Однако научный идеал математики как образца наук остается бесспорным

Кроме того, в XX в. многие математики и целые математичес­кие школы сумели себя применить не только в точных науках, например в физике (что уже давно себя оправдало) и в технике,' но и в гуманитарных науках, откуда возникли экономётрика (применение математических методов в экономике), мате- матйческая логика, математйческая линг­вистика и т.д.

О «математической лингвистике» следует поговорить особо. В XX в. возникла особая дисциплина: математйческая логика, которая широко использовала лингвистические поня­тия синтаксиса, предложения, слова. Математическая логика — это особый раздел математики. То же самое надо сказать и о математйческой лингвйстике, которая является не «особой лингвистикой», а лишь применением к языковым явле­ниям математических методов. Главным образом, это относится к речи, а не к языку, например применение теории вероятностей и математической статистики (сама же математическая статистика — не особый раздел статистики, а тоже применение математических методов к статистике).

Применение методов математической статистики позволяет объективно и экономно определить объем словника для опреде­ленного типа словаря, например словаря русского языка для на­циональных школ; дать для техники связи показатели частотности

употребления звуков русской или иной речи путем статистичес­кого анализа встречаемости звуков и звукосочетаний опре­деленных текстов; так же можно получить интересные резуль­таты при анализе звукового состава стихотворного и прозаи­ческого текста.,

14) В числе математических дисциплин, соприкасающихся с ^ языком, находится и техническая теория информации, которую ее основоположник, американский ученый К. Шеннон, определил так: «Теория информации изучает процесс передачи информации по каналам связи», где передача связи мыслится по схеме:

источник передатчик канал -> приемник получатель.

Для уяснения этого процесса вводятся понятия:

а) к о д — произвольная система заранее установленных услов­ных знаков или символов;"частота появления в сообщении, назы­вается вероятностью;

б)алфавйт — набор знаков кода;

в) т е к с т — последовательность знаков данного сообщения;

г) к а н а л — среда, по которой передаются знаки кода, с уче­том помех и «шумов»;

д) сама информация измеряется особой единицей, которая на­зывается бит (или б и н и т из англ. binary unit — «двоичная единица измерения») и исчисляется по формуле «Логарифм по основанию 2», Log2 от числа условных сигналов;

е) и з б ы т о ч н о с т ь — это разность между теоретически воз­можной передающей способностью какого-либо кода и средним количеством передаваемой информации. Избыточность выража­ется в процентах к общей передающей способности кода; напри­мер, пёредача каждого сигнала дважды создает избыточность в 50%;

ж)энтропйя — мера недостающей информации и неопре­деленности; степень неопределенности зависит от числа возмож­ных символов кода и их вероятностей. v

В связи с достижениями математической логики и теории ин­ формации важную роль приобрело Понятие алгоритма. Алго­ритм — это совокупность точных правил описания, кодирования или перекодирования какой-либо информационной системы. Особо важную роль алгоритм играет в машинном переводе, где-ria входе


должен быть алгоритм автоматического анализа, а на выходе — автоматического синтеза [48].

15) И наконец — кибернетика[49], «наука об управлении», новая научная дисциплина, подлинное детище XX в. Кибернетику нельзя мыслить себе как отдельную замкнутую науку. Это особое действенное устремление многих наук, развитие кибернетики неизбежно вовлекает и объединяет в одно целое различные отрас­ли знания. Конечно, технический прогресс и, в частности, успехи электронной техники оказались рычагом для успехов кибернети­ки. Но дело не в одной технике, а в широком понимании синтеза [50] наук и их взаимообогащении при осуществлении этого синтеза. Здесь источник возникновения таких наук, как физическая химия, биофизика, биохимия; с этой целью кибернетики применяется и математика для изучения экономики, биологии, психологии, лингвистики и исследования самого мышления.

Задача кибернетики — приспособить данные всевозможных наук так, чтобы можно было использовать машину, переложить на нее различные формы человеческого труда, в том числе и умственного. Отсюда возникли различные вычислительные машины, которые в условиях использования электронной техники позволяют в тысячи раз ускорять всевозможные человеческие операции. Кроме того, машины не ошибаются и даже способны обнаруживать человеческую ошибку, так как «человеку свойственно ошибаться», по латинской поговорке «Еггаге humanum est». Машине можно поручать контроль выполнения тех или иных процессов и само управление производством, машины могут распознавать информацию, ее перерабатывать в нужном направлении, в частности переводить с одного языка на другой, на чем основан «машинный перевод»; машины могут не только помогать обучать, но и сами обучать, что и применяется в современной нам педагогике.

Для того чтобы глубже вникнуть в закономерности функцио­нирования и исторического развития языков, необходимо подроб­нее ознакомиться с отдельными элементами структуры языка, а затем уже перейти к решению исторических вопросов.

Порядок разделов описания структуры языка будет следующий: 1) «Лексикология», 2) «Фонетика», 3) «Грамматика», 4) «Письмо», а затем уже будет рассмотрен вопрос о языках мира, методах их классификации и о происхождении языка, об образовании языков и о закономерностях их исторического развития.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К МАТЕРИАЛУ, ИЗЛОЖЕННОМУ В ГЛАВЕ I (ВВЕДЕНИЕ)

Маркс К. Немецкая идеология //Маркс К., Энгельс Ф.

Соч., 2-е изд. Т. 3.

Фортунатов Ф. Ф. Избранные труды. М.: Учпедгиз. 1.1,

Т. 2, 1957.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: