Тема 1.3 Методология и методы социально-психологического исследования

Понятие методологии научного исследования: общая методология, частная (специальная) методология, совокупность методических приемов эмпирического исследования. Взаимосвязь методологии, теории, методов и методик социально-психологического исследования.

Основные черты и требования к научному исследованию в социальной психологии. Социально-психологическая интерпретация принципа деятельности как пример частной методологии в социально - психологическом исследовании. Специфика эмпирического исследования в социальной психологии: соотношение теории и эмпирического материала, характер эмпирических данных, качество социально-психологической информации, надежность и обоснованность данных. Программа и этапы исследования: теоретический и методический разделы.

Пилотажное исследование, формы его проведения. Порядок проведения пилотажного опроса: формализованное и неформализованное интервью. Отчёт интервьюера по результатам проведения пилотажного исследования.

Классификация методов в социальной психологии.Методы исследования: а) сбора данных: наблюдение (дескриптивный и оценочный способы регистрации данных), изучение документов (контент-анализ), различные виды опросов, тесты, эксперимент (дискуссионные проблемы применения эксперимента: ограниченные возможности лабораторного эксперимента; экологическая валидность; квазиэксперимент; «эффект Розенталя (Пигмалиона)»); б) обработки данных: корреляционный, факторный, кластерный анализ, построение типологий и др. Качественные методы в социально-психологическом исследовании. Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальное и групповое консультирование.

Требования к качеству социально-психологической информации (надёжность, валидность, устойчивость, точность, репрезентативность, вариативность (дисперсия). Понятие независимой и зависимой переменных. Описательная (дескриптивная) и индуктивная статистика. Корреляционный анализ.

Фокус-группа как метод социально-психологического исследования. Фазы развития групповой дискуссии. Факторы успешности проведения фокус-группового исследования.

Этические проблемы социально-психологического исследования - информированное согласие и риск влияния ожидания оценки. Дебрифинг по окончании проведения исследования (эксперимента).

Методики изучения социально-психологических исследований: социальных отношений и взаимоотношений, различных видов общения, социальных конфликтов, национально-психологических особенностей, семейных отношений, социально-психологической диагностики личности, массовидных и других социально-психологических явлений.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите критерии построения классификации методов исследования в социальной психологии.

2. Как применяются методы социально-психологического исследования в изучении социальных процессов?

3. Каковы особенности фокус-группы как метода социально-психологического исследования?

4. Перечислите и охарактеризуйте методы обработки данных социально-психологического исследования.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные этические проблемы в работе социального психолога.

Тема 1.4 Практические приложения социальной психологии

Функции социальной психологии в обществе. Практическая ориентация социальной психологии на современном этапе развития российского общества: типы практических приложений социальной психологии.

Специфика и эффективность прикладных исследований в социальной психологии. Суть «социально-психологического вмешательства»: роли эксперта, консультанта и учителя.

Стратегии работы социального психолога – практика. Основные сферы практической работы социального психолога. Социально-психологическая диагностика. Социально-психологическая коррекция. Социально-психологическое консультирование.

Социальная психология в промышленном производстве. Проблемы формирования промышленного коллектива. Социально-психологические аспекты производственных конфликтов. Социально-психологический климат промышленного предприятия.

Традиции социальной психологии в анализе проблем управления. Развитие организации и роль социального психолога в создании «культуры» организации. Работа с персоналом в организации.

Социальная психология рекламы и массовой коммуникации. Социально-психологические особенности устного выступления перед открытой аудиторией.

Сотрудничество социальной психологии с криминологией. Социальная психология девиаций и юридическая психология. Социальная психология семьи и семейное психологическое консультирование. Социально-психологические исследования и развитие этнопсихологии, гендерной психологии, экономической психологии, политической психологии. Роль социальной психологии в понимании развития общества.

Экстремальная прикладная социальная психология. Прикладная социальная психология в образовании и здравоохранении.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

2. Что представляют собой области практического использования социально-психологических знаний в различных сферах деятельности?

2. Как применяются социально-психологические знания в управлении социальными процессами?

3. Каковы особенности преподавания социальной психологии в учебных заведениях?

4. В чем состоят функции социальной психологии в обществе?

5. Перечислите и охарактеризуйте основные сферы практической работы социального психолога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: