­риал для решения новых учебных проблем и оценивать исторические явления; воссоздавать исторические образы; вести дискуссию, доказы­вать свою точку зрения и уважительно выслу­шивать другую точку зрения, соглашаясь с ней, если она является убедительной; анализировать и сравнивать
Основные понятия и термины «Могол», клан, сипай, богдыхан, кортеж
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 29—30. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карты «Вели­кие географические открытия и колониальные захваты в XV — середине XVII в.», «Индия, Китай и Япония в XVI—XVIII вв.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художест­венной литературы: Энциклопедия для детей: Всеобщая история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 462—464

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: