Школа научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора (1905), взятая за точку отсчета общего менеджмента, является основой и для менеджмента качества. Именно он создал концепцию научного менеджмента, обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса и оценил важность ее контроля. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную структуру штрафов для бракоделов.
В дальнейшем на длительный период времени (с 1920-х до начала 1980-х годов) пути развития общего менеджмента и менеджмента качества разошлись.
До 1950-х годов главная проблема менеджмента качества сводилась к контролю качества продукции и относилась к инженерно-техническим вопросам (контрольные карты В. Шухарта, таблицы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Роминга и Др.), в то время как проблематика общего менеджмента носила ярко выраженный организационный, с социально-психологическим оттенком характер («классическая (административная) школа»).
|
|
Примером взаимосвязи менеджмента качества и общего менеджмента в то время служат принципы производительности труда, сформулированные Гаррингтоном Эмерсоном, одной из основ которых был полный, точный, постоянный учет (в том числе качества продукции) или организационные принципы Генри Форда, опирающиеся на развитую стандартизацию.
Позже активно развивающиеся концепции менеджмента качества начали заимствовать элементы общего менеджмента, касающиеся организационных вопросов обеспечения качества. В это время в менеджменте сложилась «школа человеческих отношений», применяющая в управлении науки о человеческом поведении. Эта доктрина практически немедленно была воплощена и в развитии менеджмента качества, хотя слово «менеджмент» ещё не присутствовало в лексиконе специалистов (Деминг, Джуран).
Следует отметить, что в 1950 -1980-е годы даже самые широкомасштабные внутрифирменные системы за рубежом ещё называются «системами управления качества»: TQC (Фейгенбаум), CWQC (К. Исикава, семь инструментов качества), QC-circles (методы Тагути), QFD и др. Однако именно в этот период начинается активное сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента. Начало движения совпало с расширением наших представлений о качестве продукции и способах воздействия на него, а также развитием внутрифирменного менеджмента.
Общий менеджмент распадается на самостоятельные дисциплины — финансовый менеджмент, маркетинг менеджмент и т. д.,- а в теоретическом плане определяется как управление по целям (МВО). Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей (дерево целей), а затем проектирования системы организации и мотивации этих целей.
|
|
Менеджмент качества напротив включает всё новые элементы производственной системы и интегрирует их (TQМ). Формируется мощный набор теоретических и практических средств - менеджмент на основе качества (МВQ). В его активе на сегодня:
- международные стандарты ИСО 9000 и 14000;
- международная система сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;
- международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества (IRCA), в котором уже работают 10000 специалистов из многих стран мира;
- практически сложившаяся система аудита менеджмента;
- аналогичная система аудита на многих региональных и национальных уровнях;
- 70000 фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества.
Менеджмент качества становится на сегодня ведущим менеджментом фирм. Происходит процесс сращивания и (как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на качественно другом уровне. Важным элементом слияния менеджмента качества и общего менеджмента стал переход понятия качества в экономическую категорию. Управление качеством ставит целью достижение экономического эффекта. Фирма, не работающая в направлении менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех и общественное признание.
Контрольная карта Шухарта в управлении производством, бизнес-процессами — визуальный инструмент, график изменения параметров процесса во времени. Контрольная карта используется для обеспечения статистического контроля стабильности процесса. Своевременное выявление нестабильности позволяет получить управляемый процесс, без чего никакие улучшения невозможны в принципе. Контрольные карты впервые введены в 1924 годуУолтером Шухартом с целью снижения вариабельности процессов путём исключения отклонений, вызванных несистемными причинами.
Цели и задачи
Цель построения контрольной карты Шухарта — выявление точек выхода процесса из стабильного состояния для последующего установления причин появившегося отклонения и их устранения.
Задачи построения контрольной карты Шухарта:
· определить границы системной вариативности процесса,
· спрогнозировать поведение процесса в ближайшем будущем на основе прошлых данных о процессе.
Выходящий параметр процесса всегда имеет изменчивость вследствие воздействия различных факторов (кратковременных отклонений входов и внутренних параметров). Таких факторов обычно много, и поэтому они частично компенсируют друг друга. Вследствие этого в стабильном состоянии выходы процесса лежат в определённом коридоре — зоне системной вариабельности процесса. Вероятность выхода параметра за пределы этого коридора не равна нулю, но, как правило, мала.
При введении контрольных карт в организации важно определить первоочередные проблемы и использовать карты там, где они наиболее необходимы. Сигналы о проблемах могут исходить от систем управления дефектами, от претензий потребителей, от любых процессов организации.
Элементы графика
Контрольные границы — коридор, внутри которого лежат значения при стабильном состоянии процесса. Контрольные границы рассчитываются по формулам, жестко привязанным к типу карты. Эти границы вычисляются по данным о процессе, и никак не связаны с допусками.
· CL — центральная линия (обычно среднее значение или медиана по некоторому объёму данных)
· LCL — нижняя контрольная граница (нижняя граница спецификации)
· UCL — верхняя контрольная граница (верхняя граница спецификации)