принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планировании и распределении ресурсов.
Применение
В практической деятельности цикл PDCA применяется многократно с различной периодичностью. При выполнении основной деятельности цикл PDCA применяется с периодичностью циклов отчетности и планирования. При выполнении корректирующих действий длительность PDCA может быть меньше или больше длительности циклов отчетности и планирования и устанавливается в зависимости от характера, объема, длительности и содержания мероприятий по устранению причин отклонения.
Спираль Джурана и триады качества
Спираль качества Джурана и концепция AQI
Джуран первым обосновал необходимость перехода от контроля качества к управлению качеством. Им разработана «спираль качества» («спираль Джурана») (рисунок 1) - вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей.
Рисунок 1 - Спираль качества Джурана
Спираль Джурана:
1. Исследование рынка;
2. Разработка проектного задания;
3. Проектно-конструкторские работы;
4. Составление технических условий;
5. Разработка технологии и подготовка производства;
6. Материально-техническое обеспечение;
7. Изготовление инструмента приспособлений и контрольно-измерительных средств;
8. Производство;
9. Контроль процесса производства;
10. Контроль готовой продукции;
11. Испытания рабочих характеристик продукции;
12. Сбыт;
13. Техническое обслуживание;
14. Исследования рынка.
Таким образом, по мнению Джозефа Джурана, указанные процессы обеспечивают непрерывное формирование и улучшение качества продукции.
Джозеф Джуран является автором концепции AQI (Annual Quality Improvement), то есть концепции ежегодного улучшения качества. В философии менеджмента качества непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений. В концепции AQL основное внимание сосредоточено на стратегических решениях, более высокой конкурентоспособности и долгосрочных результатах.
Джуран впервые сформулировал подход к обеспечению качества, классифицировав затраты на обеспечение качества, выделив 4 основные категории затрат:
1. Затраты на предупреждение дефектности;
2. Затраты на оценку качества;
3. Издержки вследствие внутренних отказов;
4. Издержки вследствие внешних отказов.
В 1979 году Джуран организовал в США институт качества, который предоставляет широкий круг услуг, включая обучение специалистов.
Триада качества
Принцип «триад качества» был разработан Джозефом М. Джураном. Он первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством: «Управление качеством осуществляется с помощью трех процессов: планирование, контроль, улучшение».
Триада качества Джурана:
1) Планирование качества: установите цели в области качества; определите ваших покупателей; определите потребности ваших покупателей; разработайте продукт в соответствии с требованиями; разработайте процессы, которые необходимы для производства продукта; разработайте способы контроля.
2) Контроль качества: оцените результаты процессов; сравните их с требуемыми параметрами; если есть расхождение, примите меры.
3) Улучшение качества: создайте инфраструктуру, которая требуется для поддержания ежегодных улучшений; определите, что вы будете улучшать; для каждого проекта по улучшению создайте команду; обеспечьте команду ресурсами, подготовьте людей, создайте систему мотивации. Фундаментальное значение для Джозефа Джурана имело представление о том, что качество не может иметь случайный характер - оно должно планироваться [3].
Таким образом, своей триадой Джуран идентифицировал ключевые элементы стратегического планирования качества в компании, определил оптимальные цели в области качества, указал на важность создания системы измерений качества. Джуран неоднократно утверждал, что планирование процессов на предприятиях должно отвечать целям в области качества именно в рабочих условиях, а достижение успехов в расширении доли на рынке стать постоянным.