Основные задачи, поставленные при развитии гибкости

Общие задачи, решаемые при направленном воздействии на гибкость, сводятся в основном к следующему (Матвеев Л. П., 1991, с. 276):

– обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплиту­дой, без ущерба для нормального состояния и функциониро­вания опорно-двигательного аппарата;

– предотвратить, насколько это возможно, утрату достигнутого оптимального состояния гибкости, минимизировать ее возрастной регресс.

Первую из этих задач решают в процессе системно построен­ного многолетнего физического воспитания, преимущественно на тех его этапах, которые охватывают детский, подростковый воз­раст и завершаются в основном в юношеском возрасте. Реализуя ее, недопустимо, разумеется, вызывать чрезмерное развитие гиб­кости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и свя­зок, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур (что бывает при слишком массированном воздействии упраж­нениями, направленными на развитие гибкости, особенно у де­тей). Стремление добиться сверхгибкости нельзя оправдать ничем, когда это оборачивается нарушением гармонии физического развития. Оптимальной является такая степень раз­вития гибкости, при которой движения можно выполнять с ам­плитудой, необходимой для освоения совершенной техники жиз­ненно важных действий и эффективного использования основных двигательных способностей. Практически степень развития гиб­кости остается достаточной, если она позволяет успешно выпол­нять некоторый комплекс тестовых упражнений, отличающихся максимальной либо близкой к ней амплитудой движений, воз­можной при нормальной подвижности в суставах, особенно в плечевых, позвоночного столба и тазобедренных.

В базовом физическом воспитании важно обеспечить всесто­роннее развитие гибкости, с тем чтобы гарантировать достаточ­но полную амплитуду движений во всех направлениях, допуска­емых строением опорно-двигательного аппарата. Хотя многие двигательные действия не требуют максимально возможной ам­плитуды движений, резерв гибкости имеет немалое значение – он служит одной из предпосылок экономичности движений (по­скольку при недостаточной гибкости на растягивание мышц тра­тится дополнительная энергия), способствует освоению новых широкоамплитудных движений, помогает избегать травм.

Вторая задача решается на всем протяжении многолетнего процесса физического воспитания. Она становится главной в на­правленном воздействии на гибкость, когда достигнута необ­ходимая амплитуда в достаточно широком комплексе основных движений.

Поскольку в силу естественных возрастных изменений гибкости некоторые лежащие в ее основе свойства телесных структур начинают ограничивать ее развитие уже на ранних этапах онтогенеза, сохранить в полной мере достигну­тое оптимальное состояние гибкости не удается даже на протяжении зрелого возраста. Особенно значительные инволюционные изменения гибкости наступают в пожилом и старшем возрасте (в связи с изменением, в частности, белкового состава и коллоидного состояния мышц, ухудшением упруго-эластических свойств мышц и связок). Тем не менее можно и нужно противодействовать этим регрессив­ным тенденциям путем специальных упражнений, обеспечить многолетнее сохранение гибкости на уровне, близком к достиг­нутому ранее оптимуму (Матвеев Л. П., 1977).

В процессе решения этих общих задач, а также дополнитель­но решаются частные задачи по дифференцированному воздействию на развитие гибкости в зависимости от возрастных, половых и индивидуальных особенностей ее состояния и разви­тия, а также в зависимости от особенностей специализации в избранном виде деятельности – спортивной, профессиональ­ной. Задачи по специализированному совершенствованию гиб­кости применительно к избранному виду спортивной и (или) профессиональной деятельности решаются, естественно, в тех случаях, когда эта деятельность предъявляет необычные требо­вания к проявлению гибкости, и (как, например, тяжелоатле­тические упражнения, в которых незаурядные проявления гиб­кости должны сочетаться с предельными напряжениями мышц, или барьерный бег, требующий предельной локальной подвиж­ности в тазобедренных суставах). В физическом воспитании приходится решать и задачи по восстановлению нормального состояния гибкости, утраченного в той или иной мере по какой либо причине, в том числе травм и заболеваний (Матвеев Л. П., 1991, с. 276).

 

1.4 Краткие сведения о строении и функциях детского организма

 

Систематические занятия каратэ повышают приспособительные реакции организма. Юный единоборец во время поединка совершает большое количество движений в максимальном темпе с большим физическим напряжением. Все это предъявляет высокие требования к функциональному состоянию. При физическом воспитании тренер должен знать, что организм юного спортсмена не просто уменьшенная модель взрослого, а организм, имеющий целый ряд морфофункциональных особенностей систем, зависящих от этапа онтогенеза. Это позволит более эффективно и сознательно использовать средства и методы тренировки и планировать величину тренировочных нагрузок в соответствии с индивидуальными возможностями организма юного спортсмена (Козлов В. И., Фарбер Д. А., Дубровская Н. В., 1983; Крестовников А. Н., 1939; Маркосян А. А., 1974).

Отмечено, что увеличение размеров тела у детей и подростков происходит неравномерно, т.е. асинхронно. Рост и развитие происходят тем интенсивней, чем моложе ребенок. Наибольшее увеличение веса тела у детей отмечается в те же возрастные периоды, что и повышение роста. Увеличение массы тела обусловливает развитие мышечной массы и внутренних органов.

Учебно-тренировочная работа по физическому воспитанию юных единоборцев требует учета возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуальных особенностей организма (Ильин, Е. П., 1988; Уилмор Дж. Х., Костил Д. Л., 2001).

Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6-7 до 17-18 лет. Каждой возрастной группе свойственны анатомо-физиологические особенности функций систем организма, психологические особенности, динамика развития двигательной функции и формирующихся на ее основе физических качеств и моторных способностей, учет которых необходим для повышения эффективности процесса физического воспитания (Еганов А. В., 2008, С. 18).

С учетом возрастной морфологии и физиологии дети делятся на несколько возрастных групп (в соответствии с таблицей 2).

 

Таблица 2 – Классификация возрастных групп с учетом возрастной
морфологии и физиологии (по В. В. Дубелей, П. В. Дубелей, 1988)

 

 

Младший школьный возраст(детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет. Данный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем (Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., 2008, с. 187).

Средний школьный возраст(подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек – в 11-12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый – 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом (Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., 2008, с. 194).

Старший школьный возраст(юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет. Особенности возрастного развития старшего школьного возраста характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание, при этом четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела.

У девушек‚ в отличие от юношей‚ наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развивается тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд/мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает большой выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши, жизненная емкость их легких примерно на 100 см меньше (Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., 2008, с. 198).

Костная система. Скелет человека состоит примерно из 206 костей, подразделяемых на две обширные группы – осевую и периферическую. Скелет выполняет три функции:

– обеспечивает опору телу;

– защищает внутренние органы;

– дает возможность вместе с мышцами двигаться.

Осевой скелет состоит из черепа, позвоночника и ребер и представляет собой базовую структуру, к которой присоединяются конечности (периферический скелет) через тазовый и плечевой пояс (Бивэн Д., 1998, с. 20).

Опорно-двигательный аппарат формируется поэтапно. Так окостенение фаланг пальцев завершается к 9-11 годам, костей запястья – к 10-13 годам, а формирование трубчатых костей – лишь к 15-25 годам. Оптимальный объем физических упражнений благоприятно способствует развитию костного аппарата. Но если подросток выполняет неадекватную его возрасту нагрузку, то происходит преждевременное окостенение и прекращение роста трубчатых костей.

Под влиянием усиленной мышечной деятельности в скелете спортсмена происходят изменения. В результате рефлекторного расширения кровеносных сосудов улучшается питание работающего органа, прежде всего‚ мышц, а затем и близлежащих органов, в частности кости со всеми ее компонентами. Скелет становится более прочным, увеличивается длина и толщина костей. Суставные поверхности костей покрыты хрящом, что делает их гладкими и пригодными для соединения.

Мышечная система. Мышцы состоят из ткани, способной укорачиваться и растягиваться, что обеспечивает движения тела. Мышцы составляют от 35-45% общей массы тела. Существует более 650 скелетных мышц. Выделяют три типа мышц (Бивэн Д., 1998, с. 20):

– скелетные;

– мышца сердца;

– гладкие.

Мышечно-связочный аппарат у юных спортсменов обладает хорошей эластичностью. У них отмечается большая гибкость по сравнению со взрослыми. В этот возрастной период скелетные мышцы развиваются пропорционально увеличению размеров тела, а мышечная масса опережает развитие силы. Важным физиологическим свойством скелетных мышц тренированных спортсменов является их сила. Это качество обусловлено наряду с гипертрофией мышечных волокон также и способностью при максимальных силовых напряжениях одновременно включать в работу максимальное число двигательных единиц.

Мышцы, выполняющие силовые и статистические напряжения, гипертрофируются значительнее, чем выполняющие динамическую работу. Рабочая гипертрофия мышц происходит за счет увеличения объема отдельных мышечных волокон. При этом утолщается их оболочка – сарколемма, увеличивается объем саркоплазмы, число миофибрилл и других структурных элементов. Гипертрофия мышц сопровождается улучшением их кровообращения за счет увеличения числа капилляров, вдвое у тренированных по сравнению с нетренированными мышцами.

Одновременно с морфологическими происходят и биохимические изменения в скелетных мышцах, сопровождающиеся увеличением в мышцах гликогена и креатинфосфата, которые улучшают ресинтез АТФ, увеличение миоглобина ведет к улучшению окислительных процессов в мышцах. Этому также способствует изменение активности сократительных белков актина и миозина, выступающих в роли фермента (аденозинотрифосфотазы), ускоряющих ресинтез АТФ (Бивэн Д., 1998; Еганов А. В., 2008).

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода из окружающей среды, использование его в обмене веществ и удаление из организма продукта окисления – углекислого газа. Газообмен происходит в альвеолах легких. Частота дыхания здорового взрослого человека в состоянии покоя составляет 12 раз в минуту, ребенок дышит в два раза чаще. Установлено, что если до окончания периода полового созревания не провести соответствующей тренировки на развитие аэробных возможностей, то в дальнейшем трудно в должной мере повысить функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Адаптация дыхательной системы при тренировке выносливости также затруднена вследствие относительной узости бронхиального дерева. Поэтому при одинаковой со взрослыми нагрузке дыхательная система детей не может обеспечить должной легочной вентиляции, а увеличение последней протекает в основном за счет частоты дыхания и в меньшей мере за счет глубины дыхания, что расценивается как нерациональная реакция (Бивэн Д., 1998; Борилкевич В. И., 1982; Еганов А. В., 2008).

Сердечно-сосудистая системаобеспечивает непрерывное движение крови по всему телу. Сердце весит около 300 г., имеет два предсердия, два желудочка и четыре клапана. Получает кровь из двух полых вен и четырех легочных вен, а выбрасывает ее в аорту и легочный створ. Сердце перекачивает примерно около 7000 литров крови в сутки, делая от 60 до 160 ударов в минуту.

Физическая тренировка вызывает ряд морфологических, биохимических и функциональных изменений сердца и сосудов. У спортсменов наблюдается увеличение размеров сердца за счет гипертрофии сердечной мышцы и некоторого увеличения объема полостей. Это приводит к увеличению объема сердца (Амосов Н. М., Бендет Я. А., 1989; Бивэн Д., 1998; Еганов А. В., 2008).

Такой объем сердца обеспечивает увеличение систолического и минутного объема крови при мышечной деятельности. ЧСС в покое у спортсменов обычно меньше, чем у не занимающихся спортом. Это явление называется брадикардией и наиболее четко проявляется у спортсменов, чья спортивная деятельность связана с выносливостью. У отдельных спортсменов ЧСС в покое может быть около 40 уд/мин. Брадикардия развивается главным образом в первые годы тренировки, затем она стабилизируется. Но ярко выраженная брадикардия не всегда должна рассматриваться как показатель тренированности. Иногда резкое уменьшение ЧСС в покое может граничить с перенапряжением сердца, вызванным чрезмерными тренировочными нагрузками.

Частота сердечных сокращений в состоянии покоя у детей дошкольного возраста – 85-100 уд/мин, у школьников 70-75 уд/мин. У девушек пульс бывает чаще на 6-8 ударов, чем у мальчиков.

Адаптация сердечно-сосудистой системы к мышечной работе у детей протекает иначе, чем у взрослых: у них объем кровообращения при выполнении мышечной работ увеличивается в основном за счет ЧСС и в меньшей степени за счет роста систолического объема, что ведет к более быстрому утомлению миокарда. Врабатывание сердечно-сосудистой и дыхательной систем протекает быстрее, что физиологически объясняется преобладанием у детей симпатического отдела ВНС, а также более высокой возбудимостью нервных центров.

Устойчивое состояние функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей возникает труднее. Физиологическим обоснованием является несовершенство регуляторных механизмов, низкие запасы энергетических веществ, быстрая утомляемость ЦНС. Утомление у детей развивается быстрее. Юные спортсмены прекращают работу при более низком содержании молочной кислоты и более низком кислородном долге. Утомление системы движения и управления сопровождается более значительными нарушениями координации движения. С ростом тренированности несколько снижается систолический объем крови, что проявляется в снижении мощности сердечных сокращений и свидетельствует об экономизации деятельности сердца в покое.

Минутный объем крови (МОК) в состоянии покоя у спортсменов также несколько уменьшен, что обусловлено лучшим использованием кислорода тканями и, вследствие этого, снижением их потребности в кровоснабжении. Показатели артериального давления у спортсменов соответствуют возрастным нормам. С ростом тренированности у юношей-спортсменов наблюдается тенденция к повышению артериального давления (АД). При физических нагрузках систолическое давление повышается в прямой зависимости от мощности работы и при предельных нагрузках может достигать 200 мм.рт.ст. Диастолическое кровяное давление повышается в меньшей степени (Граевская Н. Д., 1975; Гурай В. П., 1988).

Особенности восстановительного процесса у юных единоборцев зависят от характера работы. После коротких по времени упражнений анаэробного характера ликвидация кислородного долга протекает быстрее, так как у них преобладает симпатико-тонический тип регуляции систем жизнеобеспечения. После интенсивной и продолжительной работы восстановительные процессы протекают дольше, так как у юных спортсменов меньше запасов энергоресурсов и легко возникает запредельное торможение ЦНС. Скорость восстановительных процессов зависит также от пола и биологического периода развития.

В младшем школьном возрасте уже необходимо начинать обучение сложно-координационным видам спорта (гимнастика, фигурное катание), физиологической предпосылкой которого является интенсивное развитие ЦНС в этот период. Условные рефлексы вследствие высокой возбудимости образуются легче, чем в старшем возрасте, и являются более прочными. Так как у детей этого возраста преобладает образное мышление, то овладение движениями успешнее протекает при конкретном предметном подкреплении. Слабое развитие сознания и недостаточная концентрация внимания диктуют необходимость применять игровой метод.

Система крови

Кровь – жидкая ткань организма, циркулирующая в замкнутой системе кровообращения. Имеет сложный состав и выполняет множество жизненно важных функций. Кровь состоит из жидкой части – плазмы и взвешенных в ней форменных элементов – эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. У младенца объем крови составляет около 250 мл; у взрослого мужчины – более 5 литров; у женщины – около 4 литров.

Роль системы крови в транспорте кислорода у детей ниже, чем у взрослых вследствие более низкого содержания гемоглобина и объема циркулирующей крови. С ростом тренированности несколько увеличивается общий объем крови у спортсменов. Содержание в ней эритроцитов и гемоглобина повышается. Вследствие этого становится больше кислородная емкость крови. В процессе тренировки происходит ряд изменений в плазме крови, что обусловлено повышением мощности буферных систем, предохраняющих кровь от резких сдвигов pН в кислую сторону. Эти изменения связаны с ростом активности некоторых ферментов крови (Бивэн Д., 1998; Воробьев В. И., Пустозеров А. И., 2001; Еганов А. В., 2008).

 

ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ КАК ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС

В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: