Развитие физических качеств юных единоборцев с учетом

Сенситивных периодов

 

Изучение научно-методической литературы, обобщение передового практического опыта показало, что воспитание физических качеств на начальном этапе имеет большое значение при подготовке юных единоборцев (Аршавский И. А., 1967; Бакешин К. П., 1982; Бальсевич В. К., 2000; Кальникова Г. П., 1968; Харлампиев А. А., 1964; Ширяев А. Г., 2000; Юшков О. П., 1982). Соревнования предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию, физической подготовленности единоборцев. Спортсмен должен проводить поединок в высоком темпе, создавать активность и эффективность применения технико-тактических действий. В ходе соревнования таких поединков может быть от двух до пяти, что требует наличия у спортсменов высокого уровня подготовленности. Возросшая популярность спорта в современном мире и резкое повышение конкуренции на крупнейших соревнованиях, постоянное обновление мировых достижений определяет необходимость дальнейшего совершенствования научно-методических положений системы спортивной подготовки.

Кроме того, необходимо широкое внедрение достижений научно-технического прогресса, разработка и реализация перспективных технологических решений, опирающихся на всесторонние достоверные результаты научных исследований и передовой практический опыт (Алабин В. Г., 1996; Воробьев А. Н., 1989; Гаськов А. В., 1988; 1998; Куликов Л. М., 1995; Платонов В. Н., 2005). «В процессе адаптации технологических достижений в области спорта в интересах целенаправленного преобразования физического потенциала человека принципиальное место должно занять признание приоритета тренировки как ведущего и самого эффективного способа такого преобразования», – отмечает Лубышева Л. И., (2000, с. 119).

Анализируя цель тренировки, В. К. Бальсевич отмечает, что она определяется общими социальными и личностными установками человека на достижение им физического совершенства. Подчеркивается, что это особенно важно для повышения эффективности физического воспитания юных спортсменов, где до сих пор приоритетная роль отводилась обучению двигательным действиям и формированию двигательных умений и навыков, и в результате упускались наиболее благоприятные возможности для развития физических качеств в сенситивные периоды его возрастной эволюции (Бальсевич В. К., 1987, с. 9-11).

Многочисленными исследованиями установлено, что критические периоды физического развития детей и подростков представляют особо благоприятные возможности для целенаправленного воздействия на совершенствование их двигательных способностей. В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развивать те или иные качества удается с трудом. Выделяют следующие сенситивные периоды развития отдельных физических качеств юных спортсменов (в соответствии с таблицей 1).

 

Таблица 1 – Сенситивные периоды развития двигательных качеств

 

 

Периоды усиления роста сменяются периодами замедления, во время которых преобладают процессы дифференцировки тканей.

Вместе с тем, в каждом возрасте цели тренировки специфичны. Цель тренировки юного спортсмена определяется необходимостью создания фундамента его физического здоровья, основы его кинезиологического потенциала, а специфика ее содержания связана с возрастными особенностями растущего организма и обусловленными этим известными ограничениями видами физических нагрузок, их интенсивностью и формами реализации в тренировке».

Эффект тренировки контролируется поэтапно по приросту показателей функционального состояния и физической подготовленности. На этапе начальной подготовки рекомендуется подбирать относительно простые упражнения, не связанные с освоением сложных навыков.

Тренировка, направленная на применение методики индивидуализации, в основе которой лежит развитие физических качеств, зарекомендовала себя как достаточно эффективная форма физической подготовки юных спортсменов благодаря следующим возможностям (Болотов В. М., 2010; 2013):

– широкому выбору упражнений различной направленности, позволяющим оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся, совершенствовать различные двигательные навыки и развивать различные двигательные качества;

– индивидуальному педагогическому воздействию;

– точному дозированию физических нагрузок;

– самостоятельному выполнению упражнений.

Следует помнить, что наиболее мощное влияние на организм спортсмена оказывают занятия избирательной направленности, которые позволяют сконцентрировать в определенном направлении средства и методы педагогического воздействия (Платонов В. Н., 2005, с. 514). В единоборствах, отличающихся большим разнообразием проявлений техники и тактики, физических и психологических возможностей, планируются в основном комплексные занятия, в которых последовательно и параллельно решаются самые различные задачи. В определенном объеме могут также использоваться специально-подготовительные упражнения для повышения возможностей систем и механизмов, определяющих уровень разных видов качеств и гибкости, для становления двигательных навыков и умений, обусловливающих эффективность последующей работы (Зациорский В. М., 1966; 2009; Озолин Н. Г., 2002; Платонов В. Н., 2005).

При планировании физических нагрузок следует исходить из индивидуальных норм, обеспечивающих разностороннее, гармоничное развитие юных единоборцев, а не из потребностей форсированного роста спортивных результатов. Данный подход подтверждается и зарубежными исследованиями, в которых подчеркивается, что ранняя специализация и интенсификация тренировочного процесса вредна для здоровья занимающихся.

При планировании тренировочного процесса особое внимание следует обращать на характер и содержание тренировочных нагрузок у юных спортсменов. Необходимо, чтобы они не были односторонними, а оказывали разнонаправленное воздействие на организм (Набатникова М. Я., 1982, с. 129). Это ведущее положение при тренировке юных единоборцев можно трактовать по-разному. С одной стороны, в отдельном тренировочном занятии или даже микроцикле необходимо использовать различные по характеру и содержанию тренировочные нагрузки. С другой стороны, разносторонность и разнонаправленность тренировочных воздействий рассредоточивается в течение годичного макроцикла. Следовательно, рассматриваемое нами положение предполагает, что задачи тренировочного процесса решаются параллельно или последовательно. Такой подход является основой для последующего технического совершенствования. Это положение особенно важно учитывать в период начальной подготовки юных единоборцев. В настоящее время методика подготовки взрослых спортсменов, по сравнению с методикой тренировки юных спортсменов, детализирована.

Одной из главных задач, решаемых в процессе спортивной подготовки, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: