Проблема обучения детей с 6-ти лет

Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к од­ному и тому же выводу: большинство 6-летних первоклассников по уровню своего психического развития остается дошкольниками. Они сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту; у них преобладает непроизвольная память (так что запоминается, главным образом, то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); специфика внимания такова, что ребенок способен продуктив­но заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативны, поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и поддержива­ются только благодаря усилиям учителя. Завышенная самооценка, ха­рактерная для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: “Ты сделал неправильно”, - это воспринимается, как “Ты плохой”. Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть учеников становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи учителя. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке.

Не будем перечислять все особенности развития дошкольника. Очевидно, что детей 6 лет обучать трудно и такое обучение должно строиться с учетом специфики их развития. В мировой педагогичес­кой практике накоплен большой опыт обучения с 6 лет и даже с бо­лее раннего возраста. Следуя этой общей тенденции снижения на­чального возраста обучения, в Российской Федерации в 60-е гг. бы­ли достаточно широко развернуты соответствующие эксперименты - в школах и детских садах. Начиная с 1981/82 учебного года, обучение с 6 лет введено повсеместно, так что сейчас большинство детей поступает в школу в этом возрасте.

Обучение 6-летних детей предполагает щадящий режим (продол­жительность урока не больше 35 минут, в перерывах между занятиями физкультурные разминки, игры или прогулки, дневной сон, отсутс­твие домашних заданий и т.д.), небольшой объем учебного материала (знания и умения, которыми дети должны овладеть за 3 года учебы в начальных классах, начиная учиться с 7-ми лет, практически те же, что у детей, обучающихся с 6-ти лет в 4-летней начальной школе), большее количество развивающих занятий (физкультура, музыка, рит­мика, изобразительное искусство, труд, экскурсии), медицинский контроль за состоянием здоровья, особые программы и методы обуче­ния. Но, несмотря на стремление большинства директоров школ и учителей реализовать эти принципы обучения, сохраняется ряд проб­лем, и прежде всего психологических.

Комплексное исследование разных сторон развития 6-летних де­тей показало, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее - пси­хологически комфортно - при обучении в подготовительных группах детского сада, по сравнению с первыми классами школы. И дело здесь не только в том, что условия детского сада привычнее для ребенка и этим облегчается процесс его адаптации к новой учебной деятельности. И даже не в том, что благоприятные условия в силу объективных причин смогли создать далеко не во всех школах: при­ходится превышать оптимальную наполняемость классов из-за отсутс­твия дополнительных классных комнат и учителей, не хватает поме­щений для игр и т.д. Главная причина заключается в том, что дет­садовский ритм жизни, стиль общения детей со взрослым человеком и между собой больше отвечает уровню развития психики ребенка-дош­кольника. В силу своей социальной нестабильности, трудностей приспособления к новым условиям и отношениям 6-летний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах, а в формализованных условиях школьного обучения эта потребность не удовлетворяется.

Психологи и педагоги приводят много доводов “за” и “против” школьного обучения с 6-ти лет. Наиболее серьезные возражения про­тив школьного обучения в этом возрасте приводил в свое время

Д.Б.Эльконин. Он писал, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоре­чия, которые могут разрешиться путем такого перехода. Эти проти­воречия связаны с интеллектуальным созреванием детей 6-ти лет и ведущей деятельностью до 6-ти лет в форме игры. Достаточно хорошо развитый интелект у детей 6-ти лет не находит своего воплощения в играх, он перерос игры и требует более адекватного себе примене­ния, которое становится возможным лишь при переходе от ведущей деятельности в форме игры к ведущей деятельности в форме учебы (учебной деятельности). Другими словами, дети должны интеллекту­ально созреть к школьному возрасту. Если же переход будет совершен до того, как эти противоречия созрели, - искусственно форси­рован без учета объективных факторов - то существенно пострадает формирование личности ребенка. Сокращение дошкольного детства на один год может нарушить сложившийся процесс развития детей и не принести пользы. Д.Б.Эльконин считал, что вместо организации школьного обучения с 6-ти лет целесообразно расширить сеть подго­товительных групп детских садов, в которых удобнее готовить детей к школе - поскольку детям в детском саду лучше, они живут более полной, более многообразной жизнью и выглядят жизнерадостнее и здоровее, чем их сверстники-школьники.

Где бы ребенок не обучался в свои 6 лет, учитель и воспита­тель должны учитывать его возрастные особенности. Например, раз 6-летний ребенок быстро утомляется, выполняя одну и ту же работу, в классе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности. Урок из-за этого состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьно­го обучения - требующие длительного сосредоточения взора на одном предмете, выполнения серии монотонных точных движений и т.п. Так как ребенок стремится все изучить в наглядно-образном и нагляд­но-действенном планах, большое место должно отводиться его прак­тическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Благодаря еще не изжитой потребности в игре и напряженно-эмоцио­нальной насыщенности всей жизни, 6-летний ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной си­туации учебного занятия. Поэтому необходимо постоянное включение в урок элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр.

Не перечисляя всех особенностей построения урока, отметим один принципиально важный момент. В 6 лет существуют еще значи­тельные трудности с произвольным поведением: в дошкольном возрас­те произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожидан­ное, новое, привлекательное. Более того, у 6-летних детей недос­таточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Их активность, творческая инициа­тива не могут проявляться в условиях жестких требований, строго регламентированного общения. И если, например, ребенка порицают за то, что он нарисовал не красное, как требовалось, а зеленое солнце (по его мнению, зеленое солнце с красными лучами - это красиво), у него вместо понимания школьных правил возникает удив­ление, обида, боязнь ошибиться в следующий раз. Авторитарный стиль общения с 6-летними детьми не просто нежелателен - он недо­пустим, только сотрудничество, понимание, принятие позиции ребен­ка и компромисс, но не вседозволенность и попустительство, должны выражаться в демократическом стиле общения с детьми этого возрас­та.

Что же происходит с ребенком, если он все-таки попадет в формализованную систему школьного обучения, в которой недостаточ­но учитываются его возрастные особенности? Как показали проводив­шиеся в школах комплексные исследования, в неблагоприятных усло­виях часто ухудшается состояние здоровья детей: может снижаться вес, уменьшаться количество гемоглобина в крови; снижается остро­та зрения, появляются головные боли. В связи с ухудшением общего самочувствия ребенок начинает часто болеть, понижается его и так невысокая работоспособность, что отрицательно сказывается на учении. В отдельных случаях возникают неврозы, школьная дезадапта­ция.

Интересное в психологическом плане явление было выявлено под руководством Д.Б.Эльконина. Оказалось, что у 6-летних детей в ус­ловиях регламентированного общения быстрее, чем в детском саду, формируется умение подчиняться предписанным правилам поведения. Но при этом преобладает не удовлетворение от соблюдения этих пра­вил, а боязнь их нарушить. У детей повышается тревожность, снижа­ется уровень эмоционального комфорта. В то же время аналогичный стиль общения не приводит к подобному эффекту у большинства 7- летних первоклассников.

Что касается первоначального этапа приспособления к новой школьной жизни, следует отметить: все 6-летние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и пси­хологически. У некоторых появляется вялость, плаксивость, наруша­ется сон и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражи­тельными и вспыльчивыми. Все они утомляются из-за перегрузок, ко­торые испытывают в школе. А утомление приводит к срывам в поведе­нии, к капризам. В.С.Мухина, наблюдавшая за развитием своего сы­на, отметила в октябре яркую аффективную реакцию: “Хочу играть и гулять! Я уже долго занимался, а теперь хочу полениться”.

В относительно благоприятных условиях обучения психологичес­кая напряженность обычно начинает уменьшаться через 1,5-2 месяца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая побочные эффек­ты как в психологическом, так и в соматическом планах.

Помимо тех общих проблем обучения 6-летних детей, которые здесь были перечислены, встает еще одна, связанная с индивидуаль­ными различиями. Исходя из определенных теоретических позиций, практический психолог может приветствовать обучение с 6 лет или возражать против него. Но когда в школу приводят конкретного ре­бенка, он подходит к этому вопросу индивидуально. Решить, следует 6-летнему ребенку поступать в школу или лучше подождать год, - значит определить, насколько он готов к школьному обучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: