Гносеология – учение о познании

ТЕМА. УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Организация начала занятия.

II. Сообщение темы, целей занятия. Мотивация учебной деятельности.

Цели:

Образовательные: знать уровни познания,уяснить, что познание является информационным процессом, иметь четкое представление о предмете познания, разницей между истиной и заблудением.

Развивающие:

- совершенствовать умение отличать факт от предположения и личного мнения;

- формировать умение осуществлять критическое мышление над самим собой;

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам.

Воспитательные: формировать качества личности связанные с развитием интереса к познанию.

Мотивация учебной деятельности: только знающий человек способен к успешной самореализации.

III. Актуализация опорных знаний студентов.

1. Дайте определение понятию «бытие».

2. Какие типы бытия существуют?

3. Каким образом проблема бытия решалась древнегреческими философами?

4. Прокомментируйте утверждение «бытие есть наша жизнь».

IV. Изучение нового материала.

План лекции:

1. Гносеология – учение о познании.

Познание как информационный процесс.

Уровни и формы познавательного процесса.

 

Литература

1. Введение в философию. Фролов И.Т. (в двух частях) М.1989

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. М.2004. Вводное слово.

3. Степин В.С. Философия. Мн. 2006.

4. Петров В.П. Философия. М. 2012. Лекция 1.

5. Философия. (коллектив ученых) Ростов н/Д. 2001.

6. Якушев А.В. Философия. М., 2004.

V. Закрепление новых знаний.

1. Дайте определение понятию «гносеология».

2. Что собой представляет «античный скептицизм»?

3. Что из себя представляет «знание по мнению»?

4. Что такое «субъект - объектные» отношения?

5. Что является предметом познания?

VI. Подведение итогов занятия.

VII. Сообщение домашнего задания.

1. Что такое истинное знание?

2. Чем истинное знание отличается от заблуждения?

3. Каковы особенности чувственного познания?

4. Чем отличается рациональное познание от чувственного?

5. Дайте характеристику теории?

 

Гносеология – учение о познании.

Термин "гносеология" был введен в науку относительно недавно, только в середине XIX в., тем не мене гносеологическая проблематика уже с античности является изначальной в философском знании. Вопросы: Как человек познает окружающий мир? Насколько адекватным является наше знание? Что такое истина и ее значение? Есть ли границы знания или оно безгранично? Чем отличается научное знание от обыденного? Что такое научное знание? Какими путями человек познает окружающий мир? Какие методы познания быстрее приближают нас к истине? – вот далеко не полный перечень гносеологической проблематики.

Уже в античности гносеологические вопросы и проблемы познания разрабатывались в философии Сократа и Платона, Аристотеля и др. Аристотель большое внимание уделял формам и способам построения суждений и умозаключений, создал формальную логику. Без нее – форм и способов построения понятий, суждений, умозаключений и теорий не может осуществляться процесс познания.

Уже в античности возникло специфическое направление – "античный скептицизм", которое сосредоточило свое внимание на гносеологических вопросах (Пиррон, Энесидем, Секст-Эмпирик, Агриппа). Античный скептицизм пришел к выводу о том, что достижение истинного знания довольно проблематично. Термин "скептицизм" происходит от лат. "скепсис", что в переводе означает – сомневаться. Сомнение уже предполагает неоднозначность, разные мнения. Скептики считали, что наше знание – это, действительно, всего лишь мнение, а мнение относительно (релятивно), субъективно и, следовательно, не может быть всеобщим знанием.

У античных философов все знание было разделено на два качественных уровня:

1. Знание "по мнению" – это то знание, которое обычно нам доступно и которым обычно пользуемся в практике жизни.

2. Знание "по истине". Оно считалось недостижимым, потому что истина, истинное бытие относилось к сущности, первопринципу, к миру за пределами наших органов чувств (например, "мир идей" у Платона, Единое у неоплатоников).

В средневековой гносеологии вопросы ставились и рассматривались в рамках теоцентризма. Соответственно Бог и Божественная тайна рациональным путем или другими способами познания были также недостижимы. Гносеология средневековья рассматривала вопросы соотношения разума и веры, религии (теологии) и философии, проблемы реальности общих понятий (например, "спор об универсалиях"). Выдвигалась и обсуждалась теория "двойственной истины" как конкретизация проблемы соотношения разума и веры, теологии и философии и др. И все же в средние века гносеологическая проблематика не имела значительного развития.

Новые тенденции в развитии гносеологии связаны с философией эпохи Нового времени. Именно с XVII в. начинают интенсивно разрабатываться проблемы познания. Роль философии в этом процессе обозначается как поиск путей познавательной деятельности, разработка методов познания. Действительность начинает рассматриваться с точки зрения возможности отразить природу и бытие в понятии, в мышлении (действительность рационализируется). Разум, его возможности абсолютизируются и возносятся на вершину человеческой деятельности. Центром философствования становится "человек мыслящий": "я мыслю, следовательно, существую" – формулировал свое кредо представитель нововременного рационализма Декарт. Именно в это время ставится задача: интенсивно изучать природу и человека. В философии эти задачи конкретизируются как разработка учения о субстанции, поиск методов познавательной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: