Неудивительно, что умы XVIII —- начата XIX в. оказались буквап.но заворожены опытами магнетизеров, епиритуатистов. охотников за «духовным» и «бессознательным». Обыденным явлением становятся видения мистиков, причем как католических (Мигель де Молинос. мадам Гюйон, Фенелон и т.д.), так и протестантских, духовная жизнь которых, казаюеь бы, была выхолощена отрицанием церковной аскстики и мистики.
Однако церковная мист ика с успехом была заменена оккультизмом и мистикой восточных религий, интерес к которым увеличивался прямо пропорцио- иап.ио развитию христианской миссии в Индии. Китае, Северной и Южной Америке.
«Научному» мистицизму посвятил свою жизнь шведский ученый Эммануил Сведенборг (1688-1772). пытавшийся научными методами и воображением изучать епиритуапьные явления [52. е.213-216]. «Экспериментальный» метод мистика вызват резкий протест немецкого философа-ииетиста И. Канта (17241804). В работах последнею («Грезы духовидца...». «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и т.д.) был подвергнут сокрушительной критике догмат экспериментального подхода об объективности любого опыта, особенно же в области метафизики.
|
|
«Кажется, - пишет Канг, - будто его (Сведенборга - Н.Л.) рассказы и сама компоновка их... возникли из какого-то фантастического созерцания и вряд ли дают повод заподозрить, что спекулятивные бредовые фантазии извращенного ума побудили ею сочините, их с целью обмана. Они не лишены, поэтому, некоторою значения... хотя бы уже по одному тому, что толково изложенный обман чувств представляет собой вообще явление гораздо более интересное, чем заблуждение ума, причины которого достаточно известны...
Господин Сведенборг делит свои видения на три рода. К первому роду относятся те случаи, когда он как бы свободен от тела: нечто среднее между сном и бодрствованием. В этом состоянии он видел, слышал и даже осязал духов. С ним случалось это всего раза три-четыре. Ко второму роду относятся те случаи, когда дух куда-то уводит его в то самое время, когда ои гуляет, например, по улице, нисколько не сбиваясь с пути; вместе с духом он находится в совершенно иных краях и ясно видит там дома, людей, леса и т.д. в течение нескольких часов, пока он внезапно не почувствует себя на своем настоящем месте. Это случалось со Сведенборгом раза два-три. Третий род - обычные видения, они бывали у него ежедневно наяву, и главным образом на них построены все его рассказы.
Все люди, по его мнению, состоят в одинаково тесной связи с миром духов. Они только этого не чувствуют, и разница между ним и другими людьми состоит лишь в том, что его внутренний мир раскрыт - дар. о котором он все время говорит с благоговением. Из изложенного видно, что дар этот заключается в осознании тех темных представлений, которые душа воспринимает через постоянную свою связь с миром духов...
|
|
Надо сказать, что наглядного познания иного мира можно достигнуть здесь не иначе, как лишившись части того разумения, которое необходимо для познания здешнего мира. Не знаю, совершенно ли свободны от этого сурового условия философы, которые столь прилежно и сосредоточенно направляют свои метафизические стекла на ге отдаленные миры и умеют рассказывать нам о них разные чудеса. Я. по крайней мере, никаким их открытиям не завидую» 128].
Сам Кант, показавший субъективность человеческого познания и тем более ненадежность «ощущений» и данных человеческою разума без веры [29, с.94], явился прямым предшественником экзистенциальной и гештальт психологии.
В Англии появляется мистическая секта ирнипгиап. возродившая якобы апосто.и,скую «глоссолалию» (говорение на языках), пророчества и чудеса, в Америке наблюдается целый бум пышного цветения мистически- и оккультноориентированных протестантских сект, мигрировавших из Старого Света [63, с.94-143, 167-169] [35, с.240-242].
В Европе же, осознавшей свое бытие без Бога, закономерным этапом вслед за пантеизмом явился атеизм эпохи Просвещения. I! Англии одним из первых представителей этого направления явился пресвитерианец-кальвинист Д. Юм, во Франции - Э. Кондильяк, К. Гельвеций (1715-1771 гг.), П. Гольбах (1723-1789 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.) и т.д.
Логика в данном случае проста: если существует одно лини, мироздание (природа, материя), как утверждал мистический пантеизм, то кроме природы, в реальности, никакого Бога и нет: ни Личного, ни абстрактного. Как остроумно однажды заметил немецкий теософ А. Шопенгауэр, пантеизм уже представляет собой, по сути, «вежливую форму атеизма» |62, § 58, с.5()|. А раз так, то и «человек - мера всех вещей», сам является творцом общества и мироустройства. Для блага «прогресса» просто необходимо познавать и завоевывать природу, тем более что к этому подтаткившж и открытия в области новых и многообещающих человеческих способностей.
Идеи Спинозы и Лейбница, причудливо возродившие для психологии мистическую философию античное™, легли в основу последующих работ основоположника ассоциативной психологии англичанина Д. Гартли (1705-1757), представителя немецкой идеалистической психологии И. Гербарта (1776-1841) и, наконец, 3. Фрейда (1856-1939), сделавшего бессознательное предметом своей глубинной психологии.
***
XIX в. ознаменовался переходом от деистичсски-механистической к пан- теистически-физиологической, а затем и биологической трактовке психики («натурализм»). Как пишет исследователь, «отныне не механика, а физиология стала стимулировать рост психологического знания» и экспериментального изучения. «Функции, в том числе и психические, исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта» [57, с.17].
Стали известны такие факты, как различие между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг (И. Прахазка, Ф. Мажанди, Ч. Белл), зависимость психики от чувственных элементов (ощущений) (И. Мюллер) и от анатомии центральной нервной системы (Ф. Галль). Начались эксперименты по изучению скорости протекания и природы психических процессов (Э. Вебер. Г. Фехнер, Ф. Дондерс, Г. Гельмгольц. И. Сеченов, В. Вундт, В. Бехтерев, И. Павлов и т.д.) [57, с.18-19].
1 [родолжали проводиться опыты и с открытиями Пюисегюра в области гипнотического внушения. В 1813 г. фиксация взгляда была применена португальским аббатом Фариа, который описал ее как метод фасцинации. Состояние, вызываемое фасцинацисй, он называл «люцидным сном». Через 30 лет английский врач Брэд (Breid.1.), желая разоблачить мошенничество одного из месмс- ристов (Лафонтена), провел самостоятельный опыт, усыпив взглядом своего знакомого, и тщательно описал происходящие изменения. Всю дальнейшую жизнь ученый посвятил исследованию гипноза, и свой опыт обобщил в монографии «Псврогипмология» (1843). Продолжателем дела Брэда стал французский врач Л. Льсбо, чья заслуга заключается в том, что он первым систематически использовал словесное внушение в терапевтических целях [30, История психотерапии (краткий очерк)].
|
|
В 80-е гг. XIX века проходит усиленная разработка гипноза как лечебного метода в Сальпетриерской школе во главе с Шарко (физиологическое направление) и в психологической Нансийской школе профессора И. Бернгейма. Так, на сеансах последнего присутствовал молодой еще австрийский врач, физиолог и психиатр 3. Фрейд, который, основываясь на анализе поведения людей под гипнозом, впоследствии открыл основной закон работы человеческой психики, перевернувший все традиционные представления [30, История психотерапии (краткий очерк)]:
- поведением человека руководит что-то, что находится вне пределов его сознания и никак не осознается им, т.е. истинный источник поведения находится в бессознательном;
- человек всегда старается объяснить свои поступки логически, оправдать их. Но фокус в том, что эти объяснения, хоть и логичны, но никакого отношения к реальности не имеют.
Фрейд впервые обратил внимание на бессознательное как на истинного хозяина поведения человека. И впервые задумался о том, что возможно, все наши мысли о причинах наших поступков - всего лишь химера, фантазия, не имеющая никакого значения игра разума. А это значит, что течением мыслей и сознательными установками человека можно достаточно легко управлять.
Вот в это-то время Д. Тыок (I'ukc D.H.) впервые и ввел в научный обиход термин «психотерапия».
Контрольные вопросы
- Какое миропредставление, и почему, явилось знаковым для Нового времени?
|
|
- Назовите причины появления эмпиризма и жеперименниаьных методов в психологической науке.
- В чем состоит оригинальность декартовского доказательства бытия Бо- жия?
- Приведите аргументы в пользу дуалистичности, или лее деистичности психологической концепции Декарта. В чем ее оригинальность?
- Какие открытия Декарта в области психофизиологии Нам известны? В чем суть «психофизиологической проблемы»?
- Перечислите достоинства и недостатки «философской аскстики» Декарта.
- Охарактеризуйте взгляд Б. Паскаля на «психофизиологическую проблему». В чем он поправляет Декарта"? Каков вклад Б. Паскаля в практическую психологию?
- В чем суть «Пари Паскаля»?
- Что нового ввел в современную классификацию наук Ф Бэкон? Почему?
- В чем отличие деизма Ф. Бэкона от деизма Декарта?
- Что общего в психологических взглядах Т. Гоббса и Д. Локка?
- Охарактеризуйте психологические взгляды Д. Беркли, Я. Беме, Г. Лейбница.
- Какова связь с религиозностью психологических взглядов Б. Спинозы?
- Охарактеризуйте психологические идеи конца XVIII начала XIX в. н.э. и приведите их оценку в творчестве И. Канта.
- Какие достижения XIX в. н.э. стимулировали появление «научной» психологии?
Библиография к Разделу 2
Глава 2.1. Древний мир
1. Карвасарский Б Д. Психотерапевтическая энциклопедия. // Национальная психологическая энциклопедия. Рос. психотерапевт, ассоц,- 2-е изд., доп. и перераб,- СПб. Питер. 2002.
2. Малкипа-Пых, И Г. Справочник практического психолога. М. Эксмо. 2006.
3. Маслоу Абрахам Г арольд. Мотивация и личность. СПб. Изд. "Евразия". 1999.
4. Маткои В.Б., Петрова E.IO. Гештальт и Восточная медицина. // Журнал практического психолога №10-1 I, 2000. Гештальт 2001 (сборник материалов Московского Гештальт Института за 2000 год, вып.1). hilp://a(pspb.narod.ru/articles/gestoslme.hlml
5. Самохвалов Виктор Павлович. Психотерапия. http://a(pspb. narod.ru/articles/gestostme.htnil hup://\v\vw.psyho.e2e.ru/p/PS IHOTERA22.html.
6. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб. 1998.
Глава 2.2. Нибл ейская и христианская традиции психотерапии
I Авдеев Д А. Очерки православной психотерапии. В помощь страждущей душе. М. 2007.
2. Бердяев И. Самопознание. Париж. 1949.
3. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. В четырех томах. Т.2. М. 1994.
4. Добро! олюбие в пяти томах. Т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.
5. Иаппуарий (Ивлиев), архим. Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла. // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин. 2004.
6. Каркасарский БД. Психотерапевтическая энциклопедия. //Национальная психологическая энциклопедия. Рос. психотерапевт, ассоц,- 2-е изд., доп. и перераб,- СПб. Питер. 2002.
7. Кассиап (Безобразов), епископ. Предостережение против колосской ереси. // Христос и первое христианское поколение. М. 2001.
8. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. Г М. 1994.
9. Мень Александр. История религии. В 2-х кн. Кн. I-я: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учеб. пособие. —М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1997. — 216 с.: ил.
10. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. T.I. М. 2001.
1 I. Симаков М.Ю- Христианство и физико-математические науки. // IX Международные Рождественские Образовательные Чтения. Христианство и наука. Сборник докладов конференции. М. 2001.
12. Холл Г1. Менли. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. ВО «Наука». Новосибирск. 1992.
Гпава 2.3. Психотерапия в период Средневековья
I. Антоний, митр. Сурожский. Школа молитвы. «Христианская жизнь». Клин. 2004.
2. Бейнтон Роланд. На сем стою... // hUp://www.otkrovenie.de/beta/xml/other/naSemStoju.xmI/7.
3. Блаженный Августин: pro el contra. htlp://russianway.rchgi.spb.ru/augustin.htm
4. Гайденко П.П. Христианство, гермстизм и новоевропейское понимание природы. // IX Международные Рождественские Образовательные Чтения. Христианство и наука. Сборник докладов конференции М 2001.
5. Добротолюбие к пяти томах Т. I ('вят-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.
6. Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский, святитель. Творения. Изд. Сретенского м-ря. 1998. Т. 1.
7. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические М 1998.
8. Каннабих Ю.В. История психиатрии (1928). М 2002.
9. Карвасарский Б Д Психотерапевтически! энциклопедия. //Национальная психологическая энциклопедия Рос. психотерапевт ассоц - 2-е изд., доп. и перераб,- СПб. Питер. 2002.
10. Кимелев 10., Полякова Т. Арабо-исламская паука и латинский 'Запад. // Наука и религия: историко-культурный очерк. М 1988
1 1.Киприан (Керн), архим.. профессор. Золоти век ciw iотеческой письменности. М. 1995.
12. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Носточной I (еркии. М. 1991,
13. Лосский Владимир. Боговидение. М. 2003.
14. Максимов IO, Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам. Буддизм. Иудаизм. Изд. 2-е, исправленное. М. 2008.
15. Мейепдорф Иоанн. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. Когалет. М. 2001.
16. Никитин Валентин. К антропологии блаженного Августина. // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клип. 2004.
17. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Лекции по православной апологетике. САТИС. СПб. 2007.
18. Плакида (Дезей), архимандрит. «Добротолюбие» и православная духовность. М. 2006.
19. Психиатрия. Клиническая медицина. http://wvvw.hanieleon.su/2008_023_24_med.shtml
20. Робинсон Дэниел II. Схоластическая психология: авторитет Аристотеля. // Интел
лектуальная история психологии. Перевод М. Тимофеевой (Daniel N.Robinson. An Intellectual History of Psychology.
The University ot" Wisconsin Press, 1986). М. Институт философии, геологии и истории св. Фомы. 2005. http://psylib.org.ua/books/robin0l/txt05.htm
21. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. 1998.
22. Скворцов К. Блаженный Августин как психолог. // Груды КДА 1870. №4, с. 154200; №5, с.324-354; №6, с.671-713; №8, с.328-372; №9, с (И 1-696.
23. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Часть 4. М. 1993.
24. Шичалин Юрий. О соотношении библейского богословия и античного влияния в христианской антропологии. // Православное учение о человеке Избранные статьи. Москва-Клин. 2004.
Глава 2.4. Состояние психотерапии к период Нтро.ж Оения
1. Альберт Великий. Малый алхимический свод. // Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века М. 1980.
2. Бехтерев В.М. Внушение и его ро.пъ в общественной жизни. СПб. 1908.
3. Браун Дэн. Код да Винчи. Пер. с англ. Н.В. Рейн. М. Метадор. 2005
4. Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах (1584). hllp:/'/ru.vvikipcdia.org/vviki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%Dl%80%D0%B4%D0%B0 %D0%BD%D0%BH_%D0%91 %D 1 %80%D 1 %83%D0%BD%D0%BE
5. Бруно Дж. О причине, начале и едином (цит. Овидия. Превращения). hup://www. nevvacropol.ru/library/Bruno/
6. Бутми П. Каббала, ереси и тайные общества. СПб. 1914.
7. Гайденко П.П. Христианство, герметизм и новоевропейское понимание природы. // IX Международные Рождественские Образовательные Чтения. Христианство и наука. Сборник докладов конференции. М. 2001.
8. Гирич И В. 11сихиатрия - "философия" насилия: Глобальная идеология нетерпимости и подавления личности. Исследование. http://li-v-p.boom.ru/RF litm
9 Джордано Бруно. Материалы процесса. Часть I. Документы венецианской инквизиции. littp://renaissance. rcligi.spb.ru/Bruno/PROCESS 1,htm
10. Йейгс Ф.Д. Джордано Бруно и герметическая традиция. Перевод Г. Дашевского. М. 2000. ”
1 I. Каннабих 10.В. История психиатрии (1928). М. 2002.
I 2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. // Национальная психологическая энциклопедия. Рос. психотерапевт, ассоц - 2-е изд., доп. и перераб - СПб. Питер. 2002.
13 Кассиап (Безобразов), епископ. Предостережение против колосской ереси. // Христос и первое христианское поколение. М. 2001.
14 Мелехов Д. Г.. Психиатрия и проблемы духовной жизни //Душа моя - храм разоренный. Что разделяет человека и Бога. М. 2005.
15. Мюшембле Робер. Очерки но истории дьявола XII-XX вв. = Une histoire du diable Xlle-XXe siecle: пер. с фр. i пер. E.B. Морозова. - М.: Новое литературное обозрение. 2005. - 580 с., [16] л. ив.ил.
16. Опыты Альберта Великого. // Поль Седир. Магические растения (сборник рецептов) Тула. 1993.
17.11сихотерания музыкой. hup://\v\vvv.magic.su/drugoe/Psychotherapy_by_music.html
18. Симаков М.К). Христ ианство и физико-математические науки. // IX Международные Рождественские Образовательные Чтения. Христианство и паука. Сборник докладов конференции. М. 2001.
19. Фома.Аквинский, св. Об искусстве алхимии. // Свинцовые врага алхимии. СПб. 2002.
20. Химия и алхимия. // Ньютон, Исаак. Материал из Википедии —свободной энциклопедии.
hup://ru.wikipedia.org/vviki/lsaac_Newton#.D0.A5.D0.B8.D0.BC,D0.B8.Dl.8F_.D0.B8 _.D0.B0,D0.BB.D1 85.DO.B8.DO.BC.DO.B8.D1,8F
Глава 2.5. Становление психотерапии в Новое время
1. Anselmus Cantuariensis. De Divinitatis Essentia Monologium. Migne PL. Vol. 158,
Cap.HI.
2. H.Trevor-Roper, Religion, the Reformation and Social Change, London, 1967, pp. 204 ft'.
3. Августин, блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск. 1999.
4. Беме Якоб. Истинная психология или сорок вопросов о душе. ОРАНТА. ПРЕСС АЛЕТЕЙЯ. СПб. 1999.
5. Беркли Дж. Сочинения. М. 1978.
С
6.Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. I. Книга Бытия. 1-11. Тверь. 2004.
7.Блаженный Августин; pro et contra. http://russianway.rchgi.spb.ru/augustin.htm
8.Бэкон Ф. Великое восстановление паук // Сочинения в 2 тт. М.: Мысль, 1977. Т, 1. Разделение наук.
9.Бэкон Ф. Новый органон (афоризмы об истолковании природы и царстве человека) //Его же. Сочинения в 2 томах. Т.2. (общ. ред. АЛ. Субботина). М. Мысль. 1977.
10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. 10.11. Давыдова; Прсдисл. П.П. Гайденко.
—М.; Прогресс, 1990. — 808 с. — (Социологич. мысль Чашща), с. 44-271.
I I. Гаврюшин Н.К. Непогрешимый богослов. ')гндий Римский и теолог ические споры в Западной Церкви (конец ХП1-началоХ1 V вв.). М. 2007
12. Главный закон современной психологии. http://ww\v. Ialcev.com/p29.htm
13. Гоббс Томас. Левиафан, или Материя, форма и власп, государства церковного и гражданского. Часть III. О христианском государство. Глава XXXII. О принципах христианской политики, http://vvvvvv.krotov.inro/libi nmi/h/hohbes.30 hlml//32
14. Давыдепков Олег, иерей. Догматическое богословие. М: 1 К'ТЬИ, 1997.
15. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. I I / Сосг, род, иступ. ст. В.В. Соколова. - М.: Мысль, 1989.
16. Декарт, Рене. Доказательство существования Бога. Мак-риал из Википедии - Свободной энциклопедии.
http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA'!,,!)()%В0%1) 1 %80%|) I %82
17. Дионисий Арсопагит. Сочинения. Максим Исповедник Толкования. Научное издание. СПб. 2002.
18. Добротолюбие в пяти томах. T.I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1992.
19. Дунаев М М. Православие и русская литература. И 6-ги частях. М. Христианская литература. 1996-2001.
20. Игнатий (Брянчанинов), ей. Соч. в 5-ти тт. СПб. 1905
21. Йейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. 11еревод I' Дашевского. М.
2000. "
22. Иейтс Франсес. Розенкрейцеровское Просвещение. 11оровод Л Кавтаскина иод ред. Т.Баскаковой. F.Yates. The Rosicrucian Enlightenment. I, Koiillcdge and Kogan Paul, 1972. М.: Алетейа, Эпигма, 1999.
23. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия Святоотеческий курс врачевания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2004.
24. Иоанн Дамаскип, св. Точное изложение православной веры. М.-Ростов-на-Дону. 1992.
25. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. М. 1998
26. Кабанес Огюстен, Насс Леонард. Революционный невроз. М. Ин-т психологии. Изд-воКСП. 1998.
27. Кампанелла, Томмазо. Материал из Википедии свободной энциклопедии. http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%9A %D0%B0%D0%IK,%l>0%BF%D0%B0%D0%B D%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0, %D0%A2%DO%BI-;%D0%BC%D0%BC% D0%B0%D0%B7%D0%BE
28. Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами мегафизики. // Сочинения в 6 т. Т.2. М. 1963, с.291-328.
29. Кант И. Критика чистого разума. // Сочинения в 6 г 13 М. 1963.
30. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. // Национальная психологическая энциклопедия. Рос. психотерапевт ассоц - 2-е изд., доп. и перераб - СПб. Питер 2002.
ЗГКопсйкин Кирилл, прот. Богословие и естествознание в антропологической перспективе. // Наука и богословие: антропологическая перспектива. ББИ св. апостола Андрея. М. 2004.
32. Корбэп Анри. Аверроэс и аверроизм. // История исламской философии. Пер. с франц. и примечания А. Кузнецова. hUp://wvvw.ek-shia.org/file_archive/kitablar/519/
33. Коснырева М.В. Основные идеи кембриджского неоплатонизма XVII в. СПбГУ. 2002.
34. Лайтман Михаэль. Книга Зоар. Серия «Каббала. Тайное учение». М.: НПФ «Древо Жизни». Издательская группа kabbalah.info. 2003.
35. Легойда Владимир. In God we trust? - религиозность по-американски. // Психология религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст».
2001.
36. Лейбниц Г.В Монадология (пер. с франц. Е.Н. Боброва). //Сочинения в 4 т. Т.I. М. 1982.
37. Локк Дж. Сочинения в 3-х г. Т. I. Опыт о человеческом разумении. // Философское наследие. Т.93. М. Мысль, 1985.
38. Мак-Дугалл Дж. Тысячеликий Эрос. -СПб.: БСК, 1999.
39. Максим Исповедник, преп. Кн.2. Вопросоответы к Фапаесию. // Перевод А.И. Сидорова Часть I. Вопросы I-LV. -М.. Мартис, 1993.
40. Максим Исповедник, преп. Трактат о душе. PG. t. 91.
41. Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность. СПб. Изд. "Евразия". 1999.
42. Мотрошилова 11.В. Познание и общество: Из истории философии XVI1-XVII1 веков. М. 1969.
43. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.
44. Неделько В.И., Хупджуа А.Г. Основы современного естествознания. Православный взгляд. М. 2008.
45. I [счинуренко В.11. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, № Г
46. Ныотои, Исаак. Оценки. Материал из Википедии, свободной энциклопедии. htlp://ru. vvikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%BE%D0%BD, _%D0%98%D 1 %81 %DO%BO%DO%BO%DO%BA
47. Огицкий Д.П.. Козлов Максим, священник. Православие и западное христианство. М. Издательство храма св. муч. Татианы. 1999.
48. Олейник Юрий Николаевич, Кольцова Вера Александровна. Философско- психологическая мысль Нового времени (период научной революции XVII в.). // История психологии. littp://www.ido.rudn.ru/psychology/history_otj>sychology/6.html
49. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Издание 4-е, исправленное и дополненное. М. 2002.
50. Отечник, составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым). М. 1993.
51. Паскаль Блез Мысли. / пер. с фр. М. 2000.
52. Серафим (Роуз), иеромонах. Писания Эммануила Сведенборга. // Душа после смерти. Послесловие к книге: Роллингз Мориц, доктор медицинских наук. За порогом смерти. Перевод с английского (второе издание, исправленное и дополненное). СПб. 2003.
53. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. 1998.
54. Синицин В. Пять аргументов Фомы Аквинского в пользу бытия Божия. http://www.binetti.ru/studia/sinicin_l.shtml
55. Спиноза Бенедикт. Этика. О Боге. // Избранные произведения. Т. Г М. 1957.
56. Спиноза и каббала. Материал из Викимедии свободной шцтчишсдми http://ru.wikipedia.org/wiki/%DO%A 1 %DO%BI-%!)<)%НХ%1 М>%1 <1)" „I Ml"„I <1 ■".,1 иг „И
7%D0%B0
57. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций. М. 2007.
58. Феофан Затворник, святитель. Душа и ангел - не тело, а дух. М «Лодки» 1 ‘>w
59. Филарет, архиепископ Черниговский. Историческое умение об ()i ца.\ I |,еркии (По 1882.
60. Цыпин В., прот. Модели взаимоотношений Церкви и государства Государе тоннам Церковь. // Курс церковного права. Учебное пособие. «Христианская жизш.» Кипи
2002.
61. Шмонин Д.В. Вторая схоластика (XVI-начало XVII в.): культурным koiitckci, ме
тафизическис основания, место в истории мысли, Автореферат диссертац....... а со
искание ученой степени доктора философских наук. Санкт-Петербург. 2003
62. 11 Iomchi ау >р Артур. Введение в философию. Минск. 2000.
6! Дворкин Александр. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород. 20(1/