В рамках концепции профессионального развития учителя Л. М. Митина рассматривает понятие «педагогическая компе-тентность»,понимая под ним знания,умения,навыки,а такжеспособы и приемы их реализации в деятельности, общении и раз-витии личности [4; 5; 6].
Под компетентностью нами понимается особый тип органи-
зации предметно-специфических знаний,усвоенных личностьюи позволяющих принимать и реализовывать эффективные реше-ния в соответствующей области деятельности [2]. В проведенном М. М. Кашаповым, Т. Г. Киселевой и Е. В. Коточиговой иссле-довании подчеркивается, что первоочередной задачей образова-тельного процесса в современных условиях является не переда-ча и усвоение некоторой суммы знаний, а овладение способами адаптации (оспособленность) в различных видах деятельности
(2000, 2003, 2010).
В исследованиях Дж. Равена компетентность рассматрива-ется как специфическая способность, необходимая для эффек-тивного выполнения конкретного действия в конкретной пред-метной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответ-ственности за свои действия. Отметим, что данная модель компе-тентности связана с признанием определяющего и системообра-зующего значения ценностно-мотивационной сферы личности.
|
|
По мнению В. Н. Софьиной, компетентность представляет собой многоуровневое образование с компонентами когнитив-ного, экспрессивного и интерактивного характера; это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста,включающих в себя знанияи умения (2005). С точки зрения Т. Г. Киселевой и Е. В. Коточи-говой, понятие «компетентность» призвано определять не толь-ко наличие у индивида определенных знаний, но и возможность их использования и готовность применения для разрешения кон-кретных ситуаций (2003).
Результаты проведенного М. М. Кашаповым, Т. Г. Киселе-вой и Е. В. Коточиговой исследования позволили выделить три составляющие коммуникативной компетентности: перцептив-ную, интерактивную и коммуникативную (2000, 2003, 2010). Под перцептивной составляющей коммуникативной компетент-ности можно понимать способность профессионала отслеживать индивидуальные особенности партнера по общению, видеть из-менения в психофизическом состоянии, замечать и умело ис-пользовать невербальный пласт общения.
Таким образом, опираясь на исследования Т. Г. Киселевой, Е. В. Коточиговой, Л. М. Митиной и Л. А. Петровской, конф-
|
|
ликтную компетентность мы рассматриваем как вид коммуника-
тивной компетентности, обладающий ее существенными каче-
ственными признаками. Данные признаки выступают в качествеинтенсиональных, то есть они подчеркивают связь понятий. К их числу можно отнести сложность структурной организации, имею-щей интегральный характер; связанность со структурой процесса коммуникации и его эффективностью; динамичность структур-ных компонентов; возможность их совершенствования.
На основании проведенных исследований Б. И. Хасаном установлено, что ядро образовательного процесса — учебность
— представляет собой конфликтную ситуацию, в которой конф-ликтная компетентность учителя — ученика воплощается в вы-боре адекватной образовательным целям стратегии и тем самым предопределяет эффективность самого образовательного про-цесса (Б. И. Хасан, 2004). По его мнению, высокий уровень кон-фликтной компетентности предполагает возможность психотех-нического действования в достаточно широком диапазоне, с уче-том изменения условий и самих действующих сторон. Б. И. Хасан подчеркивает, что приобретение конфликтной компетентности предполагает не только специальные теоретические курсы для из-учения единиц описания и моделей разного типа конфликтных систем, но и специально организованные пробные действия и про-цедуры для выработки навыков распознавания, анализа, провоци-рования и конструирования конфликтов.
С нашей точки зрения, конфликтная компетентность — это способность человека оптимальным способом преодолевать
возникающие противоречия, противостоять деструктивному влиянию конфликтов и умение их конструктивно разрешать [2].
Надситуативный уровень мышления педагога позволяет ему обнаруживать конфликт, который может воплощаться не только в прямом противоборстве участников образовательного процесса и развивается от завязки к развязке действий, но и в устойчивом, стабильном фоне происходящих событий, в независимых от кон-кретной ситуации мыслях и чувствах её участников, исполнен-ных эмоциональной напряженностью. Данный уровень позволя-ет воспринимать конфликт как возможность собственного разви-тия. Если педагогу нечего нести учащемуся, то ему очень трудно подняться на надситуативный уровень. Если он останавливается на одном уровне, то теряется целостная линия творческого вы-полнения профессиональной деятельности [2; 3; 10].
В структуре конфликтной компетентности как сложнойструктурно-функциональной системы можно выделить три ос-новных компонента,представленных на рис. 1.
Рис. 1. Структура конфликтной компетентности
Выделение нами компонентов конфликтной компетентности базируется на взглядах А. В. Карпова, М. М. Кашапова, Я. Л. Ко-
ломинского, Б. Ф. Ломова, Л. А. Петровской, И. Р. Сушкова. Предложенная структура конфликтной компетентности получила теоретическое обоснование и поэтому может быть использована в качестве основного конструкта эмпирического исследования.
Представим далее более подробную характеристику выде-ленных компонентов и элементов структуры конфликтной ком-петентности личности.
1. Когнитивный компонент (включает в себя информацион-ный и креативный элементы):
а) информационный элемент представляет собой систему знаний личности о конфликтах и способах поведения в них;
б) креативный элемент предполагает переход личности от привычного взгляда на природу конфликта как деструктивно-го явления к осознанию его творческой сущности и положитель-ной роли конфликта для личностного развития.
Ю. В. Пошехонова отмечает, что творческое преодоление про-блемных ситуаций требует понимания личностью их реальной сложности или имеющихся затруднений в своих интеллектуальных навыках (2005). Таким образом, деятельность, связанная с анализом возникшей проблемы, принятием во внимание условий, образую-щих конфликтную ситуацию, планированием ее разрешения, кон-тролем и оценкой себя в ходе решения конфликта, является по свое-му содержанию творческой. Именно поэтому нам кажется целесо-образным объединение информационного и креативного элементов
|
|
в когнитивный компонент конфликтной компетентности.
2. Мотивационный компонент конфликтной компетентно-
сти отражает состояние внутренних побуждающих сил личности, которые благоприятствуют оптимальному поведению в конфлик-те. Конфликтная компетентность предполагает, на наш взгляд, доминирование в поведении личности мотивации стремления к успеху, способствующей конструктивному разрешению кон-фликта. Противоположный тип мотивации (мотивация избегания неудач), с нашей точки зрения, напротив, препятствует успешно-му разрешению конфликтной ситуации.
Выделяя в структуре конфликтной компетентности моти-вационный компонент, мы опираемся на точку зрения Л. А. Пе-
тровской, рассматривающей мотивы поведения в качестве ее от-дельного уровня (1997).
3. Регулятивный компонент содержит эмоциональный,во-левой и рефлексивный элементы:
а) эмоциональный элемент: способность личности управ-лять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, умение открыто выражать эмоции без оскорблений оппонента, способность к эмпатии;
б) волевой элемент: способность к волевой саморегуляции в конфликте (к сознательной мобилизации сил, контролю и управ-лению собой);
в) рефлексивный элемент: способность личности произво-дить реконструкцию конфликта и осуществлять коррекцию свое-го поведения.
Как отмечает М. В. Чумаков (2005), волевая регуляция дея-тельности осуществляется при непосредственном участии эмо-ций, поэтому процесс может быть назван эмоционально-волевой регуляцией. С. Р. � ����������� Петрухина, ����������� анализируя ���������� структуру �������� конфлик-тоустойчивости, считает целесообразным рассматривать её эмоциональный и волевой компоненты отдельно друг от друга
|
|
(С. Р. � �������������������������������������������������������� Петрухина,2004).Л. А. Петровскаявструктуреконфликт-
ной компетентности дифференцирует рефлексивную культуру и культуру саморегуляции личности (Л. А. Петровская, 1997). Мы считаем необходимым рассматривать эмоции, волю и локус контроля как составные части регулятивного компонента кон-фликтной компетентности, конкретизируя при этом вклад каж-дого из элементов в реализацию личностью оптимальной стра-тегии поведения в конфликте.
На основании предложенной структуры конфликтной компе-
тентности нами выделены структурные характеристики дан-