double arrow

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Сначала строится функциональная модель существующей организации работы AS-IS (как есть). После построения модели AS-IS проводится анализ бизнес-процессов, потоки данных и объектов перенаправляются и улучшаются, в результате строится модель ТО-ВЕ. Как правило, строится несколько моделей ТО-ВЕ, из которых по какому-либо критерию выбирается наилучшая. Проблема состоит в том, что таких критериев много и непросто определить важнейший. Для того чтобы определить качество созданной модели с точки зрения эффективности бизнес-процессов, необходима система метрики, т.е. качество следует оценивать количественно.

CASE-средство AllFusion Process Modeler предоставляет аналитику два инструмента для оценки модели – стоимостный анализ, основанный на работах (Activity Based Costing, ABC), и свойства, определяемые пользователем (User Defined Properties, UDP). ABC является широко распространенной методикой, используемой международными корпорациями и государственными организациями (в том числе Департаментом обороны США) для идентификации истинных движителей затрат в организации.

Стоимостный анализ представляет собой соглашение об учете, используемое для сбора затрат, связанных с работами, с целью определить общую стоимость процесса. Стоимостный анализ основан на модели работ, потому что количественная оценка невозможна без детального понимания функ­циональности предприятия. Обычно ABC применяется для того, чтобы понять происхождение выходных затрат и облегчить выбор нужной модели работ при реорганизации деятельности предприятия (Business Process Reengineering, BPR). С помощью стоимостного анализа можно решить такие задачи, как определение действительной стоимости производства продукта, определение действительной стоимости поддержки клиента, идентификация работ, которые стоят больше всего (те, которые должны быть улучшены в первую очередь), обеспечение менеджеров финансовой мерой предлагаемых изменений т.д.

ABC может проводиться только тогда, когда модель работы последовательная (следует синтаксическим правилам IDEF0), корректная (отражает бизнес), полная (охватывает всю рассматриваемую область) и стабильная (проходит цикл экспертизы без изменений), другими словами, создание модели работы закончено.

С помощью стоимостного анализа можно решить такие задачи, как:

- определение действительной стоимости производства продукта,

- определение действительной стоимости поддержки клиента,

- идентификация работ, которые стоят больше всего (те, которые должны быть улучшены в первую очередь),

- обеспечение менеджеров финансовой мерой предлагаемых изменений и др.

- ABC включает следующие основные понятия:

- объект затрат – причина, по которой работа выполняется, обычно, основной выход работы, стоимость работ есть суммарная стоимость объектов затрат т.е. «Готовое изделие» (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Иллюстрация терминов ABC

- движитель затрат – характеристики входов и управлений работы т.е. «Сырье», «Чертеж», (см. рис. 7.1), которые влияют на то, как выполняется и как долго длится работа;

- центры затрат, которые можно трактовать как статьи расхода.

При проведении стоимостного анализа в AllFusion Process Modeler сначала задаются единицы измерения времени и денег. Для задания единиц измерения следует вызвать диалог Model Properties (меню Edit/Model Properties), закладка ABC Units (рис. 7.2).

 

Рис. 7.2. Настройка единиц измерения валюты и времени

 

Если в списке выбора отсутствует необходимая валюта (например, рубль), её можно добавить. Символ валюты по умолчанию берется из настроек Windows. Диапазон измерения времени в списке Unit of measurment достаточен для большинства случаев – от секунд до лет. Затем описываются центры затрат (cost centers). Для внесения центров затрат необходимо вызвать диалог Cost Center Editor (меню Edit/ABC Cost Centers (рис. 7.3.)

Каждому центру затрат следует дать подробное описание в окне Definition. Список центров затрат упорядочен. Порядок в списке можно менять при помощи стрелок, расположенных справа от списка. Задание определенной последовательности центров затрат в списке, во-первых, облегчает последующую работу при присвоении стоимости работам, а во-вторых, имеет значение при использовании единых стандартных отчетов в разных моделях. Хотя, как было указан AllFusion Process Modeler сохраняет информацию о стандартном отчете в файле ALLFUSION PROCESS MODELERRPT.INI, информация о центрах затрат и UDP сохраняется в виде указателей, т.е. хранятся не названия центров затрат, а их номера. Поэтому, если нужно использовать один и тот же стандартный отчет в разных моделях, списки центров затрат должны быть в них одинаковы.

 

Рис. 7.3. Диалог Cost Center Editor

 

Для задания стоимости работы (для каждой работы на диаграмме декомпозиции) следует выделить правой кнопкой мыши по работе и на всплывающем меню выбрать Cost Editor (рис. 7.4). В диалоге Activity Cost указывается частота проведения данной работы в рамках общего процесса (окно Frequency) и продолжительность (Duration). Затем следует выбрать в списке один из центров затрат и в окне Cost задать его стоимость. Аналогично назначаются суммы по каждому центру затрат, т.е. задается стоимость каждой работы по каждой статье расхода. Если в процессе назначения стоимости возникает необходимость внесения дополнительных центров затрат, диалог Cost Center Editor вызывается прямо из диалога Activity Cost соответствующей кнопкой.

 

Рис. 7.4. Задание стоимости работ в диалоге Activity Cost

 

Общие затраты по работе рассчитываются как сумма по всем центрам затрат. При вычислении затрат вышестоящей (родительской) работы сначала вычисляется произведение затрат дочерней работы на частоту работы (число раз, которое работа выполняется в рамках проведения родительской работы), затем результаты складываются. Если во всех работах модели включен режим Compute from Decompositions, подобные вычисления автоматически проводятся по всей иерархии работ снизу в верх. Этот достаточно упрощенный принцип подсчета справедлив, если работы выполняются последовательно. Встроенные возможности AllFusion Process Modeler позволяют разрабатывать упрощенные модели стоимости, которые тем не менее оказываются чрезвычайно полезными при предварительной оценке затрат. Если схема выполнения более сложная (например, работы производятся альтернативно), можно отказаться от подсчета и задать итоговые суммы для каждой работы вручную (Override Decompositions). В этом случае результаты расчетов с нижних уровней декомпозиции будут игнорироваться при расчетах на верхних уровнях будет учитываться сумма, заданная вручную. На любом уровне результаты расчетов сохраняются независимо от выбранного режима, поэтому при выключении опции Override Decompositions расчет снизу в верх производится обычным образом.

Результаты стоимостного анализа наглядно представляются на специальном отчете AllFusion Process Modeler – Activity Cost Report (меню Report/Activity Cost Report). Отчет позволяет документировать имя, номер, определение и стоимость работ, как суммарную, так и раздельно по центрам затрат (рис. 7.5). Составим теперь отчет по стоимости работ Activity Cost Report. Рассмотрим диалог Activity Based Costing Report (рис. 7.5) настройки этого типа отчета. Раскрывающийся список Standart Reports позволяет выбрать один из стандартных отчетов (запоминаемая комбинация переключателей, флажков и других элементов управления диалога). Activity Cost/Cost Center, Activity Cost Report, Cost Center Report. AllFusion Process Modeler сохраняет информацию о стандартном отчете в файле ALLFUSION PROCESS MODELERRPT.INI. Все определения этого файла доступны из любой модели. Единственное ограничение – UDP. Они сохраняются в виде указателя и доступны только из «родной» модели.

Для создания собственного стандартного отчета необходимо задать опции отчета, ввести имя отчета в поле списка выбора и воспользуйтесь кнопкой New. Стандартный отчет можно изменить – кнопка Update или удалить – кнопка Delete. В правом верхнем углу диалога находится группа управляющих элементов для выбора формата отчета.

 

Рис. 7.5. Диалог настройки отчета по стоимости работ

 

При этом доступны следующие форматы:

- Labeled – отчеты включают метку поля, затем, в следующей строке, печатается содержимое поля.

- Fixed Column – каждое поле печатается в собственной колонке.

- Tab-Comma Delimited – каждое поле печатается в собственной колонке. Колонки разделяются знаком табуляции или запятыми.

- DDE Table – данные передаются по DDE приложению, например, MS Word или Excel.

- RPTwin – отчет создается в формате Platinum RPTwin – специализированного генератора отчетов, который входит в поставку AllFusion Process Modeler.

Опция Ordering сортирует данные по какому-либо значению (по алфавиту, иерархически или по широте).

Опция Multi-Valued Format регулирует вывод полей в отчете при группировке данных:

- Repeating Group – детальные данные объединяются в одно поле, между значениями вставляется +;

- Filled – дублирование данных для каждого заголовка группы;

- Header – печатается заголовок группы, затем детальная информация.

Результаты отображаются и непосредственно на диаграммах. В левом нижнем углу прямоугольника работы может показываться либо стоимость (по умолчанию), либо продолжительность, либо частота проведения работы. Настройка отображения осуществляется в диалоге Mode Properties (меню Edit/Model Properties), закладка Display, ABC Data, ABC Units.

ABC позволяет оценить стоимостные и временные характеристики системы Если стоимостных показателей недостаточно, имеется возможность внесения собственных метрик – свойств, определенных пользователем (User Defined Properties, UDP). UDP позволяют провести дополнительный анализ хотя и без суммирующих подсчетов.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Настройка параметров стоимостного анализа:

1. Откройте файл Lаb6.bp1, сохраненный на предыдущем уроке.

2. В диалоговом окне Model Properties (Model – Model Properties) во вкладке АВС установите единицы измерения денег и времени – рубли и часы (рис. 7.6).

Рис. 7.6. Вкладка ABC Unit диалога Model Properties

3. Перейдите в Dictionary – Cost Center и в диалоге Cost Center Dictionary внесите название и определение центров затрат (табл. 7.1.).

Таблица 1

Центры затрат АВС

Центр затрат Определение
Управление Затраты на управление, связанные с составлением графика работ, формированием комплектов мебели, контролем над сборкой и проверкой качества изделий
Рабочая сила Затраты на оплату рабочих, занятых изготовлением изделий
Компоненты Затраты на закупку компонентов

 

4. Для отображения стоимости каждой работы в нижнем левом углу прямоугольника перейдите в меню Model - Model Properties и во вкладку Display диалога Model Properties включите опцию ABC Data (рис. 7.7).

 

Рис. 7.7. Вкладка Display диалога Model Properties

 

5. Для изображения стоимости, частоты или продолжительности работы переключите радиокнопки в группе ABC Units (рис. 7.8).

 

Рис. 7.8. Назначение радиокнопок в группе ABC Units

 

6. Для назначения стоимости работе «Переработка сырья» выделите по ней правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню Cost. Откроется диалоговое окно для внесения стоимости затрат (рис. 7.9).

Рис. 7.9. Диалог Activity Properties

 

7. В диалоговом окне Cost Center Editor добавьте центры затрат «Компоненты», «Рабочая сила», «Управление» (рис. 7.10).

 

Рис. 7.10. Диалог Cost Center Editor

8. Во вкладке Costs диалога Activity Properties укажите частоту проведения данной работы в рамках общего процесса (Frequency) и продолжительность (Duration).

9. Выберите в списке один из центров затрат и в окне Cost задайте его стоимость (рис. 7.11).

 

Рис. 7.11. Внесение стоимости в центры затрат

 

Внесение стоимости затрат: Для работ «Изготовление деталей», «Сборка изделия», «Контроль качества» на диаграмме А0 самостоятельно внесите параметры АВС из таблицы 2.

 

 

Таблица 2

Стоимости работ на диаграмме А0

Имя работы (Activity Name) Центр затрат (Cost Center) Сумма центра затрат (Cost Center Cost), руб. Продолжительность (Duration), день Частота (Frequency)
Переработка сырья Управление 100,00    
Рабочая сила 1500,00 1,00 5,00
Компоненты 20000,00    
Изготовление деталей Управление 200,00    
Рабочая сила 2500,00 2,00 5,00
Компоненты 200,00    
Сборка мебели Управление 600,00    
Рабочая сила 1500,00 2,00 5,00
Компоненты 200,00    
Контроль качества Управление 600,00    
Рабочая сила 1000,00 1,00 5,00
Компоненты 0,00    

 

 

Результат стоимости работ показан на рисунке 7.12.

 

Рис. 7.12. Результат стоимости работ на диаграмме А0

Составление отчета. Для того чтобы сгенерировать отчет, выполните следующие действия:

1. Выберите пункт меню Activity Cost Report (Tools – Reports - Activity Cost Report).

Укажите пункты в диалоге Activity Based Costing Report (рис. 7.13), по которым хотите получить сведения. Назначение пунктов диалогового окна можно посмотреть в таблице 3.

 

Рис. 7.13. Диалог Activity Based Costing Report

 

 

Таблица 3

Пункты Activity Based Costing Report и их значение

2. Выбрав необходимые пункты воспользуйтесь ОК (рис. 7.14). Сохраните полученную диаграмму под именем Lab7.bp1.

 

Рис. 7.14. Сгенерированный отчет

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию стоимостной анализ.

2. Роль стоимостного анализа в моделировании бизнес-процессов.

3. Действия для получения отчета о стоимости бизнес-процесса.

4. Перечислите задачи, которые решает стоимостной анализ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: