Какие новообразования формируются в младшем школьном возрасте? Найдите иллюстрации в тексте

Задание 2

О каком изменении в восприятии ребенком окружающего мира говорится в этом отрывке?

«Вы богаты — мы бедны: эти слова и понятия, связанные с ними, показались мне необыкновенно странны. Бедными, по моим тогдаш­ним понятиям, могли быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не мог соединить в своем воображении с грациоз­ной, хорошенькой Катей. Мне казалось, что Мими и Катенька ежели всегда жили, то всегда и будут жить с нами и делить все поровну. Иначе и быть не могло. Теперь же тысяча новых, неясных мыслей, касательно одинокого положения их, зароились в моей голове, и мне стало так совестно, что мы богаты, а они бедны, что я покраснел и не мог решиться взглянуть на Катеньку.

“Что ж такое, что мы богаты, а они бедны? — думал я,— и каким об­разом из этого вытекает необходимость разлуки? Отчего ж нам не раз­делить поровну того, что имеем?” Но я понимал, что с Катенькой не годится говорить об этом, и какой-то практический инстинкт, в противность этим логическим размышлениям, уже говорил мне, что она права и что неуместно бы было объяснять ей свою мысль.

— Неужели точно ты уедешь от нас? — сказал я.— Как же это мы будем жить врозь?

— Что же делать, мне самой больно; только ежели это случится, я знаю, что я сделаю...

— В актрисы пойдешь... вот глупости! — подхватил я, зная, что быть актрисой было всегда любимой мечтой ее.

— Нет, это я говорила, когда была маленькой...

— Так что же ты сделаешь?

— Пойду в монастырь и буду там жить, буду ходить в чернень­ком платьице, в бархатной шапочке. — Катенька заплакала.

Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг за­мечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто нее предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путеше­ствия, с которого я и считаю начало моего отрочества.

Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы портятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не име­ющих понятия о нашем существовании. Без сомнение, я и прежде знал все это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал.

Мысль переходит в убеждение только одним известным путем, часто совершенно неожиданным и особенным от путей, которые, ч тобы приобрести то же убеждение, проходят другие умы. Разговор с Катенькой, сильно тронувший меня и заставивший задуматься над ее будущим положением, был для меня этим путем. Когда я глядел на деревни и города, которые мы проезжали, в которых и каждом доме жило по крайней мере такое же семейство, как наше, на женщин, детей, которые с минутным любопытством смотрели па экипаж и навсегда исчезали из глаз, на лавочников, мужиков, которые не только не кланялись нам, как я привык видеть это и Петровском, но не удостаивали нас даже взглядом, мне в первый раз пришел в голову вопрос; что же их может занимать, ежели они нисколько не заботятся о нас? и из этого вопроса возникли другие: как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т.д.»

Задание 3

О каком необходимом этапе в развитии ребенка говорит чешский педагог-гуманист XVII в. Я. А. Коменский? С чем в его позиции вы можете согласиться, а что представляется вам уста­ревшим, утратившим свою актуальность?

«Каким образом родители должны готовить своих детей к шко­ле?

1. Все человеческие дела, если ими заниматься с пользой, тре­буют осмотрительности и

должной подготовки. На это указывает Сирах, требуя подготовки и перед молитвой, и перед судом, и перед тем, как произнести какое-либо слово, хотя бы вопрос оказался особенно ясным. И, во всяком случае, естественно, чтобы создание, владеющее разумом, ничего не делало без обдумывания, почему это делать и какое должно или может быть следствие, если посту­пить, так или иначе. Итак, родители должны отдавать своих детей для образования в школу обдуманно, и, прежде всего сами должны подумать, что предстоит здесь делать, и открыть глаза детям, чтобы они поразмыслили о том же самом.

2. Итак, неразумно поступают те родители, которые без всякой подготовки ведут своих

детей в школы, точно телят на бойню или скотину в стадо; пусть потом школьный учитель мучится с ними, терзает их, как хочет. Но еще более безумны те, кто сделали из учи­теля пугало, а из школы застенок и все-таки ведут туда детей. Это происходит в том случае, если родители или прислуга в присутствии детей неосторожно болтают о школьных наказаниях, о строгости учителей, о том, что больше дети не будут играть, и т.п. “Пошлю тебя в школу, — говорят, — успокоишься, выпорют тебя, подожди только” и пр. Этим способом в детях развивается не кротость, но еще большее одичание, отчаяние и рабский страх по отношению к родителям и учителям.

3. Итак, разумные и благочестивые родители, воспитатели и по­печители будут поступать

так. Во-первых, когда приближается вре­мя посылать детей в школу, они будут ободрять их, точно наступает ярмарка или собирание винограда, говоря, что они пойдут в школу вместе с другими детьми и вместе с ними будут учиться, и будут играть. Может также отец или мать пообещать ребенку красивую одежду, изящную шляпу, красивую дощечку для письма, книжку и что-либо подобное, а иногда и показать то, что уже приготовлено для ребенка (ко дню отправления в школу). Однако давать этого не будут (чтобы дети все более и более воспламенялись желанием), но будут только обещать, что дадут. Об этом будут говорить такими и следующими словами: “Ну, дорогой сын, усердно молись, чтобы поскорее наступило то время, будь благочестивым и послушным” и пр.

4. Хорошо будет также разъяснить детям, какое это прекрасное дело — посещать школу и

учиться. Ведь из таких детей выходят важные люди, начальники, доктора, проповедники слова Божия, сенаторы и пр., все выдающиеся, славные, богатые и мудрые люди, к которым остальные должны относиться с почтением. Таким об­разом, гораздо лучше посещать школу, чем дома томиться от без­делья, или бегать по улицам, или изучать ремесло и пр. Затем уче­ние не есть труд, но забава с книгами и пером, и гораздо приятнее сахара. А чтобы они заранее до некоторой степени познакомились с этими занятиями, не мешает дать им в руки мел, которым бы они могли рисовать на скамейках, на столе или на данной доске проводить линии, рисовать, что только хотят: чашки, кресты, круги, звездочки, лошадей, деревья и пр., передают ли они это верно или нет — неважно, лишь бы только они получали от этого удовольствие. Невозможно, чтобы это осталось без результата; ведь они, таким образом, легче будут привыкать чертить буквы и различать их, вообще не следует упускать из виду ничего, что сверх того можно придумать для возбуждения в детях любви к школе.

5. Кроме того, родители должны будут внедрять детям любовь и доверие к будущим

преподавателям. Этого одним способом до­стигнуть нельзя. Иногда нужно любовно упоминать об учителе, называя его дядей по отцу или по матери, крестным отцом, со­седом и вообще расхваливая его ученость и мудрость, его любез­ность и доброту, указывая, что он человек выдающийся, многое знает, ласков к детям и их любит. И хотя и правда, что некоторых он наказывает, но только безнравственных и непослушных, кто заслуживает того, чтобы его наказывали, а послушных он не на­казывает никогда. При всем этом он показывает, каким образом что-либо нужно писать или читать и пр. Говоря с детьми так и ка­ким-нибудь иным подобным образом, по-детски, родители должны устранить у детей всякий страх перед школой. Затем также нужно спрашивать: будешь ли ты послушен? Если ребенок скажет, что он будет послушен, ему нужно сказать: итак, знай наверно, что учитель тебя полюбит. А чтобы у ребенка завязалось какое-либо знакомство с его будущим учителем, и чтобы он правильно по­мял сказанное ему и укрепился в этой надежде, мать или отец иногда (отправив его одного или со служанкой) может послать учителю какой-нибудь подарок. Тогда учитель (помня о своем долге) ласково с ним поговорит, покажет ему что-нибудь, чего тот не видел (книжку, рисунок, какой-нибудь музыкальный или математический инструмент и то, что ребенку может доставить удовольствие). Иногда также учитель что-либо подарит ребенку: дощечку для письма, флакончик чернил, маленькую монету, какой- нибудь фрукт или что-либо подобное. А чтобы учителю не было от этого ущерба, родители (ради которых это происходит) могут 11 должны это как-нибудь возместить или вперед что-либо послать. Таким образом, ребенок будет относиться к школе и к учителям бодро и с расположением, особенно если у него будет проявлять­ся благородная натура. Здесь уже половину дела сделает тот, кто так хорошо начнет: ведь сама школа будет для него только забава, и дети будут делать успехи с радостью»

 

Задание 4

 

Какие новообразования формируются в младшем школьном возрасте? Найдите иллюстрации в тексте.

«— Давай, — говорю, — Вася, поговорим о наших характерах. Какие у нас с тобой недостатки и что у нас с тобой есть?

— У тебя ужасный характер, — говорит Вася. — Ты все время подговариваешь меня из школы сбегать.

— Это у тебя ужасный характер. Что тебе не скажешь, куда ни позовешь, ты всегда ломаешься.

— Потому что я не хочу убегать с уроков, а ты меня подговари- ваешь.

— Не хочешь, так не убегай, никто тебя ни гонит.

— А ты пристаешь, — говорит Вася.

— Пристаю, потому что знаю: все равно сбежишь. Но ужасно спорить любишь: не хочу, не буду, не пойду. Надо тебе исправляться. 11о вообще ты парень хороший. Всегда со мной ходишь, настоящий ДРУГ-

— Ты тоже настоящий друг, — говорит Вася. — Потому я с тобой и хожу.

Первый раз в жизни мы с ним не поссорились. На душе легче стало, когда узнали, что мы с ним друзья, что надо.

Теперь я твердо решил быть в школе внимательным. Все заме­чать. Мимо ушей ничего не пропускать. Вот смотрю внимательно по сторонам. И приходит в наш класс ученик из другого класса. И го­ворит, что он у нас теперь будет октябрятским вожатым. Говорит, что он любит играть с малышами, то есть с нами. Вожатый спел нам песню. Танец станцевал. Потом играл с нами в паровоз. Потом пожатый разделил всех ребят на группы, которые звездочками называются. Теперь у звездочек будут соревнования: кто больше сделает полезных дел. Первое полезное дело было такое: кто больше поможет стареньким на своей улице.

И вот я звоню в квартиры на своей лестнице, чтобы кому-нибудь сделать полезное дело. Ходил, ходил, у кого ни спрошу, все говорят: нет старых. Что же мне делать? И тут же сразу придумал. Моя же собственная бабушка может меня здорово выручить. Буду ей теперь помогать. Но Вася, наверное, победит в этом соревновании: у него на лестнице живут одни старики. Но Васю мне все же хочется опере­дить, побольше него полезных дел сделать.

И я вот по утрам в школу шагаю, учусь там, что есть мочи. Потом дома уроки делаю, тороплюсь, чтобы времени побольше осталось бабушке полезное дело сделать. Но на это-то как раз времени у меня все же не хватает. Бабушка без всякой помощи остается. Смотрю на нее: совсем человек пропадает, молчит и скучает. Только на меня иногда поглядывает. Мол, скоро ты там с уроками справишься и меня из скуки выручишь?

— Мама, — спрашиваю, — что делать, если времени не хва­тает?

И мама мне советует режим дня написать, он воспитывает волю и помогает все успевать. Я сразу написал режим. И по режиму вре­мя у меня даже оставалось. Совершенно не знал, что я теперь буду делать от девяти до десяти часов вечера. Бабушка уж в это время спать ложится. Опять у мамы спросил, а она говорит:

— В это время полезно поскучать.

- Я не хочу, чтоб у меня был скучный режим. И этого писать не буду.

Теперь я все делал по режиму и весь день ждал, когда это кончится»

 

Задание 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: