Современная ситуация в системе образования характери-зуется наличием большого количества конфликтов, имеющих прежде всего объективные причины. Диверсификация системы образования, наличие различных культур и моделей образова-тельных структур можно отнести к внутренним объективным причинам возникновения конфликтов. Внешние по отношению к самой системе образования причины роста конфликтов заклю-чены в трансформации общества и сопутствующих этому про-цессу явлениях общественной жизни.
К условиям, способствующим возникновению конфликтов
в школе, можно отнести изначально большую властную дистан-цию субъектов взаимодействия (особенно учителей и учащихся), различия половозрастных и культурно-ценностных характери-стик участников образовательного процесса.
К психологическим причинам конфликтогенности среды в образовательных учреждениях можно отнести следующие:
— наличие у многих преподавателей внутриличностных конфликтов (А. Г. Гусева);
|
|
— профессиональную деформацию личности педагога (Л. И. Ермаченко);
— доминирование в процессе профессиональной педаго-гической деятельности негативных функциональных состоя-ний, в первую очередь психологических стрессов и утомления (Л. И. Митина).
Кроме этого, у большинства педагогов отсутствуют систе-матические знания по конфликтологии. При возникновении конфликтов учителя опираются преимущественно на свою интуицию.
Неудовлетворенность своим социальным положением, мате-риальной обеспеченностью, обстановкой в стране в целом, опре-
делённое давление со стороны других людей может привести к повышению уровня социальной фрустрированности педагогов. Следствием этого выступает появление у них таких дезоргани-зующих эмоциональных состояний, как дистимия, депрессия, апатия, гипотимия, растерянность, тревога, страх.
Конфликты воспитательного и образовательного процес-сов исследуют многие отечественные психологи и педагоги (Г. М. Андреева, В. М. Афонькова, Т. В. Драгунова, Е. М. Ду-бовская, В. И. Журавлев, А. С. Залужский, М. М. Кашапов, Р. Л. Кричевский, Б. Т. Лихачев, О. Н. Лукашенко, Е. В. Пер-вышева, Л. А. Петровская, М. М. Рыбакова, П. А. Сергоманов, Л. С. Славина, Е. А. Тимоховец, Б. И. Хасан, Н. И. Шевандрин, Н. Е. Щуркова и др.). Вместе с тем существует противоречие между потребностями образовательной практики и отсутствием четко разработанной системы эффективных психотехнологий (основанных на теоретически обоснованных подходах) конструк-тивной работы с конфликтами в сфере образования.
|
|
По мнению М. М. Рыбаковой, педагогическую деятельность можно отнести к тем видам деятельности, для которых содержа-ние и характер отношений между её участниками являются зало-гом успеха [11]. С позиции ученого, отношения между участни-ками педагогического процесса следует рассматривать не только как желаемое условие, но и как основной компонент педагогиче-ской деятельности. Процессы воспитания и обучения являются по своему содержанию коммуникативными, поэтому условием становления взаимодействия между педагогом и учащимися яв-ляется коммуникативная деятельность учителя, т. е. организация им поведения и деятельности учащихся через различные виды педагогического общения.
Педагогический конфликт — сложное явление, возникаю-щее, как правило, в силу объективных и субъективных при-чин. К объективным причинам можно отнести социально-экономическое положение учительства в целом по стране и осо-бенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школь-
ном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности. Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Одна-ко в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритет-ной роли именно субъективного фактора в провокации конфлик-тов в школьном социуме (С. В. Баныкина, 2001).
Как подчеркивает М. В. Харченко, внимание исследовате-лей проблем школьных конфликтов в основном концентрирует-ся на двух аспектах: первый — недостаточный профессионализм педагогов, а именно: неэффективное становление педагога как профессионала (Г. М. Болтунова, В. А. Кан-Калик, Н. В. Клюе-ва, А. А. Леонтьев, Л. М. Митина, Н. В. Самоукина, Б. И. Хасан и др.); второй — «подростковый возраст», поскольку большая часть школьных конфликтов приходится именно на этот период (Б. С. Алишев, С. В. Баныкина, М. Р. Битянова, Ю. Б. Гиппенрей-тер, И. В. Дубровина, В. П. Кащенко, Р. В. Овчарова, Л. Ф. Обу-
хова, Д. И. � ���������������������������������������������������� Фельдштейн,Т. А. Чистяковаидр.).Вданныхнаправ-
лениях рассматриваются конфликты в процессе межличностного взаимодействия, связанные с рассогласованием целей деятельно-сти и коммуникативными барьерами в межличностном взаимо-действии (М. В. Харченко, 2010).
Как подчеркивал В. А. Сухомлинский (1981), умение избе-жать конфликта — одна из составляющих педагогической му-дрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только со-храняет, но и создает воспитательную силу коллектива. С точки зрения В. И. Панова, предметом педагогической деятельности при развивающем обучении является прежде всего создание общности педагога и учащихся, то есть социальной среды комму-никативного взаимодействия. Ученый отмечает, что содержание современного образования может быть представлено не только знаниями, умениями, навыками по учебным предметам, спосо-бами учения и способностью учиться, но также и способами со-
|
|
циализации, которые обеспечивают возможность социального взаимодействия (межличностного и профессионального), необ-ходимого для успешного вхождения в социум и активной жизни
в условиях современного общества (В. И. Панов, 2007).
В современной конфликтологии нет единого мнения в отно-шении таких понятий, как «педагогический конфликт» и «школь-ный конфликт», которые зачастую используются при описании одних и тех же явлений. М. В. Харченко дифференцирует данные понятия, определяя школьные конфликты как конфликты, воз-никающие в образовательном учреждении. При этом педагоги-ческий конфликт — это специальное создание конфликтной си-туации или разрешение педагогом уже имеющейся конфликтной ситуации в системе взаимодействия «учитель — ученик» в педа-гогических целях (М. В. Харченко, 2010).
Изучением проблемы конфликтов в высшей школе зани-маются С. В. Баныкина, В. Г. Гришанков, А. Я. Клементьева, Н. Д. Сорокина, В. А. Якунин. По мнению исследователей, при-чинами конфликтов в высшей школе могут являться различия
в ценностных ориентациях, взаимных ожиданиях участников учебного процесса, несоответствие его уровня уровню подготов-ленности студентов, отсутствие общей субкультуры, а также бес-тактность и агрессивность участников данного процесса.
По нашему мнению, под конфликтом можно понимать
«столкновение примерно равных по силе, но противополож-ных по направленности тенденций (мотивов, целей, действий) участников взаимодействия» [2].Пока нет столкновения,нети конфликта, а существуют лишь его объективные и субъектив-ные предпосылки. Данное определение развивает О. В. Слапо гузова, определяя конфликт как столкновение несовместимых друг с другом, противоположно направленных тенденций в со-знании человека, в межличностных взаимодействиях или меж-групповых отношениях, связанное с острыми негативными пере-живаниями (О. В. Слапогузова, 2005).
|
|
Сходной точки зрения придерживается и �M ��. ������� Deutsch �������,назы-вая причиной возникновения конфликта объективное столкно-
вение несовместимых интересов и мотивов участников межлич-
ностного взаимодействия (M. Deutsch, 1994). Несколько иного подхода придерживается K. Schneider, считая, что конфликт — это борьба конкурирующих тенденций, которые не обязательно должны быть противоположными, они могут быть и одинаковы-
ми (K. Schneider, 1988).
Знание типологии конфликтов позволяет установить между типами конфликтов известные закономерные отношения. Прак-тическая ценность типологизации заключается в том, что методы регулирования конфликтной ситуации напрямую зависят от типа конфликта и типа личности (группы), вовлеченной в конфликт
(см. табл. 3).
Таким образом, проблема конфликтов в сфере образования в современной психологической науке является важной, актуаль-ной и многоаспектной. Несмотря на значительное количество ра-бот, посвященных ее исследованию, остается открытым вопрос о систематизации взглядов ученых на определение сущности педагогических конфликтов и их типологию.
Таблица 3 | ||||||||
Типология конфликтов по М. М. Кашапову [2] | ||||||||
№ | Критерий | Конфликт А | Конфликт В | |||||
Тип А | Форма А | Тип В | Форма В | |||||
объём | парциальный | человек — человек | глобальный | группа — группа | ||||
иерархия, | ||||||||
соотношение | горизонтальный | ученик — ученик | вертикальный | учитель — ученик | ||||
статусов | ||||||||
эмоциональная | ||||||||
частота | спорадический, | вспышка, | частый | повторяющееся | ||||
от случая к случаю | неожиданное | третирование | ||||||
раздражение | ||||||||
закономерный, | эпизодические, | |||||||
из-за слома динами- | ||||||||
по недоразумению | ||||||||
ческого стереотипа, | ||||||||
генезис | периодические | случайный | или случайному | |||||
из-за психологиче- | ||||||||
стечению | ||||||||
ской несовмести- | ||||||||
обстоятельств | ||||||||
мости | ||||||||
эмоциональная | затяжной, | накапливание обид, | ||||||
разрядка, | ||||||||
длительность | быстротечный | хронический, | глубокая психологи- | |||||
быстро осозна- | ||||||||
стойкий | ческая травма | |||||||
ваемые ошибки | ||||||||
глубина, | глубинный, | ||||||
противоречи- | ценностные | ||||||
степень | поверхностный | взгляды, ритуалы | |||||
вость системы | ориентации | ||||||
значимости | |||||||
ценностей | |||||||
интенсив- | сильный, мощный | стресс, аффект | слабый, | плохое настроение | |||
ность, сила | слабомощный | ||||||
степень | незаконченный, | «открытый» | |||||
законченный | закрытый гештальт | гештальт, прерванная | |||||
завершенности | прерванный | ||||||
ссора | |||||||
опосредо- | непосредственный | лицом к лицу | опосредованный | окольным путем, | |||
ванность | клевета | ||||||
степень | трудноразрешимый | разрыв отношений | легкоразрешимый | компромисс | |||
разрешимости | |||||||
фрустрация | |||||||
степень | открытый | искренняя обида | скрытый, | замкнутость, | |||
(осознание острых | выраженная вовне, | проглоченная, | |||||
проявления | тлеющий | ||||||
противоречий) | высказанная вслух | закрытая, затаенная | |||||
обида | |||||||
источник | объективный | внешний | субъективный | внутренний | |||
новизна | новый | оригинальное | ранее | решение по шаблону | |||
решение | встречавшийся | ||||||
степень | «метод взрыва», | ||||||
подготовлен- | спровоцированный | спонтанный | «врасплох» | ||||
«ловушка» | |||||||
ности | |||||||
операцио- | давление, интрига, | ||||||
нальный | насильственный | ненасильственный | уговоры | ||||
(средства) | шантаж | ||||||
степень адек- | адекватный образ | образ ситуации | |||||
ватности | |||||||
подлинный, | конфликтной си- | находится в плену | |||||
восприятия | |||||||
туации, реальное | ложный | иллюзорной системы, | |||||
и осмысления | истинный | ||||||
конфликтной | столкновение меж- | реальных причин | |||||
ду сторонами | для конфликта нет | ||||||
ситуации | |||||||
неудача | потаенный | зависть | откровенный | давление на жалость | |||
отношение | обращенность | обращенность | |||||
пессимистичное | оптимистичное | в будущее | |||||
к конфликту | в прошлое (упреки) | ||||||
(извлечение выводов) | |||||||
степень | осознанный | целенаправленный, | неосознанный | нецеленаправленный, | |||
осознанности | смоделированный | спонтанный | |||||
степень | мнимый, | иллюзия | реальный, | конкретная | |||
адекватности | беспредметный | конфликта, | предметный | конфликтная | |||
восприятия | конфликт | механизмы защиты | конфликт | ситуация | |||
характер | деловые отношения | обсуждение пред- | эмоциональные | упреки, | |||
проявления | мета конфликта | отношения | обиды, амбиции | ||||
содержание | с осложнениями | опасность разрыва | без осложнений | сохранение | |||
последствий | отношений | отношений | |||||
социальный | конструктивный | спор | деструктивный | ссора | |||
эффект | |||||||