Очков). Затем ознакомьтесь с соответствующим абзацем в конце этой главы

Результаты тестов свидетельствуют: у вас налицо весьма высокая степень эмоциональной зрелости, и, как правило, вы действуеге исходя из ваших главных интересов. У вас сформировалось позитивное отношение к жизни с ее проблемами и возможностями. Если вы и далее сумеете чутко реагировать на требования, которые предъявляет вам жизнь, соотнося ваши запроса и возможности, вам гарантировано большое будущее.

Результаты тестов указывают на то, что у вас очень много достоинств и сильных сторон. Но отдельные свойства и особенности характера удерживают вас от успешного продвижения к заветным целям. Немного поработав над собой, вы получите отличную возможность изменить ваше существование к лучшему. Впрочем, вы ближе к успеху, чем вам кажется. Нужно только приложить некоторое количество целенаправленных усилий.

Результаты тестов, как говорится, наводят на размышления, но вы в ваших проблемах не одиноки. Пора вам взять судьбу в собственные руки и ликвидировать те области, которые мешают вам двинуться к победам. Разумеется, на это потребуется какое-то время. Если вы будете усердно выполнять упражнения, включенные в эту книгу, у вас неплохие возможности изменить жизнь в лучшую сторону.

Вне всякого сомнения, вы усиленно занимаетесь самосаботажем и ваши слабости тянут вас вниз, если еще не утянули на дно. Возможно, именно поэтому вы и выбрали эту книгу, а стало быть, рано отчаиваться. Если ваша жизнь и ползет под уклон, еще есть время принять меры и переломить ход событий. Тех, кто со всей искренностью может воскликнуть: «Так жить надоело», ожидают благоприятные перемены. Да, вам предстоит немало потрудиться, но если у вас хватит сил и упорства, вы сумеете двинуться в правильном направлении».

Самоактуалнзационный тест (CAT). Теперь определимся с собственной самоактуализацией — с помощью второго из обещанных мною тестов: CAT

Э. Шострем. Важность и значимость определения уровня своей самоактуализации бесспорна, так как в этой книге я, по сути, хочу помочь вам осуществить этот самый процесс — самоактуализации, которая необходима всем и каждому, дабы жить, а не выживать. Для того, чтобы определить, что здесь вам нужно в себе перепрограммировать, чтобы добиться самоактуализации, я и включил в книгу довольно объемный самоактуализационный тест вышеупомянутого автора, каковой (тест) позволит вам измерить, где вы находитесь (или застряли) на пути к этому приятному состоянию — равно как и узнать то, на что вам нужно обратить внимание (а что — развить), дабы самоактуализироваться. Описание этого теста, который в данной книге условно назван техникой определения уровня самоактуализации, я привожу по работе Ю. Алешиной, J1. Гозмана и Е. Дубовской «Социально-психологические методы исследования супружеских отношений».

Каждый пункт данного опросника содержит в себе два высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и пометьте то из двух, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения.

• а) Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

б) Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

• а) Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

б) Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

• а) Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

б) Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.

•а) Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

• а) Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

•а) В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех.

б) В сложных ситуациях всегда надо искать принципиально новые решения.

• а) Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.

б) Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.

• а) Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.

б) Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.

• а) Я могу без всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня.

б) Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня.

• а) Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей.

б) Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей.

• а) Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего.

б) Мне кажется, что будущее сулит мне мало хорошего.

• а) Человек должен оставаться честным во всем и всегда.

б) Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.

• а) Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия.

б) Не стоит потакать излишнему любопытству ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.

• а) У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

б) У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

• а) Я всячески стараюсь избегать огорчений, б) Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.

• а) Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

б) Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

• а) Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны.

б) Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.

• а) Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по- настоящему начать жить в будущем.

б) Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.

• а) Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом.

б) Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом.

• а) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.

б) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

• а) Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях.

б) Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.

• а) Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.

б) Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.

• а) Мне кажется, любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.

б) Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.

• а) Главное в нашей жизни — это создавать что- либо новое.

б) Главное в нашей жизни — быть честным и благородным человеком, приносить людям пользу.

• а) Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин — традиционно женские.

б) Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины, и женщины сочетали в себе традиционно мужские и традиционно женские свойства характера.

• а) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств.

б) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.

• а) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы.

б) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями человеческой природы.

• а) Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.

б) Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

• а) Я уверен в себе, б) Я не уверен в себе.

• а) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа.

б) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.

• а) Я никогда не сплетничаю.

б) Иногда мне нравится сплетничать.

• а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе.

б) Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.

• а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему.

б) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему.

• а) Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.

б) Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.

• а) Меня редко беспокоит чувство вины, б) Меня часто беспокоит чувство вины.

• а) Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.

б) Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.

• а) Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики.

б) Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики.

• а) Я считаю необходимым следовать правилу: «не трать времени даром».

б) Я не считаю необходимым следовать правилу: «не трать времени даром».

• а) Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.

б) Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.

• а) Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

б) Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

• а) Я предпочитаю оставлять приятное «на потом».

б) Я не оставляю приятного «на потом».

• а) Я часто принимаю спонтанные решения, б) Я редко принимаю спонтанные решения.

• а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям.

б) Я стараюсь не выражать открыто своих чувств, в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.

• а) Я не могу сказать, что я себе нравлюсь, б) Я могу сказать, что я себе нравлюсь.

• а) Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах.

б) Я редко вспоминаю о неприятных для меня

вещах.

• а) Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими.

б) Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими.

• а) Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди.

б) Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.

• а) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого.

б) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.

• а) При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей.

б) Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.

• а) Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.

б) Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.

• а) Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования.

б) Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.

• а) Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.

б) Достижение счастья — это главная цель человеческих отношений.

• а) Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам.

б) Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам.

• а) При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек.

б) Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек.

• а) Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.

б) Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение.

• а) В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.

б) Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.

• а) Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми.

б) Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми.

• а) Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз.

б) Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.

• а) Я очень увлечен своей работой.

б) Я не могу сказать, что я увлечен своей работой.

• а) Я недоволен своим прошлым, б) Я доволен своим прошлым.

• а) Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду.

б) Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.

• а) Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.

б) Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.

• а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны.

б) Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность.

• а) Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

б) Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.

• а) Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.

б) Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.

• а) Интерес к самому себе всегда необходим для человека.

б) Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.

• а) Иногда я боюсь быть самим собой.

б) Я никогда не боюсь быть самим собой.

• а) Большая часть того, что мне приходится делать, доставляег мне удовольствие.

б) Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.

• а) Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостат ках.

б) Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.

• а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

б) Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.

• а) Человек должен раскаиваться в своих проступках.

б) Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих проступках.

• а) Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств.

б) Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.

• а) В большинстве ситуаций я прежде всего стараюсь понять, чего хочу я сам.

б) В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие.

• а) Я стараюсь никогда не быть «белой вороной», б) Я позволяю себе быть «белой вороной».

• а) Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим.

6) Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

• а) Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее.

б) Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее.

• а) Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

б) Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

• а) Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как приносят пользу людям.

б) Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что доставляют человеку эмоциональное удовлетворение.

• а) Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.

б) Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.

• а) Я доверию тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

б) Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

• а) Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.

б) Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья.

• а) Довольно часто мне бывает скучно, б) Мне никогда не бывает скучно.

• а) Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.

б) Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно.

• а) Я легко принимаю рискованные решения.

б) Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.

• а) Я стараюсь во всем и всегда поступать честно, б) Иногда я считаю возможным мошенничать.

• а) Я готов примириться со своими ошибками.

б) Мне трудно примириться со своими ошибками.

• а) Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.

б) Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.

• а) Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.

б) Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.

• а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

• а) Я думаю, что большинству людей можно доверять.

б) Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.

• а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое.

б) Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.

• а) Я предпочитаю проводить отпуск, путешествуя, даже если это сопряжено с большими затратами и неудобствами.

б) Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях.

• а) Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю.

б) Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю.

• а) Людям от природы свойственно понимать друг друга.

б) По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах.

• а) Мне никогда не нравятся сальные шутки, б) Мне иногда нравятся сальные шутки.

• а) Меня любят потому, что я сам способен любить.

б) Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих.

• а) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат вдруг другу.

б) Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу.

• а) Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми.

б) Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми.

а) Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих.

б) Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.

• а) Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.

б) Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.

• а) Я считаю, что способность к творчеству — природное свойство человека.

б) Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству.

• а) Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.

б) Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.

• а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным, б) Я никогда не боюсь показаться слишком

нежным.

• а) Мне легко смириться со своими слабостями, б) Мне трудно смириться со своими слабостями.

• а) Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

б) Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

• а) Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.

б) Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.

• а) Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько оно необходимо.

б) Человек должен всегда заниматься только тем, чем ему интересно.

• а) Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.

б) Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.

• а) Иногда я не против того, чтобы мной командовали.

б) Мне никогда не нравится, когда мной командуют.

• а) Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.

б) Мне не легко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

• а) Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность.

б) Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.

• а) Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе.

б) Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.

• а) О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой.

б) Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.

• а) Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.

б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.

• а) Люди часто раздражают меня, б) Люди редко раздражают меня.

• а) Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.

б) Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.

• а) Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка.

б) Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка.

• а) Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие.

б) Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие.

• а) Бывает, что я стыжусь своих чувств, б) Я никогда не стыжусь своих чувств.

• а) Мне нравится участвовать в жарких спорах, б) Мне не нравится участвовать в жарких спорах.

• а) У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы.

б) Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы.

• а) Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.

б) Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.

• а) Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем.

б) Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями.

• а) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области.

б) Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области.

• а) Я боюсь неудач.

б) Я не боюсь неудач.

• а) Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

б) Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

В качестве показателей самоактуализации в тесте Э. Шострем используются две основные и двенадцать дополнительных шкал. Приведу их описание по вышеупомянутой книге Ю. Алешиной, Л. Гозана и Е. Дубовской.

Основные шкалы теста CAT. Здесь главными выступают две шкалы.

Шкала компетентности во времени определяет отношения человека с временными параметрами его жизни. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим (т. е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не рассматривать то, что происходит «здесь» и «теперь» или подготовку будущей «настоящей жизни»), а во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и дискретное («отрезочное») восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки измеряет степень независимости ценностей и поведения человека от воздействия извне. Личность, имеющая высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости и конформности (склонности подтверждать мнение значимых других).

Дополнительные шкалы самоактуализационного теста. В отличие от основных шкал, измеряющих две глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на выявление отдельных аспектов этого весьма любопытного психологического явления.

Шкала ценностных ориентаций определяет в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности (здесь и далее высокий балл по шкале характеризует большую степень самоактуализации).

Шкала гибкости поведения измеряет степень гибкости в реализации личностью своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.

Шкалы ценностных ориентаций и гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая — гибкость в их использовании.

Шкала сензитивности (чувствительности) к себе определяет то, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах.

Шкала спонтанности измеряет возможность для личности легко и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, а лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая свидетельствует о том, насколько человек осознает собственные чувства, а вторая — о том, в какой степени они проявляются в поведении.

Шкала самоуважения определяет способность личности ценить свои достоинства.

Шкала самопринятия измеряет степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

Шкала представления о природе человека регистрирует отношение к людям. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу людей, в целом как положительную («люди в массе своей добры») и не считать полярности (противоположности) мужественности — женственности, рациональности — эмоциональности и тому подобные антагонистическими.

Шкала синергии характеризует способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию и могут анализироваться совместно. Они составляют блок концепции человека.

Шкала принятия агрессии определяет отношение к «выходам из себя». Высокий балл по шкале свидетельствует о способности принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Однако, конечно же, речь здесь вовсе не идет об оправдании своего или чужого антисоциального поведения.

Шкала контактности характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких контактов с людьми.

Шкалы 9 и 10 составляют блок межличностной чувствительности.

Шкала познавательных потребностей измеряет степень выраженности у личности стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Шкала креативности характеризует выраженность творческой направленности человека.

Шкалы 11 и 12 составляют блок отношения к познанию.

Ключ к опроснику Э. Шострем. Обработка CAT осуществляется с помощью специального ключа, где за выбор указанных ниже суждений дается 1 балл.

Шкала ориентации во времени: 11а, 166, 186, 21а,

• 386, 406, 416, 456, 606, 646, 716, 766, 826, 916, 1066, 1266.

Шкала поддержки: 16, 26, За, 4а, 56, 76, 8а, 9а, 10а, 126, 146, 156, 17а, 19а, 226, 23а, 256, 266, 276, 29а, 316, 32а, 336, 34а, 356, 366, 42а, 43а, 446, 46а, 476, 496, 506, 516, 52а, 53а, 55а, 56а, 57а, 59а, 616, 626, 656, 66а, 676, 68а, 696, 70а, 726, 73а, 746, 756, 77а, 80а, 81а, 83а, 856, 86а, 876, 886, 896, 90а, 93а, 94а, 956, 96а, 97а, 98а, 996, 100а, 102а, 1036, 104а, 1056, 1086, 109а, 110а, 1116, 113а, 114а, П5а, 1166, 1176, 118а, 1196, 120а, 122а, 1236, 1256.

Шкала ценностной ориентации: 17а, 29а, 42а, 496, 506, 53а, 56а, 59а, 676, 68а, 696, 80а, 81а, 90а, 93а, 97а, 996,113а, 114а, 122а.

Шкала гибкости поведения: За, 9а, 126, 336, 366, 386, 406, 476, 506, 516, 616, 626, 656, 68а, 70а, 746, 826, 856,956, 97а, 996,102а, 1056, 1236

Шкала сензитивности: 26. 56, 10а, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 896, 1036, 1196, 122а.

Шкала спонтанности: 56, 146, 156, 266, 42а, 626, 676, 746,77а, 80а, 81а, 83а, 956, 114а.

Шкала самоуважения: 26, За, 76, 23а, 29а, 446, 53а, 66а, 696,98а, 100а, 102а, 1066, 114а, 122а.

Шкала самопринятия: 16, 8а, 146, 226, 316, 32а, 34а, 396, 53а, 616, 716, 756, 86а, 876, 104а, 1056, 1066, 110а, 1116, 1166,1256.

Шкала представлений о природе человека: 23а,

• 276, 506, 66а, 90а, 94а, 97а, 996, 113а.

Шкала синергичности: 506, 68а, 916, 93а, 97а, 996, 11 За.

Шкала принятия агрессии: 56, 8а, 10а, 156, 19а, 29а, 396, 43а, 46а, 56а, 676, 856, 93а, 94а, 115а.

Шкала контактности: 56, 76, 17а, 236, 266, 366, 46а, 656, 70а, 73а, 746, 756, 796, 96а, 996, 1036, 1086, 109а, 120а, 1236.

Шкала познавательных потребностей: 13а, 206, 37а, 48а, 636, 66а, 786, 826, 92а, 1076,1216.

Шкала креативности: 66, 24а, 30а, 42а, 54а,58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 1056,1126,1236,1246.

Использование полученных данных. Л вот здесь я вас немного разочарую, ибо не приведу никаких оценок по этому тесту: средних, стандартных и т. п. В принципе, они существуют, но лично вам оценки эти не важны и не нужны (а то еще зазнаетесь или, наоборот, впадете в депрессию). Важно здесь совсем другое. Этот тест должен послужить для вас именно информацией к размышлению — о пробелах в вашей самоактуализации. Чтобы определить их, вполне достаточно будет вычислить «процент актуализированное™» по каждой из шкал по формуле:

Содержание тех шкал, в которых обнаружился самый низкий процент, и должно стать объектом вашего самоперепрограммирования.

Упражнение 21.

- Протестируйте себя по тесту «Самосаботаж или успех» Д. Эймеана и определите общий уровень вашей «самосаботажности».

- Выпишите все факторы, которые получили отрицательную оценку и тщательно обдумайте, как негативно повлияли они на вашу собственную жизнь.

Упражнение 22.

^Протестируйте себя по CAT Э. Шострем и обработайте результаты тестирования, определив «проценты самоактуализации»

- Тщательно проанализируйте шкалы самоактуализационного теста (их содержание и смысл), после чего представьте, насколько обогатиться и улучшится ваша жизнь, если все это станет достоянием вашей личности.

Упражнение 23.

-»В позитивном ключе или варианте выпишите все факторы личности и показатели самоактуализации, которые получили у вас низкие оценки (т. е. если, например, обнаружилось, что вам свойственно «стремление винить других», выписать для дальнейшей проработки нужно антипод этого качества — «личную ответственность»). И снабдите каждое из них «присоединяющим» словом («Я обладаю», «Мне присуща», «Я демонстрирую» и т. п. — например, в случае, описанном в скобках вы можете написать: «Я обладаю личной ответственностью»)

Проранжируйте составляющие этого списка по их важности (с точки зрения силы их влияния на вашу жизнь и судьбу) и составьте новый список, в котором желаемые вами качества личности и показатели самоактуализации будут идти от наиболее важного до наименее важного.

- Красиво оформите этот список и повесьте его на видном месте, после чего сделайте регулярной практикой мечты о том, каким(ой) вы станете и как в результате изменится ваша жизнь. Наилучшее время для этих занятий — сразу после пробуждения и непосредственно перед засыпанием. Обязательно предваряйте и заканчивайте свою психогимнастику неоднократным (не менее 9 раз) повторением знаменитой фразы Э. Куэ: «С каждым днем я становлюсь все лучше, лучше и лучше». Все это мы назовем техникой активного мечтания.

■. — -- - - -I ■ ■ ■ —— I ■' —. -...... -. ■

Упражнение 24.

- Для усиления психопрограммирования воспользуйтесь техникой программирующих утверждений (фраз). Напечатайте или напишите первую фразу из вашего списка (например, «Я обладаю личной ответственностью») на листке бумаги 10—20 раз, оставит справа поле для эмоционального «ответа».

Теперь раз за разом читайте созданную вами программирующую фразу и тут же записывайте автоматически пришедший на ум ответ — те соображения, ощущения, страхи и умозаключения, которые могут возникать. Продолжайте делать это и следите, как изменяются ваши ответы. Работа с программирующими утверждениями позволит выявить все негативные мысли, хранящиеся в вашем подсознании. А повторение программирующей фразы до тех пор, пока не иссякнут возражения, а после этого еще 5—7 раз, сотрет старые программы и произведет необходимые изменения в вашей жизненедеятельности и судьбе.

НАЧАЛО ЗНАКОМСТВА С БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ

«Бессознательное неотделимо от сознания какой-то непреодолимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое продолжение в сознании, и наоборот, многое сознательное вытесняется нами в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекрашаюшаяся связь между обеими сферами нашего сознания».

Л. Выготский

• По: В. Козлов. «Истоки осознания».

• По: Ш. Гавэйн. «Созидающие визуализации».

Необходимость идти вглубь. Однако все, что описано в предыдущем разделе — это далеко не все в вопросе анализа судьбоносных характеристик вашего «я». И вовсе не потому, что мы использовали только два теста. А оттого, что в основном только лишь плавали по поверхности вашего сознания, даже не решаясь нырнуть вглубь, в бессознательное. Конечно, без специальных «технических (психотехнических!) средств» подобное погружение обычно оказывается невозможным. Точно так же, даже при хорошей физической форме вы вряд ли сможете нырнуть глубже пары десятков метров (а многие не погрузятся и метров на пять). Для того, чтобы более свободно чувствовать себя в водной стихии, человечество сначала создало весьма сложные (и отгораживающие его от этой самой стихии) устройства, типа водолазных костюмов, подводных лодок, батисфер и батискафов. А после, обнаружив, что все это стесняет движения и является очень неудобным в использовании, изобрело (в лице Ж. Кусто) акваланг. Так вот, то, что я вам хочу сейчас преложить — прожек- тивные тесты, в которых особенности вашей психики будут, как на экран в кинотеатре, «проецироваться» на некий неопределенный материал, — это нечто похожее на акваланг. Акваланг для исследования океана вашего бессознательного — вот только жаль, что только поверхностного его слоя...

Писхогеометрический тесг С. Деллингер. Первое, с чем вы сейчас познакомитесь, так это с созданной

С. Деллингер психогеометрией как системой анализа типологии личности на основе (прежде всего, но не только) выбора субъектом какой-либо геометрической фигуры — техникой психогеометрии С. Деллингер.

 

Выберите и вы — одну из этих «геометрий» — ту, которую вы предпочитаете (не важно, почему). А выбрав, прочитайте доминирующие особенности вашей личности и поведения1.

«Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правш, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведения других людей («примерившие ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Овал: высокая потребность в общении, контакт- ность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах».

Психогеометрия по М. Аткинсон. А теперь продолжим психогеометрию — но уже на другой основе. Во время прохождения мною Мастерского курса НЛП, наш тренер — директор ВС NLP Neuro- Lingvistic Programming Institute М. Аткинсон — где- то уже в конце обучения, предложила нам немного другой тест, в котором нужно было не просто выбрать одну из геометрических фигур, но еще и про- ранжировать их — как бы расставить по степени предпочтений (техника психогеометрии М. Аткинсон). Нам тогда были предложены следующие фигуры.

После того, как мы завершили свою расстановку (а вы — завершили?), М. Аткинсон, во-первых, пояснила нам психологический смысл каждого из символов

• автономия, интегрированность внутри себя, целостность своего «Я»;

базис, фундамент, основание;

взаимоотношения и взаимодеиствия;

действие, энергия, порыв;

стремление к новизне, уход от скуки.

А во-вторых, сообщила, что порядок расположения фигур интерпретируется так:

• -ая позиция — то, у чему мы стремимся и на что сразу обращаем внимание;

• ая позиция — то, что мы делаем (у нас получается) легко и без усилий;

• ая позиция — то, что управляет нашим вниманием в определенный (данный) период времени;

• ая позиция — то, откуда мы черпаем энергию и где находятся интересы и текущие проблемы;

• ая позиция — то, что мы не замечаем.

Закончим, однако, на этом с геометрией и перейдем... нет, не к алгебре, а, скорее, к живописи. Потому как дальнейшую работу по анализу своего «Я» на уровне, скажем так, «ближнего» бессознательного, вы будете выполнять с помощью проективных тестов «Автопортрет», «Дом — Дерево — Человек» и «Несуществующее животное».

Тест «Автопортрет». Инструкция к технике «Автопортрет» выглядит следующим образом1.

На чистом листе бумаги нарисуйте самого себя, занятого какой-нибудь работой. Вы можете нарисовать себя одного, или с членами вашей семьи, или с коллегами по учебе, работе. Старайтесь изображать людей полностьюне рисуйте карикатуры или плоский контур. Интерпретацию читайте после завершения рисунка.

Интерпретируется этот тест на основании анализа элементов рисунка, того, как именно они нарисованы. В данном случае я привожу интерпретации, взятые из вышеупомянутой книги В. Столяренко.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы ооычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке обычно предполагают подозрительность. Они также выражают озабоченность и гиперчувствительность по отношению к общественному мнению. Глаза с длинными ресницами кокетливость, демонстрация себя. Маленькие или закрытые глазапогруженность в себя, тенденция к интраверсии.

Рот. Выделенный рот предполагает возможную затрудненность с речью или примитивные оральные тенденции. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении. Рот клоуна вынужденная приветливость.

Зубы. Четко вырисованные зубы проявляют агрессивность.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике, уши маленькие стремление не принимать никакой критики. Акцент па нос предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Руки. Руки символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяю опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость, потребность в опеке, зависимости. Длинные сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки или отсутствие рук предполагают чувство неадекватности. Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенности в себе. Рука как боксерская перчаткавытесненная агрессия. Пальцев на руке больше пятиагрессивность, амбиция. Пальцы сжаты в кулакпротест, бунтарство.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. А вот рисунок без ног может означать нестабильность и отсутствие опоры, а также робость.

Поза. Если человек нарисован так, что виден его затылок это проявление замкнутости. Голова в профиль, тело в анфаспроявление тревоги, вызванное социальным окружением. Если нарисован человек, сидящий на краешке стула, можно предположить желание человека найти выход из ситуации, страх одиночества. Человек в бегежелание скрыться от кого-либо.

«Дом — Дерево — Человек». Инструкция к технике «Дом ~ ДеревоЧеловек» аналогична вышеописанной.

Нарисуйте дом, дерево и человека в полный рост, причем постарайтесь изобразить на рисунке какое- то действие. Не рисуйте карикатуру человека. Интерпретацию читайте после завершения рисунка.

Интерпретация эта выглядит следующим образом1.

Дерево

Дерево как таковое символизирует жизненную энергию, и ваше общее стремление к жизни определяется толщиной ствола и веток. Если дерево занимает на рисунке значительное место, это говорит об огромной энергии и позитивном подходе к жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: