Педагогическое проектирование как основа конструирования образовательной среды

 

Педагогическое проектирование — это предварительная раз-работка педагогом основных компонентов своей профессиональ-ной деятельности и учебной деятельности учащихся (создание образа предстоящей деятельности), что обеспечивает прогнози-рование результатов данных видов деятельности. Объектом пе-дагогического проектирования могут выступать педагогические системы, педагогический процесс и педагогические ситуации.

Самым крупным объектом педагогического проектирования являются педагогические системы. Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития личности. Структуру педагогиче-ской системы образуют преподаватели и учащиеся; материально-технические предметы, составляющие основу обучения и воспита-ния; функции, выполняемые каждым из них.


 


Педагогические системы могут быть малыми, средними, большими и сверхбольшими. К малым относятся отдельные си-стемы обучения и воспитания учащихся (например, в учрежде-ниях начального профессионального образования есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащих-ся, профессиональной ориентации, правового воспитания и т. д.).

 

К средним педагогическим системам относят системы дея-тельности учебного заведения в целом, его работы с учащимися, их родителями, предприятиями и т. д. Этот вид систем связывает малые системы между собой и с внешними объектами.

 

К большим педагогическим системам относятся системы образования района, города, области (это большие социально-педагогические комплексы, в которые входят школы, училища, лицеи, техникумы, учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данными регионами). Сверхбольшие педагогические системы создаются для крупных по размерам и целям регионов и республик.

 

У каждой педагогической системы свои специфические признаки:

 

– у систем всегда должна быть цель, которая заключается в развитии учащихся и педагогов и их защите от негативных воз-действий среды;

 

– главным звеном любой системы должны быть учащиеся или воспитанники;

 

– каждая система должна строиться и действовать как от-крытая, т. е. способная изменяться под влиянием внешних фак-торов, принимать эти воздействия и смягчать их, либо усили-вать, либо ликвидировать.

В отечественной педагогике основоположником теории и практики педагогического проектирования можно по праву считать А. С. Макаренко, который рассматривал воспитатель-ный процесс как своеобразно организованное «педагогическое производство». А. С. Макаренко был против неорганизованного процесса воспитания, следствием этого стало его предложение разработать единую систему воспитания, в конечном итоге он и стал разработчиком педагогической техники, которая включа-


 


ла в себя технику дисциплины; технику разговора педагога и вос-питанника; технику самоуправления и технику наказания.

 

В 1989 г. была издана работа В. П. Беспалько, посвященная педагогическому проектированию. Распространение и развитие вычислительной техники явилось огромным стимулом в разви-тии педагогического проектирования. С приходом вычислитель-ной техники в образовательные учреждения стала меняться ме-тодика обучения, появились новые методы и формы обучения.

 

Проектирование педагогических систем — это сложная мно-гоуровневая деятельность. Выделяют три этапа проектирования:

 

I этап — моделирование;

 

II этап — собственно проектирование; III этап — конструирование.

 

Рассмотрим далее особенности каждого этапа.

 

Педагогическое моделирование —это определение целипроектирования педагогической системы, ситуации или процес-са, а также разработка модели основных путей ее достижения.

 

Педагогическое проектирование —это доведение разрабо-

 

танной теоретической модели до уровня практического исполь-зования.

 

Педагогическое конструирование —это последний этап педа-

 

гогического проектирования, дальнейшая детализация созданного проекта, которая приведет к использованию данной модели в кон-кретной ситуации, реальных условиях, с реальными участниками педагогического процесса.

 

Поставленная педагогом цель должна определяться тем, где и когда полученные качества учащегося могут быть востребо-ваны. Например, преподаватель юриспруденции в вузе ставит перед собой цель развить логическое мышление студентов. Эта цель рождает у него алгоритм ее реализации. Поскольку модель создается только мысленно, проект становится механизмом пре-образования учебно-воспитательного процесса и среды. Конст-руирование позволяет разделить проект на части, конкретизи-ровать его и максимально приблизить к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической дея-тельности является методической задачей.


 


Формы педагогического проектирования — это документы, которые описывают с разной степенью точности процесс разра-ботки и функционирования педагогических систем, процессов или ситуаций.

 

Одной из форм проектирования, с помощью которой излагают-ся основная точка зрения, главная мысль, теоретические принципы построения систем или процессов, является концепция. Чаще все-го концепция строится на результатах научных исследований. Она имеет большое практическое значение (хотя нередко бывает обоб-щенной и абстрактной), поэтому каждая концепция должна вклю-чать в себя только те теоретические знания, которые можно будет применить в практической деятельности.

 

Рассмотрим концепцию на примере педагогического образо-вания. Данная концепция включает в себя изложение основопо-лагающей теории, раскрывающей место и цель педагогического образования в современной системе образования. Педагогическое образование описывается как единое целое, что предполагает ме-тодологический уровень концепции. В данную концепцию также входит положение о непосредственной организации педагогиче-ского образования, что включает в себя цель, задачи, принципы, направления развития, предполагаемую структуру, кадры.

 

Другой формой педагогического проектирования является план. План — это документ, в котором перечисляются меропри-ятия, порядок и место их проведения. К таким планам относятся учебные планы, план учебно-воспитательной работы, план уро-ка, план мероприятия и многие другие. Каждый из планов имеет свое назначение и свою структуру.

 

Существуют два основных принципа педагогического проек-тирования:

 

- принцип человеческих приоритетов: необходимо подчинять проектируемые педагогические системы, процессы и ситуации ре-альным потребностям, интересам и возможностям обучающихся и воспитанников;

- принцип саморазвития: он подразумевает создание систем, процессов или ситуаций динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.


 


Представим далее алгоритм действий педагога по проекти-рованию педагогического объекта.

 

1. Анализ объекта проектирования. Данный этап требует определения, что именно педагог решил проектировать — си-стему, процесс или ситуацию. Анализ объекта проектирования предполагает детальный анализ его структуры, выявление досто-инств и недостатков объекта. В результате анализа могут быть выявлены противоречия, т. е. несоответствие предъявляемых требований состоянию объекта в целом.

 

2. Теоретическое обеспечение проектирования. Этот этап по-священ поиску информации об опыте проектирования подобных объектов и анализу теоретических исследований относительно выбранного объекта.

 

3. Методическое обеспечение проектирования. Данный этап включает в себя создание инструментария проектирования: за-готовок схем, образцов документов и т. д. Целесообразно иметь несколько заготовок документов, схем для дальнейшего проек-тирования.

 

4. Пространственно-временное обеспечение проектирова-ния. Любой проект только тогда может быть реализован, когда он связан с конкретным временем и местом проектирования.

 

5. Материально-техническое обеспечение: определение тех-нического и материального аспектов процесса проектирования.

 

После проведения экспертизы объекта сторонними специа-листами ими могут быть предложены определенные коррективы относительно как содержания самого объекта, так и плана реа-лизации объекта проектирования. Принятие решения об исполь-зовании проекта является завершающим действием проектиро-вания. После него педагогический объект готов к применению на практике.

 

Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

 

1. Сформулируйте понятие «образовательная среда». 2. Проведите сравнительный анализ основных моделей обра-

 

зовательной среды.


 


3. В чем заключается суть проектирования деятельности педагога?

 

4. Попытайтесь сформулировать понятие «психологическая компетентность педагога».

 

5. Почему истинное педагогическое воздействие невозможно без психологического контакта с ребенком? Опишите возможные действия педагога по установлению эмоционального и личностно-го контакта с ребенком.

 

Глава 2. Здоровьесберегающие технологии

 

 

в образовательном процессе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: