Б) Ввиду того что речевой акт невозможен без материальных условии производства и восприятия звуков речи, этим процессом

призвана заниматься ф и з и о л о г и я как со стороны артикуля­ций, т. е. образования звуков речи в речевом аппарате, так и со стороны восприятия речевого потока органом слуха, ухом (см. гл. III — «Фонетика», § 28—38). Таким образом, физиология речи подразделяется на артикулят-орную физиологию и физиологию слуха. При этом никогда не следует упускать из виду двусторонность речевого акта (см. выше).

5) Так как рерь связана с высшей нервной деятельностью, ее нормальной физиологией и патологией, т. е. нарушением речи, афазиями, то речью занимаются представители медицины: психиатры, дефектологи, логопеды. В частности, изучение речи глухонемых и глухослепонемых, а также всевозможных афазий (рас­стройств речи) очень mhoio даёт лингвистам не только для пони­мания нормальной речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.

6) Звуковые явления изучает раздел физики — акустика. Для правильного понимания того, что из звукового континуума (беспрерывного множества) язык отбирает для организации своей знаковой системы, лингвисту нужны сведения об акустических характеристиках, связанных с высотой, силой, длительностью зву­ка, с соотношением явлений тона и шума, с пониманием звуково­го спектра и явлений резонанса (см. гл. III — «Фонетика», § 27, 29-32).

/ 7) Когда на смену старрй лингвистике, изучавшей только па­мятники письменности, языковеды второй половины XIX в. выдвинули лозунг описания живых говоров и диалектов (см. гл. VII, § 89), с чем тесно было связано собирание фольклора (народного творчества: песен, сказок, былин) и изучение быта носителей того или ино1хУ языка или диалекта (жилище, утварь, одежда, орудия производства, а также верования и суеверия и т. д.), — возникла связь лингвистики с другими этническими науками. Все это объ­единяло лингвистическую дисциплину — диалектологию — с этнографией (народоведение). Этнографы классифицируют и интерпретируют данные археологических раскопок по типам по­гребения, характеру орнамента на сосудах и иных памятниках ма­териальной культуры, что важно лингвистам при исследовании дан­ных археологии.


8) Изучение вымерших древних языков и определение их но­сителей, их ареала, т. е. области их распространения, их миграций (переселений) и т. п. связывает лингвистику с археологией, наукой, изучающей историческое прошлое человеческого общест­ва по обнаруженным при раскопках памятникам материальной культуры (жилища, места погребения, устройство населенных пунк­тов, орудия труда, утварь, одежда, оружие, украшения, а также и памятники письменности, например таблички с текстом законов ассирийского царя Хаммурапи, каменные плиты с иероглифичес­кими и клинописными знаками, берестяные грамоты, найденные при раскопках древнего Новгорода и т. д.). При обнаружении не­датированных памятников письменности выработанная археоло­гами датировка находок по слоям глубины раскопок может помочь для определения времени создания данного письменного памят­ника, и, наоборот, датированные письменные памятники уточня­ют археологическую хронологию.

9) При исследовании вопроса о происхождении речи у перво­бытных людей, а также и для решения того, как связаны или' в чем не связаны признаки языка и расы, важную роль играет ан­тропология, наука о биологической природе человека, стро­ении его черепа и костяка, окраске кожи, характере волосяного покрова, об отличиях человека от человекоподобных животных и т. д. Археоантропология пользуется, как и археоэтнография, дан­ными археологии, но антропологические исследования современ­ных людей для различных целей, например медицинских, с архео­логией не связаны. Через антропологию лингвистика может быть связана и с биологией, как общей, так и частной, описываю­щей жизнь, способности, повадки и разные стороны поведения животных.

10) Вообще исторйче екая наука и историчес­кие науки тесно взаимодействуют с языковедением в тех слу­чаях, когда лингвистические данные проливают свет на те или иные события для историка и когда данные истории помогают лингвис­ту точнее локализовать те или иные факты в истории языка; осо­бенно тесно связана с общей историей лексикология, так как ис­тория слов и выражений часто не раскрывается в чисто лингвис­тическом плане и нуждается в материале историка (ср., например, объяснение происхождения прилагательного затрапезный или гла­голов подкузьмить и объегорить в русском языке, см. гл. II, § 19). Историческими условиями объясняется большое количество араб­ских слов в турецком, персидском, таджикском, татарском язы­ках, что связано с арабскими завоеваниями и распространением мусульманской религии и т. д. -

11) География непосредственно с языком не связана, но через историю географические факты могут оказаться и фактора­ми лингвистическими; так, особенности горного ландшафта в Даге­стане, на Памире и т. п. служат предпосылкой наличия очень мало­численных по количеству носителей языков; моря и океаны слу­жат препятствием для языковых контактов (например, языки не­больших островов Тихого океана); широкие открытые территории содействуюхфазобщению диалектов, а ограниченные — их сбли­жению (см.: Энгельс Ф: Происхождение семьи, частной соб­ственности и государства. Гл. VII. § 87). Но и географы заинтере­сованы в содружестве с лингвистами, особенно это ясно на почве такого прикладного дела, как картография, где все «надписи», т. е. названия физико-географических объектов (моря, реки, острова, горы, равнины) и объектов политических (названия стран, про­винций, населенных пунктов), прежде всего подлежат ведению лин­гвистов, которые разрабатывают правила подачи и передачи гео­графических названий на карте (см. гл. V, § 73).

12) Особо следует остановиться на взаимоотношениях языко­ведения и филологии. Эти связи очень древние, так какязыко- ведение как отдельная наука вышла из недр филологии. Филоло­ гия _ это буквально «словолюбие», т. е. изучение всего, что свя­зано со словом и первоначально с письменным словом, т. е. изуче­ние письменных памятников для разных целей. До сих пор в науч­ной номенклатуре существует цикл филологических наук, фило­логические факультеты, степени кандидата и доктора филологи­ческих Наук, что номенклатурно «покрывает» и литературоведа, и вообще любого, изучающего биографию и жизненные данные ка- кого-нибудь деятеля или писателя по словесным источникам, и... лингвиста, изучающего агглютинативный принцип соединения морфем в слове или различительные признаки согласных какого- нибудь живого бесписьменного языка. Эта традиционная несовмес­тимость все более и более становится очевидной. Поэтому в на­стоящее время филологию часто определяют как использование письменных памятников (исторических, юридических, литератур­ных) для нелингвистических целей. Конечно, первичная обработ­ка любого текста должна быть в руках лингвиста, но дальше инте­ресы историка, юриста, литературоведа и языковеда расходятся.

Для литературоведов связь с лингвистикой особо необходима и не только в текстологии или стиховедении, а потому, что вне языка не может быть литературы. Поэтому каждый литературовед дол­жен быть в какой-то мере лингвистом, но лингвист не обязан быть литературоведом.

13) Самое сложное — это выяснить отношения лингвистики и математики. Часто повторяют мнение о том, что любая наука лишь в той степени может называться «наукой», сколько в ней есть математики. Действительно, точность (основное качество науки в отличие вообще от знания чего-либо) математики — это идеал научного знания. Но точность не исчерпывается математикой, чему свидетельствуют успехи общественных наук во второй половине XIX и в XX в., умение предсказания в лингвистике (например, применение сравнительного метода в романистике, подтвердив­шееся письменными памятниками вульгарной латыни, гипотезы де Соссюра, подтвердившиеся открытием хеттского языка, ем. гл. VI, § 77) и многое другое, где математика не применялась. -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: