Кроме того, в XX в. многие математики и целые математические школы сумели себя применить не только в точных науках, например в физике (что уже давно себя оправдало) и в технике,' но и в гуманитарных науках, откуда возникли экономётрика (применение математических методов в экономике), мате- матйческая логика, математйческая лингвистика и т.д.
О «математической лингвистике» следует поговорить особо. В XX в. возникла особая дисциплина: математйческая логика, которая широко использовала лингвистические понятия синтаксиса, предложения, слова. Математическая логика — это особый раздел математики. То же самое надо сказать и о математйческой лингвйстике, которая является не «особой лингвистикой», а лишь применением к языковым явлениям математических методов. Главным образом, это относится к речи, а не к языку, например применение теории вероятностей и математической статистики (сама же математическая статистика — не особый раздел статистики, а тоже применение математических методов к статистике).
|
|
Применение методов математической статистики позволяет объективно и экономно определить объем словника для определенного типа словаря, например словаря русского языка для национальных школ; дать для техники связи показатели частотности
употребления звуков русской или иной речи путем статистического анализа встречаемости звуков и звукосочетаний определенных текстов; так же можно получить интересные результаты при анализе звукового состава стихотворного и прозаического текста.,
14) В числе математических дисциплин, соприкасающихся с ^ языком, находится и техническая теория информации, которую ее основоположник, американский ученый К. Шеннон, определил так: «Теория информации изучает процесс передачи информации по каналам связи», где передача связи мыслится по схеме:
источник передатчик канал -> приемник получатель.
Для уяснения этого процесса вводятся понятия:
а) к о д — произвольная система заранее установленных условных знаков или символов;"частота появления в сообщении, называется вероятностью;
б)алфавйт — набор знаков кода;
в) т е к с т — последовательность знаков данного сообщения;
г) к а н а л — среда, по которой передаются знаки кода, с учетом помех и «шумов»;
д) сама информация измеряется особой единицей, которая называется бит (или б и н и т из англ. binary unit — «двоичная единица измерения») и исчисляется по формуле «Логарифм по основанию 2», Log2 от числа условных сигналов;
е) и з б ы т о ч н о с т ь — это разность между теоретически возможной передающей способностью какого-либо кода и средним количеством передаваемой информации. Избыточность выражается в процентах к общей передающей способности кода; например, пёредача каждого сигнала дважды создает избыточность в 50%;
|
|
ж)энтропйя — мера недостающей информации и неопределенности; степень неопределенности зависит от числа возможных символов кода и их вероятностей. v
В связи с достижениями математической логики и теории ин формации важную роль приобрело Понятие алгоритма. Алгоритм — это совокупность точных правил описания, кодирования или перекодирования какой-либо информационной системы. Особо важную роль алгоритм играет в машинном переводе, где-ria входе
должен быть алгоритм автоматического анализа, а на выходе — автоматического синтеза [48].
15) И наконец — кибернетика[49], «наука об управлении», новая научная дисциплина, подлинное детище XX в. Кибернетику нельзя мыслить себе как отдельную замкнутую науку. Это особое действенное устремление многих наук, развитие кибернетики неизбежно вовлекает и объединяет в одно целое различные отрасли знания. Конечно, технический прогресс и, в частности, успехи электронной техники оказались рычагом для успехов кибернетики. Но дело не в одной технике, а в широком понимании синтеза [50] наук и их взаимообогащении при осуществлении этого синтеза. Здесь источник возникновения таких наук, как физическая химия, биофизика, биохимия; с этой целью кибернетики применяется и математика для изучения экономики, биологии, психологии, лингвистики и исследования самого мышления.
Задача кибернетики — приспособить данные всевозможных наук так, чтобы можно было использовать машину, переложить на нее различные формы человеческого труда, в том числе и умственного. Отсюда возникли различные вычислительные машины, которые в условиях использования электронной техники позволяют в тысячи раз ускорять всевозможные человеческие операции. Кроме того, машины не ошибаются и даже способны обнаруживать человеческую ошибку, так как «человеку свойственно ошибаться», по латинской поговорке «Еггаге humanum est». Машине можно поручать контроль выполнения тех или иных процессов и само управление производством, машины могут распознавать информацию, ее перерабатывать в нужном направлении, в частности переводить с одного языка на другой, на чем основан «машинный перевод»; машины могут не только помогать обучать, но и сами обучать, что и применяется в современной нам педагогике.
Для того чтобы глубже вникнуть в закономерности функционирования и исторического развития языков, необходимо подробнее ознакомиться с отдельными элементами структуры языка, а затем уже перейти к решению исторических вопросов.
Порядок разделов описания структуры языка будет следующий: 1) «Лексикология», 2) «Фонетика», 3) «Грамматика», 4) «Письмо», а затем уже будет рассмотрен вопрос о языках мира, методах их классификации и о происхождении языка, об образовании языков и о закономерностях их исторического развития.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К МАТЕРИАЛУ, ИЗЛОЖЕННОМУ В ГЛАВЕ I (ВВЕДЕНИЕ)
Маркс К. Немецкая идеология //Маркс К., Энгельс Ф.
Соч., 2-е изд. Т. 3.
Фортунатов Ф. Ф. Избранные труды. М.: Учпедгиз. 1.1,
Т. 2, 1957.