Имам Аскари (ДБМ), подобно своим благородным и непогрешимым предкам всегда был притесняем, находясь под постоянной слежкой и контролем

Так однажды, во времена халифа Мухтади, имам попал в тюрьму Салиха ибн Вусайфа. Салих ибн Вусайфа поручил двум своим ближайшим дружкам-негодяям строго следить за его светлостью. Однако они попали под влияние имама Аскари (ДБМ), видя его искреннею любовь и почтение к Всевышнему. В другой раз, имама посадили в тюрьму Нахрира. Тамошний палач, проявлял к нему жестокость. Жена Нахрира сказала ему: «Побойся Бога. Ведь ты не знаешь, что за человек находится у тебя в доме». Далее она рассказала ему о поклонениях и достоинствах имама и еще, что она боится за зло, причиняемое им его светлости.

Нахрир ответил: «Клянусь Аллахом, я брошу его к хищным животным». Получив разрешение у правителя, он бросает имама Аскари (ДБМ) в клетку с хищниками. Нахрир был уверен, что звери разорвут его на части. Но, вопреки своим ожиданиям, он обнаружил его целым и невредимым, совершающим намаз, в то время как животные смиренно окружали его. Раздосадованный этим, он приказал отправить имама домой.

Во времена своего правления Му'тамад также приказал посадить имама Аскари и его брата Джа’фара в тюрьму под присмотром Али Джарина. Халиф постоянно справлялся о положении имама, и ему докладывали, что дни его светлость проводит, соблюдая пост, а ночи – в молитвах и поклонах.

Однажды Му'тамад спросил у Али Джарина об имаме и получил прежний ответ. Тогда он велел ему немедленно пойти к имаму, передать ему его приветствие и сопроводить домой.

Али Джарин рассказывает: «Я пошел к имаму и увидел, что он надел свою одежду и готов пойти со мной. Увидев меня, он поднялся с места. Я передал ему сообщение халифа. Затем он сел верхом, но не тронулся. Я спросил его о причине задержки.

- Я жду прихода Джа’фара, – ответил он.

- Но эмир дал приказ лишь о вашем освобождении, а о Джа’фаре он и не обмолвился, - возразил я.

- Пойди к нему и скажи, что мы происходим из одной семьи. И если я вернусь один без Джа’фара, то произойдет нечто, о чем ему небезызвестно.

Али Джарин пошел к эмиру и, вернувшись, сказал имаму: «Он говорит, что освобождает Джа’фара, благодаря Вам и заключил его в тюрьму из-за совершённого им преступления и предательства по отношению к Вам и себе».

Тогда Джа’фар был также выпущен на волю и вернулся домой в сопровождении своего брата.

* * *

Из того, что мы коротко рассказали вам об обстановке, царившей во времена правления халифов, становится ясно, что имам Аскари (ДБМ) жил в крайне тяжелое время. Господствующий режим, неустанно следил за имамом и не раз заключал его в тюрьму. История свидетельствует о том, что даже в то время, когда имам не находился в заключении, его связи были под контролем, и его приверженцы и последователи не могли свободно общаться с ним. Иногда, некоторые из них попадали в дом к имаму Аскари (ДБМ) с помощью некоторых влиятельных Алидов.

В книге «Кашф аль Гумма» написано: «Некий Алид, во времена имама Хасана Аскари (ДБМ) шел из Самарры в Джабал (так называемая горная часть западного Ирана, от Хамадана до Казвина) на заработки. По дороге ему встретился один из приверженцев имама (по происхождению халванец), который спросил его:

- Откуда путь держишь?

- Из Самарры.

- Знаешь ли ты такой-то район и улицу?

- Да, знаю.

- Имеешь ли ты сведения об имаме Аскари?

- Нет.

- Что тебя привело в Джабал?

- Иду на заработки.

- У меня есть 50 динаров. Возьми их себе и идем со мной в Самарру, а затем доставь меня в дом Хасана ибн Али.

Алид согласился и отвел его к имаму...

Из вышеупомянутого явствует, каково было положение имама Аскари (ДБМ) вне тюрьмы, степень ограничений надзора над ним со стороны государства. Так что сторонникам его светлости нелегко было с ним связаться и чтобы встретиться, они должны были быть предусмотрительны и осторожны. Даже Алиды и родственники имама не могли много видеться и поддерживать отношения с ним.

Личность имама и
особенности его нрава

Нравственные достоинства и душевное совершенство, величие и благородство имама Аскари (ДБМ) признавали не только приверженцы, но даже и враги. Хасан ибн Мухаммад Аш'ари, Мухаммад ибн Яхйя и некоторые другие, повествуют о том, что Ахмад Абдуллах ибн Хакан был управляющим земель и поземельного налога города Кума. Однажды, в его обществе разговор зашел о Алидах и их убеждениях. В ходе беседы, Ахмад, будучи упрямым насибитом[3] и отклонившимся от традиций Пророка и его непорочного рода, сказал: «В Самарре, среди Алидов, семьи имама и Бани Хашим, я не слышал и не видел кого-либо, кто бы сравнился с Хасаном ибн Али ибн Мухаммадом ибн Али ар Риза (т.е. имамом Аскари) в методике, степенности, целомудрии, благородстве и превосходстве. Его семейство отдавало ему предпочтение перед взрослыми и уважаемыми членами своих семей. Кроме того, точно также к имаму Аскари относились главнокомандующие войсками и визири.

Помню, как-то я находился рядом со своим отцом[4], когда стражники принесли весть о прибытии Абу Мухаммада Ибн ар Риза (т.е. имама Аскари). Мой отец громким голосом сказал: «Пусть войдет».

Я очень удивился тому, что в присутствии моего отца стражники назвали имама по конье и с почтением, поскольку они имели право это делать[5] только лишь по отношению к халифу, его престолонаследнику, или тому, кого правитель приказал так называть. К нам вошел смуглолицый, статный, красивый, хорошо сложенный, молодой, величавый, внушительного вида мужчина. Увидев его, мой отец поднялся с места и пошел к нему навстречу. Я не помню, чтобы он (отец) вел себя точно также с кем-либо из бани Хашим или с командирами войск.

Обняв пришельца, он поцеловал его лицо и грудь. Затем взял его за руку и посадил на свой молитвенный коврик. Сам сел рядом, обратив свое лицо к нему и начал с ним беседу. В ходе разговора, он говорил ему «Да буду я жертвой ради Вас!»

Я видел все это и был поражен происходящим. Вдруг вошел некий стражник и объявил о прибытии Муваффака Аббаси. По обыкновению, перед его приходом стражники и командиры его войск выстраивались в два ряда, от двери дома до зала, где мой отец встречал его, находясь в таком положении до того времени, пока Муваффак не уйдет.

Внимание моего отца было обращено к Абу Мухаммаду и он беседовал с ним до тех пор, пока не завидел слуг Муваффака. Тут он обратился к имаму с такими словами: «Да буду я жертвой ради Вас! Если Вам угодно, не изволите ли Вы уйти?» Затем он приказал стражнику провести имама Аскари сзади двух рядов воинов, дабы Муваффак не заметил его светлость. Имам поднялся со своего места, мой отец тоже встал и обнял его. Когда имам Аскари ушел, я с удивлением спросил у стражников и слуг моего отца:

- Кто тот человек, которого в присутствии моего отца вы назвали по конье, и мой отец с таким почтением обращался с ним?

- Он один из Алидов, - ответили они. - Его зовут Хасан ибн Али, и он известен под именем «Ибн ар-Риза»[6].

Тут мое удивление удвоилось; весь тот день я был встревожен и задумчив. Наступил вечер. После вечерней молитвы мой отец имел обыкновение рассматривать сообщения и дела, которые было необходимо довести до ведома халифа. Помолившись, он сел. Тут подошел я и тоже сел. Рядом с моим отцом никого не было. Он спросил меня:

- Ахмад! У тебя есть дело ко мне?

- Да, отец. Если Вы разрешите, я скажу - ответил я.

- Ну что ж, говори.

- Отец! Кто тот человек, которого я видел сегодня утром к которому ты относился почтительно и, разговаривая с ним, говорил ему: «Да буду я жертвой ради Вас», и приносил в жертву себя, своего отца и мать?

- Сын мой! Это имам и руководитель рафизитов[7] - Хасан ибн Али, известный под именем Ибнур-Риза, - пояснил мой отец и после нашего недолгого молчания он продолжил:

- Сын мой! Если Аббасидские халифы утеряют власть, то из хашимитов только он (имам Аскари) достоин встать во главе государства. И это вследствие его превосходства, целомудрия, аскетизма, поклонения Господу, добронравия и других достоинств. Если бы ты видел его отца, то нашел бы его благородным и совершенным человеком.

После этих слов я все больше стал раздумывать, беспокоиться и гневаться на отца. И самым важным для меня были расспросы и изыскания об имаме. У кого бы я ни спрашивал о нем: у бани Хашим, главнокомандующих войсками, писателей, судей, факихов и других людей, я понимал, насколько имам обладает величием и почтением. Все говорили о нем только хорошее и отдавали ему предпочтение перед всем его семейством и их старшими членами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: