Контроль в подготовке юных каратистов

Эффективность процесса спортивной подготовки во многом обусловлена наличием комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренерами и спортсменами и на этой основе повышать уровень управленческих решений при программировании различных структур подготовки квалифицированных спортсменов (Иванов В. В., 1987; Платонов В. Н., 1987; 1997; 2005; Запорожанов В. А., 1988).

Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется посредством решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.

Информация, которая является результатом решения частных задач контроля, реализуется в процессе принятия управленческих решений, используемых для оптимизации структуры и содержания подготовки, а также соревновательной деятельности спортсменов.

Объектом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем (Платонов В. Н., 2005).

Виды контроля. В теории и практике спорта принято выделять следующие виды контроля – этапный, текущий и оперативный, каждый из которых увязывается с соответствующим типом состояния спортсменов.

Этапный контроль позволяет оценить этапное состояние спортсмена, являющееся следствием долговременного тренировочного эффекта. Такие состояния спортсмена – результат длительной подготовки в течение ряда лет, года, макроцикла, периода или этапа.

Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, т.е. тех состояний, которые являются следствием нагрузок серий занятий, тренировочных или соревновательных макроциклов.

Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний – срочных реакций организма спортсменов на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий и соревнований.

В зависимости от количества частных задач, объема показателей, включенных в программу обследований, различают углубленный, избирательный и локальный контроль.

Углубленный контроль связан с использованием широкого круга показателей, позволяющих дать всестороннюю оценку подготовленности спортсмена, эффективности соревновательной деятельности, качества учебно-тренировочного процесса на прошедшем этапе.

Избирательный контроль проводится с помощью группы показателей, позволяющих оценить какую-либо из сторон подготовленности или работоспособности, соревновательной деятельности или учебно-тренировочного процесса.

Локальный контроль основан на использовании одного или нескольких показателей, позволяющих оценить относительно узкие стороны двигательной функции, возможностей отдельных функциональных систем и др.

Углубленный контроль обычно используется в практике оценки этапного состояния, избирательный и локальный – текущего и оперативного.

В зависимости от применяемых средств и методов контроль может носить педагогический, социально-психологический и медико-биологический характер.

В процессе педагогического контроля оценивается уровень технико-тактической и физической подготовленности, особенности выступления в соревнованиях, динамика спортивных результатов, структура и содержание тренировочного процесса и др.

Социально-психологический контроль связан с изучением особенностей личности спортсменов, их психического состояния и подготовленности, общего микроклимата и условий тренировочной и соревновательной деятельности и др.

Медико-биологический контроль предусматривает оценку состояния здоровья, возможностей различных функциональных систем, отдельных органов и механизмов, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности.

В настоящее время в теории и методике спортивной тренировки, в практике спорта осознана необходимость использования всего многообразия видов, методов, средств контроля в совокупности, что привело, в результате, к возникновению понятия «комплексный контроль».

Под комплексным контролем следует понимать параллельное применение этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследования спортсменов, при условии использования педагогических, социально-психологических и медико-биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов (Платонов В. Н., 2005).

Под комплексным контролем понимается такая форма контроля, которая предусматривает применение средств и методов этапного, текущего и оперативного видов с целью получения объективной и всесторонней оценки долговременных (во многом необратимых) устойчивых (обратимых) и срочных адаптационных реакций в важнейших системах организма спортсменов в процессе и после включения конкретных тренировочных и соревновательных нагрузок (Рыбаков В. В., Уфимцев А. В., Федоров А. И., Ахмедзянов А. Н., 2003).

Программа комплексного контроля предполагает оценку факторов формирования (достижения), обеспечения и реализации спортивного мастерства с применением интегральных, комплексных, дифференциальных и локальных показателей относительно видов (этапного, текущего и оперативного) контроля. При этом учитываются: генотипическая и фенотипическая сенситивность, количество частных задач и объем используемых характеристик (углубленный, избирательный и локальный контроль), особенности применяемых средств и методов (педагогический, социально-психологический и медико-биологический контроль), относительная стабильность или вариативность контрольных показателей, научно-методические, организационно-методические и технические аспекты комплексного контроля (в соответствии с рисунком 1).

 

 

Рисунок 1 – Система комплексного контроля в подготовке спортсменов

 

Факторами формирования (достижения) выступают задаваемые нагрузки и условия их выполнения, рассматривающиеся в качестве причинных характеристик при системном представлении процесса становления спортивного мастерства. Разработана и апробирована программа контроля тренировочных и соревновательных нагрузок, предполагающая регистрацию и оценку величины (объема и интенсивности), специализированности, направленности, вариативности и особенностей размещения в различных структурных образованиях процесса спортивной подготовки (Годик М. А., 1980; Платонов В. Н., 1997; 2005).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: