double arrow

Сравнительная оценка двух концепций качества


Концепции качества
Американская модель Японская модель
1. Более высокое качество равносильно более высоким издержкам 1. Более высокое качество равносильно более низким издержкам
2. Более высокое качество равносильно более низкой производительности 2. Более высокое качество равносильно более высокой производительности
3. Контроль качества находится в руках инспектора по контролю за качеством 3. За качество отвечает коллектив рабочих
4. Производство более крупных изделий равносильно низким издержкам 4. Производство более мелких изделий снижает издержки
5. Производительность труда растет благодаря разделению труда между теми, кто думает и кто производит 5. Все рабочие должны думать: думающий рабочий - это продуктивный рабочий
6. Всегда существуют потери в затратах, качестве и при доставке 6. Никаких потерь в затратах, качестве и доставке
7. Автоматизация может позволить сократить затраты и устранить производственные дефекты, но сама она вызовет проблемы в отношениях с профсоюзами 7. Автоматизация сокращает трудовые издержки и устраняет производственные дефекты
  8. Высокое качество гарантирует потребительское доверие на долгий срок
  9. Низкое качество равносильно лишним затратам, а лишние затраты - это зло

 

По мнению японских специалистов, причины низкого качества или производительности не всегда могут быть известны отдельным рабочим, инженерам или менеджерам, но групповой подход к анализу и устранению этих проблем всегда будет более эффективным.

Деятельность кружков непрерывна, она не прекращается с решением какой-либо отдельной проблемы. Члены кружка совместно с инженерами и менеджерами постоянно изучают технологию производства и управления, стремясь найти новые пути улучшения качества и роста производительности. Кружок чаще всего состоит из 6-12 человек, которые собираются на совместные совещания по соглашению с администрацией, эти совещания частично проходят в рабочее время, а частично - в нерабочее.

Включение в состав кружка качества линейных управляющих нижнего звена (бригадиров и мастеров) и их совместное обучение является одним из наиболее важных нововведений, характеризующих японский подход к управлению качеством.

Сфера деятельности кружков очень широка, это: уменьшение брака; совершенствование технологических процессов; модификация инструмента и оборудования; рационализация; снижение издержек производства; повышение квалификации и обучение персонала; техника безопасности; организация труда; трудовая дисциплина и т. д. Можно сказать, что главная цель кружков контроля качества - оптимизация и повышение эффективности производственного процесса в широком смысле слова.

Этим они отличаются, например, от американских групп нулевых дефектов, имеющих весьма ограниченную цель - организацию самоконтроля на рабочем месте.

В среднем кружки собираются два раза в месяц, затрачивая на заседания более часа. В том случае, если заседание кружков проходит в нерабочее время, большинство компаний предоставляет рабочим за это денежную компенсацию (соревнование кружков, обучение и т. д. также оплачиваются фирмой).

Руководитель кружка поощряет своих товарищей высказывать любые мнения и предложения, даже те, которые на первый взгляд могут показаться абсолютно нереальными или лишенными смысла. Даже те предложения, которые их авторы сами не могут достаточно убедительно обосновать, принимаются для коллективного обсуждения всеми членами кружка.

По мнению японских специалистов и управляющих-практиков, качество продукции* отнюдь не определяется контролем и не может быть улучшено посредством усиления контроля.

Улучшение качества может быть лишь в том случае, если каждый занятый будет вносить свой вклад и прилагать для этого все свои силы.

Средняя экономия в год за счет реализации одного предложения кружка качества составляет около 5 тысяч долларов. На каждого члена кружка приходится 50-60 внедренных предложений. Необходимо отметить, что денежное вознаграждение за одно предложение независимо от его эффективности невелико. Величина вознаграждения является чисто символической, даже самые выдающиеся предложения, которые ведут к патентной заявке, очень редко превышает 600 долларов.

Японская система управления качеством дает очень высокие результаты. Так, например, её применение на телевизионном заводе в Чикаго после покупки этого завода Японией у американской фирмы "Моторола" уровень брака через четыре года снизился в 50 раз. На дочернем предприятии другой японской компании, купленной в Америке, за два года количество дефектов было уменьшено в 10 раз и т. д.

К универсальным элементам, лежащим в основе концепции кружков качества, можно отнести следующие три:

 

· тесный контакт между администрацией, профсоюзом и работниками (в отличие от положения в компаниях США);

· как управляющие, так и рабочие должны быть обучены передовым, эффективным приемам и методам обеспечения качества. Для японцев такое массовое обучение стало естественным уже с начала 50-х годов (в США такое обучение организовано только для инженеров и специалистов по обеспечению качества);

· подход к деятельности по обеспечению качества должен учитываться и быть особенно сильно приспособленным к конкретным национальным условиям и всему действующему набору инструментов организации и управления.


 

 


Сейчас читают про: