3.1 (содержательные теории)- Теории мотивации, основанные на человеческой психологии и человеческом факторе. основное внимание уделяют потребностям человека, как базовому фактору, побуждающему его к деятельности. Все теории объединяет стремление классифицировать потребности человека и найти взаимосвязь с мотивами
А́брахам Ма́слоу [1] (англ. Abraham Maslow; 1 апреля1908 (19080401), Нью-Йорк — 8 июня1970, Менло-Парк, Калифорния) — известный американский психолог, основатель гуманистической психологии. " Мотивация и личность " (1954 г). Пересмотрено и дополнено автором в 1970 г.
Все человеческие потребности разделил на пять групп, назвал их базовыми потребностями и расположил в строгой иерархической структуре
Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет [ источник не указан 2021 день ], напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год) [2].
|
|
Создавая свою теорию Маслоу шел необычным путем. Он не был экспериментатором, не прибегал к использованию анкет или интервью. У него был свой метод - биографический: он изучал истории жизни, биографии великих людей.
Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.
1. Физиологические потребности, которые являются необходимыми для жизни и существования – еда, питье, убежище, отдых и другие.
Удовлетворение потребностей данной группы возможно методами материального стимулирования.
Потребность уверенности в будущем.
2. Потребность в безопасности - потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические (материальные) потребности будут удовлетворены в будущем.
Эта уверенность базируется на гарантиях пенсионного и социального обеспечения, которые может предоставить хорошая надежная работа, социальные гарантии, а также различные виды социального страхования (медицинское, пенсионное и др.).
3. Потребность в принадлежности и любви (в случае описания мотивации трудовой деятельности их называют социальными потребностями)
. Для удовлетворения социальных потребностей работников следует проводить следующие мероприятия:
|
|
3.1 Давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться в процессе трудовой деятельности;
3.2 Проводить с подчиненными периодические совещания;
3.3 Стараться не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба;
3.4 Создать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
Эти потребности выражаются в многолетней привычке работы в определенном коллективе, дружеских отношениях с коллегами по работе. Часто, даже при недостаточной оплате своего труда, работники не покидают своего места работы в поисках лучшего именно в силу хорошего удовлетворения социальных потребностей.
Социальная политика предприятия так же ориентирована на отождествление работника со своим предприятием – причастность к предприятию
4. Потребность в признании (уважении) Потребности в
- самоуважении,
- личных достижений,
- подтверждение компетентности,
- уважение окружающих.
Возможны следующие меры:
4.1 Предлагать подчиненным более содержательную работу;
4.2 Высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты труда;
4.3 Делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия;
4.4 Обеспечивать обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
Потребности этого уровня подразделяются на два класса:
- Достижения – ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, уверенности, независимости и свободы;
- Репутация и престиж – уважение окружающих, статус, внимание, признание, слава.
5. Потребность в самоактуализации (самовыражении) - это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Самоактуализация - явление врожденное, она входит в природу человека.
Для удовлетворения потребностей в самовыражении работников следует:
5.1 Обеспечить подчиненным возможности для обучения и развития, которые бы позволили полностью использовать их потенциал;
5.2 Давать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи;
5.3 Поощрять и развивать у подчиненных творческие способности.
Самоактуализация – явление врожденное, природа человека. (Маслоу)
Две функции:
-гуманистическая потребность – приносить людям добро.
-желание реализоваться-высшая цель существования.
По Маслоу, основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения, поступков является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению.
активизации потребностей следующего уровня.
У среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви - на 50%, потребность в самоуважении - на 40%, а потребность в самоактуализации - на 10%.
Экспериментальные исследования подтвердили теорию далеко не полностью.
Основная критика в адрес этой теории сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не всегда приводит к удовлетворению потребностей следующего уровня.
Дэ́вид Кла́ренс Маккле́лланд (англ. David Clarence McClelland; 20 мая1917 — 27 марта1998) — американскийпсихолог, автор теории потребностей, «Теория приобретенных потребностей» разработчик новой методики оценки для тематического апперцептивного теста[4], профессор психологии [5]. «Два лица власти»