Психологическая саморегуляция учителя как средство повышения эффективности педагогической деятельности

 

Учительский труд связан с пребыванием в состоянии хрони-ческого напряжения из-за большого количества стрессогенных факторов. В современной научной литературе термин «стресс» используется в трех различных значениях: как внешние стиму-лы, вызывающие у человека напряжение, как внутреннее психи-ческое состояние напряжения и возбуждения и как физическая реакция организма на вредное внешнее воздействие. Данные подходы к сущности стресса позволяют комплексно рассмо-треть изучаемую проблему.

 

Стресс — это адаптационная реакция организма, которая воз-никает при действии неблагоприятных или угрожающих факто-ров. Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. В зависимости от природы стрессоров различают физиологиче-ский и психологический стресс.


 


По мнению большинства исследователей, полностью избе-жать стресса невозможно, да в этом и нет необходимости, так как оптимальный уровень стресса способствует активизации психических функций, росту адаптационных возможностей. Вместе с тем в  науке выделяется и понятие стресса в деструктив-ном значении — его принято обозначать термином «дистресс»,

 

— последствия длительного переживания данного состояния не-гативно сказываются на физиологическом и психологическом состоянии личности и могут приводить к возникновению ряда заболеваний и депрессивным состояниям, а также способство-вать эмоцональному выгоранию. Именно возникновение дис-тресса и следует предупреждать.

 

В настоящее время можно выделить три группы основных научных подходов к пониманию стресса: адаптационный, трак-тующий стресс как ответную реакцию на различные внешние стимулы; факторный, описывающий стресс как ответ только на действие беспокоящих или разрушающих стимулов; транс-актный, определяющий стресс как ответную реакцию на отсут-ствие соответствия между возможностями личности и требова-ниями со стороны среды.

 

Длительные профессиональные стрессы и высокий уровень психической напряженности учителя приводят к тому, что зача-стую учителя теряют способность к быстрым и адекватным ре-шениям, проявляют пассивность в межличностных конфликтах с учениками. По мере роста профессионального стажа у некото-рых учителей формируется избыточная обобщенность и усред-ненность в восприятии учеников, возникает формализация отно-шений, сглаживается понимание непохожести, своеобразия лич-ности каждого ученика.

 

Под влиянием деструктивных стрессогенных факторов у учи-телей может происходить и «заострение» уже имеющихся по-граничных психических расстройств, могут возникать или усугу-бляться негативные психические качества, изменяющие личность, встречаться невротические проявления. Так, например, при не-врозе неудачи учитель считает себя виновником всех собствен-ных несчастий. При неврозе навязчивых идей у педагога может


 


господствовать постоянное переживание одного и того же состоя-ния (сожаления, сомнения, раскаяния), что тормозит все другие мысли и действия. У педагогов может наблюдаться и невроз с пе-реживанием чувства одиночества, покинутости, потери собствен-ной ценности, что сопровождается развитием тревожности, агрес-сивности, острой потребности в любви и социальном признании.

 

Эмоциогенность педагогического труда обусловливается его спецификой, а именно особенностями трех основных компонен-тов труда учителя: педагогической деятельности, педагогическо-го общения и личности учителя.

 

А. О. Прохоров, проводя анализ динамики психических со-стояний учителя, доказал, что психическое состояние педагога характеризуют высокий динамизм, частая и резкая смена состоя-ний, их высокая интенсивность и напряженность. В исследовани-ях ученого выделено несколько групп эмоциогенных ситуаций на уроке и в педагогической деятельности на основе обобщения ответов учителей (А. О. Прохоров, 2007):

 

- ситуации, возникающие в ходе урока при объяснении, при изучении трудного для усвоения материала, непонимании, глупых вопросах, отказах учащихся отвечать и т. д.;

 

- ситуации, складывающиеся во взаимоотношениях с учащи-мися при непредвиденной конфликтной ситуации, плохом пове-дении, грубости, бестактности;

 

- ситуации, связанные с взаимоотношениями с коллегами и администрацией (конфликты с коллегами, перегруженность учебными и другими поручениями и др.);

 

- ситуации, связанные с регуляцией собственных эмоцио-нальных состояний, прежде всего негативных — плохого само-чувствия, раздражительности, волнения, тревоги.

 

Наиболее конфликтогенной зоной внутреннего мира учите-ля является его общение с администрацией учебного заведения и родителями (А. О. Прохоров, 2007).

 

Зарубежные исследователи T�. �� Cocs ������� иC�. �� J . �� Mackay ��������������� связыва-ют повышенную нервно-психическую напряженность педагогов со следующими особенностями преподавательского труда:

 

- изменением микросоциальной ситуации;


 

 


- взаимодействием с различными социальными группами — учащимися, родителями, коллегами;

 

- ролевой неопределенностью, обилием социально-ролевых ожиданий;

 

- поведением и отношением детей; - восприятием и осмыслением одновременных коммуника-

 

ций разнообразного рода (T. Cocs, C. J. Mackay, 1976).

 

Что касается особенностей личности учителя, то здесь в ка-честве основных причин, обусловливающих эмоциональное не-благополучие педагогов, стоит отметить рассогласование моти-вов личности и деятельности учителя, а также рассогласование между индивидуально-типологическими­ особенностями лично-стями и характером педагогической деятельности.

 

Наряду с указанными особенностями труда учителя боль-шую роль в возникновении эмоционального напряжения педаго-гов играет также и социально-политическая ситуация, сложив-шаяся в современном обществе, ситуация тотального кризиса практически во всех сферах общественной жизни. Резкие по-литические и экономические перемены, происходящие в стра-не, сами по себе способствуют повышению уровня нервно-психического напряжения.

 

Новая социально-экономическая обстановка в системе об-разования привела к еще более негативным последствиям, вы-разившимся в снижении интереса к учебе и повышении праг-матической ориентации учащихся, в несоответствии высоких требований, предъявляемых к учителю социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, возрастающей конкуренцией и т. д., — с явно недостаточной заботой общества об учителе. Педагог часто вос-принимает свое социально-профессиональное положение как совокупность требований, не подкрепленных ни общественной, ни материальной поддержкой. Более половины учителей вы-нуждены работать на несколько ставок, часть педагогов работа-ет дополнительно вне школы. Это приводит к перегруженности учителей, практически лишая их свободного времени. В таких условиях не хватает времени на семью, детей, себя, и этот фактор


 


сильно фрустрирует учителей. Подавляющее большинство пе-дагогов считают себя практически социально не защищенными как на уровне школы, так и на общегосударственном уровне, что негативно сказывается на эмоциональной сфере представителей данной профессиональной категории.

 

Как видно, для педагогической деятельности в целом харак-терны все классические источники стресса, описанные в совре-менной концепции стресса.

 

1. Социальная оценка. Здесь речь идет о всевозможных ви-дах оценки, начиная с симпатии со стороны учащихся, потреб-ность в которой существует у каждого учителя, далее оценка учи-теля родителями, привносящая львиную долю конфликтов и дис-комфорта в работу педагога, особенно классного руководителя, наконец, оценка со стороны коллег и администрации, открытые уроки, нескончаемые проверки вышестоящих органов.

 

2. Физическая опасность. Ощущение физической опасно-сти может возникать у учителя при восприятии определенных условий или аспектов организации труда. Большую роль тут может играть столь типичный для школы повышенный уровень шума, нарушение температурного режима в школе, агрессия со стороны некоторых учащихся — все это входит в определение физической опасности как сферы возникновения стресса в рабо-те учителя.

 

3. Неопределенность. Учитель обладает возможностьюв определенной мере самостоятельно моделировать стратегию, тактику работы. Педагогическая деятельность — это ярко выра-женная творческая профессия, но за такую возможность учите-лю приходится жертвовать своим психологическим комфортом, поскольку любая ситуация, требующая от человека выбора или создания чего-то нового, является напряженной.

 

4. Повседневная рутина. Одним из сложнейших аспектов ра-боты учителя является его умение в сотый раз говорить об одном и том же, но по-разному, и при этом всякий раз нужно быть искрен-ним, заинтересованным в том материале, который преподается.

 

Стресс учителя проявляется не только в экстремальных, но и во всех жизненных и профессиональных ситуациях, порож-дая стрессовые реакции в более широком диапазоне проявлений


 


личности учителя. Многие исследователи отмечают у педагогов также частые ошибки в работе, невозможность сосредоточить-ся на чем-либо, ухудшение памяти, часто возникающее чувство усталости, «беспричинные» боли, повышенную возбудимость, увлечение табаком, спиртным, ощущение недоедания или отсут-ствие аппетита, неудовлетворенность работой, ощущение без-надежности, чувство бесплодности усилий, ухудшение способ-ности вступать в социальные контакты и т. д. Нарушения адап-тации приводят также к различным нарушениям деятельности: снижению производительности труда и его качества, нарушени-ям рабочей дисциплины.

 

Таким образом, на когнитивном уровне психологическая де-задаптация находит свое проявление в отрицательных эмоцио-нальных переживаниях. Это такие модальности эмоций, как не-удовлетворенность, раздражение, подавленность, страх, тревога, фрустрация, депрессия. На поведенческом уровне это выражает-ся в агрессивных действиях или, напротив, в общей заторможен-ности и пассивности.

 

Синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению у педагога эмоционально-энергетиче-ских и личностных ресурсов, называется профессиональным выгоранием.

 

Профессиональное выгорание — это неблагоприятная реак-ция педагога на стресс, полученный на работе; включает в себя психофизиологические и поведенческие компоненты: учащение жалоб на здоровье, эмоциональное истощение, изменение про-дуктивности работы, снижение самооценки.

 

Состоянию профессионального выгорания учителя обычно соответствуют определенные чувства, мысли, действия.

 

Чувства: усталость от всего,подавленность,незащищен-ность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределен-ных, неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточ-но сильным, недостаточно совершенным.

 

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя,незаслуженности своего положения в обществе, недостаточ-


 

 


ной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

 

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя,стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стрем-ление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

 

Стадии профессионального выгорания (К.Маслач, 1982).

 

Первая стадия начинается приглушением эмоций,сглажи-ванием остроты чувств и свежести переживаний; исчезают по-ложительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в от-ношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

 

Вторая стадия: возникают недоразумения в отношенияхс коллегами (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присут-ствии коллег — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профес-сионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства са-мосохранения при общении, превышающем безопасный для ор-ганизма уровень.

 

Третья стадия: притупляются представления о ценностяхжизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внеш-нюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощути-мый холод безразличия поселяется в его душе.

 

Что помогает педагогу избежать профессионального выгорания?

 

- крепкое здоровье и сознательная целенаправленная забота о своем физическом состоянии (здоровый образ жизни, занятия спортом);

 

- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способно-стях и возможностях;

 

- опыт успешного преодоления профессионального стресса; - способность конструктивно меняться в напряженных

 

условиях;


 


- высокая мобильность; - открытость; - общительность; - самостоятельность;

 

- стремление опираться на собственные силы; - способность формировать и поддерживать в себе позитив-

 

ные, оптимистичные установки и ценности как в отношении са-мих себя, так и других людей и жизни в целом.

 

Синдрому выгорания подвержен только тот педагог, ко-торый не умеет переключаться и чувствовать себя счастливым в любой ситуации, воспринимая ее не как наказание, а как жиз-ненный урок.

 

Таким образом, профессиональное выгорание, с одной сто-роны, обусловливается особенностями деятельности и личности учителя, а с другой — выступает как фактор негативного воздей-ствия на психофизическое состояние и эффективность деятель-ности педагога.

 

Профилактика стресса, равно как и сам стресс, испытываемый на работе, является комплексным и динамическим процессом, с использованием различных методов, все разнообразие которых может быть разделено на два больших класса: эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы.

 

Труд педагога может являться мощным источником удо-влетворения, положительных эмоций, самореализации лично-сти учителя. Следовательно, для обеспечения наиболее полного позитивного эффекта от участия педагога в профессиональной деятельности необходимо изучение факторов личности и дея-тельности учителя, оказывающих неблагоприятное воздействие на его психофизиологическое состояние и эффективность труда с целью их нивелирования. К таким факторам можно отнести: индивидуально-психологические (эмоциональное напряжение и несформированность навыков саморегуляции) и социально-психологические­ (интенсивность межличностного общения и взаимодействия, постоянное нахождение в ситуации оценива-ния, повышенная ответственность, неравномерное распределе-ние нагрузки).


 


Говоря о влиянии на личность профессионала негативных факторов деятельности, нельзя не остановиться на противо-положном аспекте. Профессиональная деятельность, являясь важной составляющей жизнедеятельности человека, может давать наибольший позитивный эффект с точки зрения укре-пления психического здоровья. Многие весьма важные состав-ляющие благополучия теснейшим образом связаны с работой и профессией. Профессиональная деятельность обеспечивает возможность проявить свои способности и умения, овладеть мастерством и совершенством, позволяет индивиду войти в ту социальную среду, где он может найти совместное целена-правленное взаимодействие с другими и взаимную поддержку в межличностных отношениях.

 

Ежедневное разнообразие деятельности увеличивает воз-можности для наиболее полного проявления различных потен-циалов личности. Умение выходить из стрессовых ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности, в том числе и  деятельности учителя, может создавать чувство уверенности в своих силах.

 

Кратковременное ощущение стресса способно вызывать ра-достное чувство достижения цели и удовлетворение от исполнен-ного долга. Профессиональная деятельность, как основная форма активности субъекта, обеспечивает индивиду возможность удо-влетворения всей гаммы потребностей, раскрытия своих способ-ностей и утверждения себя как личности. Осознание социаль-ного значения своей профессии — стимул развития педагога, обогащение смысла его жизни. Социальная значимость профес-сии способствует повышению чувства собственной значимости, высокому самоуважению педагога, положительному отношению к себе как к личности. Многие учителя, отмечая привлекательные черты своей работы, в качестве основных позитивных моментов отмечают общение с детьми и сам процесс работы — урок как творимое ими педагогическое произведение. Урок дает возмож-ность учителю в полной мере реализовать себя, творческие по-требности, ощутить полезность своей деятельности.


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: