Восприятие дошкольника

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первона­чально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процес­сы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенап­равленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на раз­витие восприятия оказывает речь - ребенок начинает активно ис­пользовать название качеств, признаков, состояний различных объ­ектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства пред­метов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состоя­ния, связи или действия с ними, - видит и понимает реальные отно­шения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержа­ние картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помо­гают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприя­тие. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает. В экспериментах Дж.Брунера многие дошкольники верно судят о сохранении количества воды в стаканах, когда воду переливают из одного стакана в другой за ширмой. Но когда ширму убирают и дети видят изменение уровня воды, непосредственное восприятие приводит к ошибке - снова возникает феномен Пиаже. Во­обще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связа­ны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Мышление дошкольника

Основная линия развития мышления - переход от наглядно-дейс­твенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является нагляд­но-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мыш­лению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логи­ки рассуждений. Своеобразие детской мысли прослеживается в экспе­рименте Л.Ф.Обуховой, повторившей некоторые вопросы Ж.Пиаже для наших детей.

Андрей О. (6 лет 9 месяцев): “Почему звезды не падают?” - “Они маленькие, очень легкие, они вертятся как-то на небе, это не видно, только по телескопу видно”. “Почему ветер дует?” - “Потому что ведь надо помогать на парусниках в спорте, он дует и помогает людям”.

Слава Г. (5 лет 5 месяцев): “Откуда луна на небе появилась?” - “А может быть, ее построили?” “Кто?” - “Кто-нибудь. Ее построи­ли или она сама выросла”. “А звезды откуда появились?” - “Взяли и выросли, и сами появились. А, может, луна появилась из света. Лу­на светит, но она холодная”. “Почему луна не падает?” - “Потому что она на крылышках летает, а, может быть, там такие веревки и она висит....”

Илья К. (5 лет 5 месяцев): “Откуда сон приходит?” - “Когда смотришь что-нибудь, он в мозги зайдет, а когда спишь, то он из мозгов выходит и через голову прямо в глаза, а потом он уходит, ветер его сдувает и он улетает”. “Если кто-нибудь с тобой рядыш­ком будет спать, он сможет увидеть твой сон?” - “Наверное, может, потому что он может, наверное, через мое зрение проходить к маме или папе”.

Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Вер­ные ответы от них можно получить при определенных условиях. Преж­де всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была по­нятна детям. В одном из американских исследований детям 4-х лет показывали игрушки - 3 автомобиля и 4 гаража. Все машины стоят в гаражах, а один гараж остается пустым. Ребенка спрашивают: “Все ли машины стоят в гаражах?” Обычно дети говорят, что не все. По этому неверному ответу нельзя судить о непонимании ребенком поня­тия “все”. Он не понимает другое - поставленную перед ним задачу. Маленький ребенок считает, что, если есть 4 гаража, значит, долж­но быть и 4 машины. Из этого он делает вывод: четвертая машина есть, только куда-то пропала. Следовательно, для него “взрослое” утверждение - все машины стоят в гаражах - не имеет смысла.

Лучший способ добиться правильного решения - так организо­вать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В.Запорожец расспрашивал дошкольни­ков о мало известных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросить в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и т.д.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начали рассуждать после­довательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия. Л.С.Выготский различал “житейские понятия”, которые вызывают систему наглядно-действенных связей, и “научные понятия”, которые вводят предмет в систему вербально-логических определений. Житейские, или эмпирические понятия фиксируют нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравне­ния. А научные, или теоретические, понятия отражают объективную связь всеобщего и единичного, отражают переход, отождествление различного в едином, происходящий в самой действительности. Хотя понятия остаются у детей на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкла­дывает большинство взрослых. Так, например, 5-летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как “живое существо”. Он легко и быстро относит к “живым” крокодила (для этого ему нужно всего 0,4 секунды), но слегка затрудняется, относя к этой катего­рии дерево (думает 1,3 секунды) или тюльпан (почти 2 секунды). Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. Скажем, 3-летнему ребенку значительно труднее представить себе понятия “день” и “час”, чем 7-летнему. Это выражается, в частнос­ти, в том, что он не может оценить, как долго ему придется ждать маму, если она обещала вернуться через час.

Дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет - значит, легкий; большой - значит, тяжелый; если тяжелый, то в воде утонет, и т.д.).

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта.

Память дошкольника

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С.Выготский, память становится до­минирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ста­вит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминает­ся и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запо­минаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок со­переживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повыша­ется эффективность непроизвольного запоминания. Причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нель­зя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению. Наиболее трудный для запо­минания материал ребенок может воспроизвести, играя. Допустим, взяв на себя роль продавца, он оказывается способным запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов и других то­варов. Если же дать ему аналогичный список слов вне игровой ситу­ации, он не сможет справиться с этим заданием. Вообще основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах.

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирова­ния личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: