Но где там — мы так воспитаны (обществом, экономика которого, напомню, должна воспроизводиться, а, значит, мы должны покупать, покупать и покупать), что приобретя что-то новое, оказываемся не в силах этим насладиться, а почти сразу же начинаем достигать чего-то следующего, которое по достижению тоже окажется (или все-таки покажется?) никчемным и ненужным. Так что умение жить счастливо— это просто способность наслаждаться обладанием достигнутым: с четким осознанием желанности и нужности этого достигнутого. И неслучайно Лев Толстой как-то обронил удивительно умную мысль, по которой же (цитирую, но близко к тексту) «истинно счастливым становится тот, кто осознает, что все, что у него есть, это и есть все, что ему надо...».
Успех в вашей жизни. Знаете, перед тем, как клиент придет ко мне, психотерапевту, на первый сеанс, он обязан письменно ответить на следующие четыре вопроса: «Имею и хочу иметь», «Имею, но не хочу иметь», «Не имею, но хочу иметь» и «Не имею и не хочу иметь», каковые образуют еще одну четырехклеточную матрицу
|
|
Имею и хочу иметь То, чем я, к счастью, обладаю | Имею, но не хочу иметь То, чем я, к несчастью, обладаю |
Не имею, но хочу иметь То, чем, к несчастью, не обладаю | Не имею и не хочу иметь То, чем, к счастью, не обладаю |
Так вот, среди этих вопросов только два действительно предназначены мне и мне же и нужны — о том, что клиент имеет, но не хочет иметь {проблемы, от которых я его должен увести). И о том, что он не имеет, но хочет иметь (решения, к которым мне надобно его привести). Вопросы номер 1 и 4 предназначены только и исключительно для него самого — оного или означенного субъекта. Который, имея много чего приятного и полезного, совершенно об этом забыл, и оттого даже не наслаждается обладанием всего этого — приятного и полезного. И который, не имея много чего бесполезного и неприятного, даже не радуется тому, что этого у него нет. Непонятно? Ну хорошо, давайте проделаем это с вами. Скажите, что вы имеете в своей жизни и что хотели бы в ней сохранить, поскольку без этого ваша жизнь была бы некомфортной? Какие-никакие деньги (минимальный доход), квартиру или даже дом, работу, на которой, как минимум, достаточно тепло и уютно, жену, а то и еще любовницу — и еще много прочего, включая, например, приличное физическое здоровье. То, что вы этим давно уже разучились наслаждаться (если вообще умели), не так уж и важно. Важно другое: то, что. ежели все это у вас есть, значит, у вас нет противоположного: полного отсутствия денег, жилья, работы, семьи и здоровья. А ну-ка представьте, как бы вам жилось в этом случае: нет, не с точки зрения «Тогда бы у меня было другое и лучше» (да ничего бы у вас не было, или если бы и было, то же самое — согласно закону воплощения, с которым я имел честь вас познакомить), а с позиции «Ничего этого нет». Что, стало страшно? Вот так-то. А если добавить, что у вас нет бубонной чумы, землетрясения, голодомора и цунами, становится даже как-то спокойно: «А ведь ничего себе живем...». Да, но только лишь — ничего. Потому как и иметь вы могли бы большее (как именно, я научу, программируя с вашей же помощью вашу же успешную судьбу), но, главное, наслаждаться тем, что имеете, куда как сильнее. Как именно, это уже вопрос к вам. Точнее предложение и одновременно упражнение: расписать по пунктам все, что вы имеете, и ответить на вопрос: «Как сделать так, чтобы я получал от этого больше удовольствия?» Обратили внимание на формулировку? Не «почему я не получаю от этого удовольствия?» (наилучший ответ: «По кочану»), а «как сделать так, чтобы получить от этого удовольствия больше». И очень может быть, что тогда вы сможете стать пусть немного, но счастливее. А значит, и эффективнее, потому что только счастливые действительно эффективны...
|
|
«А что сделать с оставшимися вопросами?» — возможно, спросите вы. С этими самыми «Имею, но не хочу иметь» и «Не имею, но хочу иметь»? Как что? Вы что, еще не поняли? Ответ на первый (но № 2 в матрице) вопрос включает все, что МЕШАЕТ вам реализовать успешную судьбу (и, так сказать, субъективно, если вы, например, написали «неуверенность в себе», и объективно, если вы указали «недостаточный уровень доходов». А вот ответ на вопрос второй (№ 3 во все той же четырехклеточной матрице) описывает все то, что ПОМОЖЕТ вам обрести эту самую «судьбоносную успешность». То сокровенное, что входит в вашу модель благополучия. Субъективное (например, «спокойствие» и «умение радоваться жизни»). И объективное (например, «интересную работу с высокой зарплатой»).
Вы обратили внимание на то, что это самое объективное достигается за счет и посредством эффективности («интересная работа с высоким заработком), а субъективное описывает некоторые условия и эффективности («уверенность в себе») и счастливости («спокойствие» и «умение радоваться жизни»)? Если да, то я за вас спокоен. И предлагаю как бы даже развлечься, составив таблицу «Моя модель успешной судьбы», каковая как бы состоит из трех колонок. В первую запишите все то, что объективно вам надо бы иметь для того, чтобы быть успешным и удовлетворенным. Во вторую — все то субъективное, что вам нужно, чтобы быть эффективным. Ну и в третью — тоже субъективное, но уже с точки зрения счастливости. Разумеется, вы должны воспользоваться материалами из ответов на вопросы «Имею, но не хочу иметь» (здесь сделаете как бы «перевертыш», т.е. например, замените «неуверенность в себе» на, соответственно, «уверенность») и «Не имею, но хочу иметь». Возможно, вам сразу что- то бросится в глаза и даже поразит, хотя с анализом можете не спешить. Вернетесь к нему, когда мы разберем вопросы следующих разделов этой книги.
Упражнение 1.
Попробуйте оценить, на каком-таком уровне жизни вы находитесь, но не просто (как в тексте), и с точки зрения четырех сфер человеческой жизни
• работы (учебы)
• семейной жизни (межполовых отношений)
• досуга
• общественной деятельности (бескорыстного желания сделать этот мир немного лучше).
Упражнение 2.
- Основываясь на матрице хомогенеза и расшифровывающих ее предшествующих описаний определите, используя, например, 10-балльную шкалу (10 = max), как у вас обстоит дело с
артхой | ||||||||||
камой | ||||||||||
дхармой и | ||||||||||
мокшей |
Попробуйте сделать хоть какие-то выводы из этих двух упражнений.
|
|
" ■ —... —I — —
Упражнение 3.
- Оцените, используя все ту же десятибалльную шкалу, чем лично для вас является успех — т.е. в какой степени что выражено в вашей его модели
• достижение
• одобрение (принадлежность)
• власть.
■ ' ■ ■■ - ' I...
Упражнение 4.
- Хотя бы «в чернее», но все-таки ответьте на четыре вопроса о своей жизни:
• имею и хочу иметь
• имею, но не хочу иметь
• не имею, но хочу иметь
• не имею и не хочу иметь.
• НА ДЛИННОЙ ЖИЗНЕННОЙ ДОРОГЕ...
«Жизнь, которая не подвергнута осмыслению, не стоит