История «донаучного» периода психотерапии 7 страница

Неудивительно, что умы XVIII —- начата XIX в. оказались буквап.но за­ворожены опытами магнетизеров, епиритуатистов. охотников за «духовным» и «бессознательным». Обыденным явлением становятся видения мистиков, при­чем как католических (Мигель де Молинос. мадам Гюйон, Фенелон и т.д.), так и протестантских, духовная жизнь которых, казаюеь бы, была выхолощена отри­цанием церковной аскстики и мистики.

Однако церковная мист ика с успехом была заменена оккультизмом и мис­тикой восточных религий, интерес к которым увеличивался прямо пропорцио- иап.ио развитию христианской миссии в Индии. Китае, Северной и Южной Америке.

«Научному» мистицизму посвятил свою жизнь шведский ученый Эмма­нуил Сведенборг (1688-1772). пытавшийся научными методами и воображением изучать епиритуапьные явления [52. е.213-216]. «Экспериментальный» метод мистика вызват резкий протест немецкого философа-ииетиста И. Канта (1724­1804). В работах последнею («Грезы духовидца...». «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и т.д.) был подвергнут сокрушительной кри­тике догмат экспериментального подхода об объективности любого опыта, осо­бенно же в области метафизики.

«Кажется, - пишет Канг, - будто его (Сведенборга - Н.Л.) рассказы и сама компоновка их... возникли из какого-то фантастического созерцания и вряд ли дают повод заподозрить, что спекулятивные бредовые фантазии извращенного ума побудили ею сочините, их с целью обмана. Они не лишены, поэтому, неко­торою значения... хотя бы уже по одному тому, что толково изложенный обман чувств представляет собой вообще явление гораздо более интересное, чем за­блуждение ума, причины которого достаточно известны...

Господин Сведенборг делит свои видения на три рода. К первому роду относятся те случаи, когда он как бы свободен от тела: нечто среднее между сном и бодрствованием. В этом состоянии он видел, слышал и даже осязал ду­хов. С ним случалось это всего раза три-четыре. Ко второму роду относятся те случаи, когда дух куда-то уводит его в то самое время, когда ои гуляет, напри­мер, по улице, нисколько не сбиваясь с пути; вместе с духом он находится в со­вершенно иных краях и ясно видит там дома, людей, леса и т.д. в течение не­скольких часов, пока он внезапно не почувствует себя на своем настоящем мес­те. Это случалось со Сведенборгом раза два-три. Третий род - обычные виде­ния, они бывали у него ежедневно наяву, и главным образом на них построены все его рассказы.

Все люди, по его мнению, состоят в одинаково тесной связи с миром ду­хов. Они только этого не чувствуют, и разница между ним и другими людьми состоит лишь в том, что его внутренний мир раскрыт - дар. о котором он все время говорит с благоговением. Из изложенного видно, что дар этот заключает­ся в осознании тех темных представлений, которые душа воспринимает через постоянную свою связь с миром духов...

Надо сказать, что наглядного познания иного мира можно достигнуть здесь не иначе, как лишившись части того разумения, которое необходимо для познания здешнего мира. Не знаю, совершенно ли свободны от этого сурового условия философы, которые столь прилежно и сосредоточенно направляют свои метафизические стекла на ге отдаленные миры и умеют рассказывать нам о них разные чудеса. Я. по крайней мере, никаким их открытиям не завидую» 128].

Сам Кант, показавший субъективность человеческого познания и тем бо­лее ненадежность «ощущений» и данных человеческою разума без веры [29, с.94], явился прямым предшественником экзистенциальной и гештальт психоло­гии.

В Англии появляется мистическая секта ирнипгиап. возродившая якобы апосто.и,скую «глоссолалию» (говорение на языках), пророчества и чудеса, в Америке наблюдается целый бум пышного цветения мистически- и оккультно­ориентированных протестантских сект, мигрировавших из Старого Света [63, с.94-143, 167-169] [35, с.240-242].

В Европе же, осознавшей свое бытие без Бога, закономерным этапом вслед за пантеизмом явился атеизм эпохи Просвещения. I! Англии одним из первых представителей этого направления явился пресвитерианец-кальвинист Д. Юм, во Франции - Э. Кондильяк, К. Гельвеций (1715-1771 гг.), П. Гольбах (1723-1789 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.) и т.д.

Логика в данном случае проста: если существует одно лини, мироздание (природа, материя), как утверждал мистический пантеизм, то кроме природы, в реальности, никакого Бога и нет: ни Личного, ни абстрактного. Как остроумно однажды заметил немецкий теософ А. Шопенгауэр, пантеизм уже представляет собой, по сути, «вежливую форму атеизма» |62, § 58, с.5()|. А раз так, то и «че­ловек - мера всех вещей», сам является творцом общества и мироустройства. Для блага «прогресса» просто необходимо познавать и завоевывать природу, тем более что к этому подтаткившж и открытия в области новых и многообе­щающих человеческих способностей.

Идеи Спинозы и Лейбница, причудливо возродившие для психологии мистическую философию античное™, легли в основу последующих работ осно­воположника ассоциативной психологии англичанина Д. Гартли (1705-1757), представителя немецкой идеалистической психологии И. Гербарта (1776-1841) и, наконец, 3. Фрейда (1856-1939), сделавшего бессознательное предметом сво­ей глубинной психологии.

***

XIX в. ознаменовался переходом от деистичсски-механистической к пан- теистически-физиологической, а затем и биологической трактовке психики («натурализм»). Как пишет исследователь, «отныне не механика, а физиология стала стимулировать рост психологического знания» и экспериментального изучения. «Функции, в том числе и психические, исследовались под углом зре­ния их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные воззре­ния прежней эпохи физиология переводила на язык опыта» [57, с.17].

Стали известны такие факты, как различие между чувствительными (сен­сорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спин­ной мозг (И. Прахазка, Ф. Мажанди, Ч. Белл), зависимость психики от чувст­венных элементов (ощущений) (И. Мюллер) и от анатомии центральной нерв­ной системы (Ф. Галль). Начались эксперименты по изучению скорости проте­кания и природы психических процессов (Э. Вебер. Г. Фехнер, Ф. Дондерс, Г. Гельмгольц. И. Сеченов, В. Вундт, В. Бехтерев, И. Павлов и т.д.) [57, с.18-19].

1 [родолжали проводиться опыты и с открытиями Пюисегюра в области гипнотического внушения. В 1813 г. фиксация взгляда была применена порту­гальским аббатом Фариа, который описал ее как метод фасцинации. Состояние, вызываемое фасцинацисй, он называл «люцидным сном». Через 30 лет англий­ский врач Брэд (Breid.1.), желая разоблачить мошенничество одного из месмс- ристов (Лафонтена), провел самостоятельный опыт, усыпив взглядом своего знакомого, и тщательно описал происходящие изменения. Всю дальнейшую жизнь ученый посвятил исследованию гипноза, и свой опыт обобщил в моно­графии «Псврогипмология» (1843). Продолжателем дела Брэда стал француз­ский врач Л. Льсбо, чья заслуга заключается в том, что он первым систематиче­ски использовал словесное внушение в терапевтических целях [30, История психотерапии (краткий очерк)].

В 80-е гг. XIX века проходит усиленная разработка гипноза как лечебного метода в Сальпетриерской школе во главе с Шарко (физиологическое направле­ние) и в психологической Нансийской школе профессора И. Бернгейма. Так, на сеансах последнего присутствовал молодой еще австрийский врач, физиолог и психиатр 3. Фрейд, который, основываясь на анализе поведения людей под гип­нозом, впоследствии открыл основной закон работы человеческой психики, пе­ревернувший все традиционные представления [30, История психотерапии (краткий очерк)]:

- поведением человека руководит что-то, что находится вне пределов его сознания и никак не осознается им, т.е. истинный источник поведения находит­ся в бессознательном;

- человек всегда старается объяснить свои поступки логически, оправдать их. Но фокус в том, что эти объяснения, хоть и логичны, но никакого отношения к реальности не имеют.

Фрейд впервые обратил внимание на бессознательное как на истинного хозяина поведения человека. И впервые задумался о том, что возможно, все на­ши мысли о причинах наших поступков - всего лишь химера, фантазия, не имеющая никакого значения игра разума. А это значит, что течением мыслей и сознательными установками человека можно достаточно легко управлять.

Вот в это-то время Д. Тыок (I'ukc D.H.) впервые и ввел в научный обиход термин «психотерапия».

Контрольные вопросы

- Какое миропредставление, и почему, явилось знаковым для Нового времени?

- Назовите причины появления эмпиризма и жеперименниаьных методов в пси­хологической науке.

- В чем состоит оригинальность декартовского доказательства бытия Бо- жия?

- Приведите аргументы в пользу дуалистичности, или лее деистичности пси­хологической концепции Декарта. В чем ее оригинальность?

- Какие открытия Декарта в области психофизиологии Нам известны? В чем суть «психофизиологической проблемы»?

- Перечислите достоинства и недостатки «философской аскстики» Декарта.

- Охарактеризуйте взгляд Б. Паскаля на «психофизиологическую проблему». В чем он поправляет Декарта"? Каков вклад Б. Паскаля в практическую психоло­гию?

- В чем суть «Пари Паскаля»?

- Что нового ввел в современную классификацию наук Ф Бэкон? Почему?

- В чем отличие деизма Ф. Бэкона от деизма Декарта?

- Что общего в психологических взглядах Т. Гоббса и Д. Локка?

- Охарактеризуйте психологические взгляды Д. Беркли, Я. Беме, Г. Лейбница.

- Какова связь с религиозностью психологических взглядов Б. Спинозы?

- Охарактеризуйте психологические идеи конца XVIII начала XIX в. н.э. и приведите их оценку в творчестве И. Канта.

- Какие достижения XIX в. н.э. стимулировали появление «научной» психоло­гии?

Библиография к Разделу 2

Глава 2.1. Древний мир

1. Карвасарский Б Д. Психотерапевтическая энциклопедия. // Национальная психоло­гическая энциклопедия. Рос. психотерапевт, ассоц,- 2-е изд., доп. и перераб,- СПб. Питер. 2002.

2. Малкипа-Пых, И Г. Справочник практического психолога. М. Эксмо. 2006.

3. Маслоу Абрахам Г арольд. Мотивация и личность. СПб. Изд. "Евразия". 1999.

4. Маткои В.Б., Петрова E.IO. Гештальт и Восточная медицина. // Журнал практиче­ского психолога №10-1 I, 2000. Гештальт 2001 (сборник материалов Московского Гештальт Института за 2000 год, вып.1). hilp://a(pspb.narod.ru/articles/gestoslme.hlml

5. Самохвалов Виктор Павлович. Психотерапия. http://a(pspb. narod.ru/articles/gestostme.htnil hup://\v\vw.psyho.e2e.ru/p/PS IHOTERA22.html.

6. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсо­нальные состояния. СПб. 1998.

Глава 2.2. Нибл ейская и христианская традиции психотерапии

I Авдеев Д А. Очерки православной психотерапии. В помощь страждущей душе. М. 2007.

2. Бердяев И. Самопознание. Париж. 1949.

3. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. В четырех томах. Т.2. М. 1994.

4. Добро! олюбие в пяти томах. Т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.

5. Иаппуарий (Ивлиев), архим. Основные антропологические понятия в посланиях святого апостола Павла. // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин. 2004.

6. Каркасарский БД. Психотерапевтическая энциклопедия. //Национальная психоло­гическая энциклопедия. Рос. психотерапевт, ассоц,- 2-е изд., доп. и перераб,- СПб. Питер. 2002.

7. Кассиап (Безобразов), епископ. Предостережение против колосской ереси. // Хри­стос и первое христианское поколение. М. 2001.

8. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. Г М. 1994.

9. Мень Александр. История религии. В 2-х кн. Кн. I-я: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учеб. пособие. —М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1997. — 216 с.: ил.

10. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. T.I. М. 2001.

1 I. Симаков М.Ю- Христианство и физико-математические науки. // IX Международ­ные Рождественские Образовательные Чтения. Христианство и наука. Сборник докладов конференции. М. 2001.

12. Холл Г1. Менли. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабба­листической и розенкрейцеровской символической философии. ВО «Наука». Ново­сибирск. 1992.

Гпава 2.3. Психотерапия в период Средневековья

I. Антоний, митр. Сурожский. Школа молитвы. «Христианская жизнь». Клин. 2004.

2. Бейнтон Роланд. На сем стою... // hUp://www.otkrovenie.de/beta/xml/other/naSemStoju.xmI/7.

3. Блаженный Августин: pro el contra. htlp://russianway.rchgi.spb.ru/augustin.htm

4. Гайденко П.П. Христианство, гермстизм и новоевропейское понимание природы. // IX Международные Рождественские Образовательные Чтения. Христианство и наука. Сборник докладов конференции М 2001.

5. Добротолюбие к пяти томах Т. I ('вят-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.

6. Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский, святитель. Творения. Изд. Сретен­ского м-ря. 1998. Т. 1.

7. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические М 1998.

8. Каннабих Ю.В. История психиатрии (1928). М 2002.

9. Карвасарский Б Д Психотерапевтически! энциклопедия. //Национальная психоло­гическая энциклопедия Рос. психотерапевт ассоц - 2-е изд., доп. и перераб,- СПб. Питер. 2002.

10. Кимелев 10., Полякова Т. Арабо-исламская паука и латинский 'Запад. // Наука и ре­лигия: историко-культурный очерк. М 1988

1 1.Киприан (Керн), архим.. профессор. Золоти век ciw iотеческой письменности. М. 1995.

12. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Носточной I (еркии. М. 1991,

13. Лосский Владимир. Боговидение. М. 2003.

14. Максимов IO, Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам. Буддизм. Иуда­изм. Изд. 2-е, исправленное. М. 2008.

15. Мейепдорф Иоанн. Византийское богословие. Исторические направления и веро­учение. Когалет. М. 2001.

16. Никитин Валентин. К антропологии блаженного Августина. // Православное уче­ние о человеке. Избранные статьи. Москва-Клип. 2004.

17. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Лекции по православной апологетике. САТИС. СПб. 2007.

18. Плакида (Дезей), архимандрит. «Добротолюбие» и православная духовность. М. 2006.

19. Психиатрия. Клиническая медицина. http://wvvw.hanieleon.su/2008_023_24_med.shtml

20. Робинсон Дэниел II. Схоластическая психология: авторитет Аристотеля. // Интел­

лектуальная история психологии. Перевод М. Тимофеевой (Daniel N.Robinson. An Intellectual History of Psychology.

The University ot" Wisconsin Press, 1986). М. Институт философии, геологии и исто­рии св. Фомы. 2005. http://psylib.org.ua/books/robin0l/txt05.htm

21. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. 1998.

22. Скворцов К. Блаженный Августин как психолог. // Груды КДА 1870. №4, с. 154­200; №5, с.324-354; №6, с.671-713; №8, с.328-372; №9, с (И 1-696.

23. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Часть 4. М. 1993.

24. Шичалин Юрий. О соотношении библейского богословия и античного влияния в христианской антропологии. // Православное учение о человеке Избранные статьи. Москва-Клин. 2004.

Глава 2.4. Состояние психотерапии к период Нтро.ж Оения

1. Альберт Великий. Малый алхимический свод. // Всеобщая история химии. Возник­новение и развитие химии с древнейших времен до XVII века М. 1980.


2. Бехтерев В.М. Внушение и его ро.пъ в общественной жизни. СПб. 1908.

3. Браун Дэн. Код да Винчи. Пер. с англ. Н.В. Рейн. М. Метадор. 2005

4. Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах (1584). hllp:/'/ru.vvikipcdia.org/vviki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%Dl%80%D0%B4%D0%B0 %D0%BD%D0%BH_%D0%91 %D 1 %80%D 1 %83%D0%BD%D0%BE

5. Бруно Дж. О причине, начале и едином (цит. Овидия. Превращения). hup://www. nevvacropol.ru/library/Bruno/

6. Бутми П. Каббала, ереси и тайные общества. СПб. 1914.

7. Гайденко П.П. Христианство, герметизм и новоевропейское понимание природы. // IX Международные Рождественские Образовательные Чтения. Христианство и наука. Сборник докладов конференции. М. 2001.

8. Гирич И В. 11сихиатрия - "философия" насилия: Глобальная идеология нетерпимо­сти и подавления личности. Исследование. http://li-v-p.boom.ru/RF litm

9 Джордано Бруно. Материалы процесса. Часть I. Документы венецианской инкви­зиции. littp://renaissance. rcligi.spb.ru/Bruno/PROCESS 1,htm

10. Йейгс Ф.Д. Джордано Бруно и герметическая традиция. Перевод Г. Дашевского. М. 2000. ”

1 I. Каннабих 10.В. История психиатрии (1928). М. 2002.

I 2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. // Национальная психоло­гическая энциклопедия. Рос. психотерапевт, ассоц - 2-е изд., доп. и перераб - СПб. Питер. 2002.

13 Кассиап (Безобразов), епископ. Предостережение против колосской ереси. // Хри­стос и первое христианское поколение. М. 2001.

14 Мелехов Д. Г.. Психиатрия и проблемы духовной жизни //Душа моя - храм разо­ренный. Что разделяет человека и Бога. М. 2005.

15. Мюшембле Робер. Очерки но истории дьявола XII-XX вв. = Une histoire du diable Xlle-XXe siecle: пер. с фр. i пер. E.B. Морозова. - М.: Новое литературное обозре­ние. 2005. - 580 с., [16] л. ив.ил.

16. Опыты Альберта Великого. // Поль Седир. Магические растения (сборник рецеп­тов) Тула. 1993.

17.11сихотерания музыкой. hup://\v\vvv.magic.su/drugoe/Psychotherapy_by_music.html

18. Симаков М.К). Христ ианство и физико-математические науки. // IX Международ­ные Рождественские Образовательные Чтения. Христианство и паука. Сборник докладов конференции. М. 2001.

19. Фома.Аквинский, св. Об искусстве алхимии. // Свинцовые врага алхимии. СПб. 2002.

20. Химия и алхимия. // Ньютон, Исаак. Материал из Википедии —свободной энцик­лопедии.

hup://ru.wikipedia.org/vviki/lsaac_Newton#.D0.A5.D0.B8.D0.BC,D0.B8.Dl.8F_.D0.B8 _.D0.B0,D0.BB.D1 85.DO.B8.DO.BC.DO.B8.D1,8F

Глава 2.5. Становление психотерапии в Новое время

1. Anselmus Cantuariensis. De Divinitatis Essentia Monologium. Migne PL. Vol. 158,

Cap.HI.

2. H.Trevor-Roper, Religion, the Reformation and Social Change, London, 1967, pp. 204 ft'.

3. Августин, блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск. 1999.

4. Беме Якоб. Истинная психология или сорок вопросов о душе. ОРАНТА. ПРЕСС АЛЕТЕЙЯ. СПб. 1999.

5. Беркли Дж. Сочинения. М. 1978.

С

6.Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий За­вет. I. Книга Бытия. 1-11. Тверь. 2004.

7.Блаженный Августин; pro et contra. http://russianway.rchgi.spb.ru/augustin.htm

8.Бэкон Ф. Великое восстановление паук // Сочинения в 2 тт. М.: Мысль, 1977. Т, 1. Разделение наук.

9.Бэкон Ф. Новый органон (афоризмы об истолковании природы и царстве человека) //Его же. Сочинения в 2 томах. Т.2. (общ. ред. АЛ. Субботина). М. Мысль. 1977.

10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. 10.11. Давыдова; Прсдисл. П.П. Гайденко.

—М.; Прогресс, 1990. — 808 с. — (Социологич. мысль Чашща), с. 44-271.

I I. Гаврюшин Н.К. Непогрешимый богослов. ')гндий Римский и теолог ические споры в Западной Церкви (конец ХП1-началоХ1 V вв.). М. 2007

12. Главный закон современной психологии. http://ww\v. Ialcev.com/p29.htm

13. Гоббс Томас. Левиафан, или Материя, форма и власп, государства церковного и гражданского. Часть III. О христианском государство. Глава XXXII. О принципах христианской политики, http://vvvvvv.krotov.inro/libi nmi/h/hohbes.30 hlml//32

14. Давыдепков Олег, иерей. Догматическое богословие. М: 1 К'ТЬИ, 1997.

15. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. I I / Сосг, род, иступ. ст. В.В. Со­колова. - М.: Мысль, 1989.

16. Декарт, Рене. Доказательство существования Бога. Мак-риал из Википедии - Сво­бодной энциклопедии.

http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA'!,,!)()%В0%1) 1 %80%|) I %82

17. Дионисий Арсопагит. Сочинения. Максим Исповедник Толкования. Научное из­дание. СПб. 2002.

18. Добротолюбие в пяти томах. T.I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1992.

19. Дунаев М М. Православие и русская литература. И 6-ги частях. М. Христианская литература. 1996-2001.

20. Игнатий (Брянчанинов), ей. Соч. в 5-ти тт. СПб. 1905

21. Йейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. 11еревод I' Дашевского. М.

2000. "

22. Иейтс Франсес. Розенкрейцеровское Просвещение. 11оровод Л Кавтаскина иод ред. Т.Баскаковой. F.Yates. The Rosicrucian Enlightenment. I, Koiillcdge and Kogan Paul, 1972. М.: Алетейа, Эпигма, 1999.

23. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия Святоотеческий курс враче­вания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2004.

24. Иоанн Дамаскип, св. Точное изложение православной веры. М.-Ростов-на-Дону. 1992.

25. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. М. 1998

26. Кабанес Огюстен, Насс Леонард. Революционный невроз. М. Ин-т психологии. Изд-воКСП. 1998.

27. Кампанелла, Томмазо. Материал из Википедии свободной энциклопедии. http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%9A %D0%B0%D0%IK,%l>0%BF%D0%B0%D0%B D%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0, %D0%A2%DO%BI-;%D0%BC%D0%BC% D0%B0%D0%B7%D0%BE

28. Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами мегафизики. // Сочинения в 6 т. Т.2. М. 1963, с.291-328.

29. Кант И. Критика чистого разума. // Сочинения в 6 г 13 М. 1963.

30. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. // Национальная психоло­гическая энциклопедия. Рос. психотерапевт ассоц - 2-е изд., доп. и перераб - СПб. Питер 2002.



 

ЗГКопсйкин Кирилл, прот. Богословие и естествознание в антропологической пер­спективе. // Наука и богословие: антропологическая перспектива. ББИ св. апостола Андрея. М. 2004.

32. Корбэп Анри. Аверроэс и аверроизм. // История исламской философии. Пер. с франц. и примечания А. Кузнецова. hUp://wvvw.ek-shia.org/file_archive/kitablar/519/

33. Коснырева М.В. Основные идеи кембриджского неоплатонизма XVII в. СПбГУ. 2002.

34. Лайтман Михаэль. Книга Зоар. Серия «Каббала. Тайное учение». М.: НПФ «Древо Жизни». Издательская группа kabbalah.info. 2003.

35. Легойда Владимир. In God we trust? - религиозность по-американски. // Психоло­гия религиозности и мистицизма. Хрестоматия. Минск-Москва. «Харвест-Аст».

2001.

36. Лейбниц Г.В Монадология (пер. с франц. Е.Н. Боброва). //Сочинения в 4 т. Т.I. М. 1982.

37. Локк Дж. Сочинения в 3-х г. Т. I. Опыт о человеческом разумении. // Философское наследие. Т.93. М. Мысль, 1985.

38. Мак-Дугалл Дж. Тысячеликий Эрос. -СПб.: БСК, 1999.

39. Максим Исповедник, преп. Кн.2. Вопросоответы к Фапаесию. // Перевод А.И. Си­дорова Часть I. Вопросы I-LV. -М.. Мартис, 1993.

40. Максим Исповедник, преп. Трактат о душе. PG. t. 91.

41. Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность. СПб. Изд. "Евразия". 1999.

42. Мотрошилова 11.В. Познание и общество: Из истории философии XVI1-XVII1 ве­ков. М. 1969.

43. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.

44. Неделько В.И., Хупджуа А.Г. Основы современного естествознания. Православный взгляд. М. 2008.

45. I [счинуренко В.11. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической тра­диции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общест­венные науки. 2005, № Г

46. Ныотои, Исаак. Оценки. Материал из Википедии, свободной энциклопедии. htlp://ru. vvikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%BE%D0%BD, _%D0%98%D 1 %81 %DO%BO%DO%BO%DO%BA

47. Огицкий Д.П.. Козлов Максим, священник. Православие и западное христианство. М. Издательство храма св. муч. Татианы. 1999.

48. Олейник Юрий Николаевич, Кольцова Вера Александровна. Философско- психологическая мысль Нового времени (период научной революции XVII в.). // История психологии. littp://www.ido.rudn.ru/psychology/history_otj>sychology/6.html

49. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Издание 4-е, исправленное и допол­ненное. М. 2002.

50. Отечник, составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым). М. 1993.

51. Паскаль Блез Мысли. / пер. с фр. М. 2000.

52. Серафим (Роуз), иеромонах. Писания Эммануила Сведенборга. // Душа после смер­ти. Послесловие к книге: Роллингз Мориц, доктор медицинских наук. За порогом смерти. Перевод с английского (второе издание, исправленное и дополненное). СПб. 2003.

53. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М. 1998.

54. Синицин В. Пять аргументов Фомы Аквинского в пользу бытия Божия. http://www.binetti.ru/studia/sinicin_l.shtml

55. Спиноза Бенедикт. Этика. О Боге. // Избранные произведения. Т. Г М. 1957.


56. Спиноза и каббала. Материал из Викимедии свободной шцтчишсдми http://ru.wikipedia.org/wiki/%DO%A 1 %DO%BI-%!)<)%НХ%1 М>%1 <1)" „I Ml"„I <1 ■".,1 иг „И

7%D0%B0

57. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций. М. 2007.

58. Феофан Затворник, святитель. Душа и ангел - не тело, а дух. М «Лодки» 1 ‘>w

59. Филарет, архиепископ Черниговский. Историческое умение об ()i ца.\ I |,еркии (По 1882.

60. Цыпин В., прот. Модели взаимоотношений Церкви и государства Государе тоннам Церковь. // Курс церковного права. Учебное пособие. «Христианская жизш.» Кипи

2002.

61. Шмонин Д.В. Вторая схоластика (XVI-начало XVII в.): культурным koiitckci, ме

тафизическис основания, место в истории мысли, Автореферат диссертац....... а со­

искание ученой степени доктора философских наук. Санкт-Петербург. 2003

62. 11 Iomchi ау >р Артур. Введение в философию. Минск. 2000.

6! Дворкин Александр. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород. 20(1/



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: