Сущность и процесс стратегического управления

Стратегическое управление – управление организацией, в рамках которого человеческие ресурсы рассматриваются как ключевой аспект бизнеса, производственная деятельность ориентируется на запросы потребителей, осуществляются своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны внешнего окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности помогает организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.

При стратегическом управлении постоянно осуществляется «взгляд» из будущего (установленных стратегических целей) в настоящее на основе учета внутрифирменных условий и анализа внешней среды для коррекции деятельности организации согласно выбранному вектору развития.

Стратегия (от греческого “strategia”) - искусство или наука быть полководцем.

Г. Минцберг определяет понятие стратегии через комбинацию 5-ти «П»:

Ø стратегия – план действий;

Ø стратегия – прикрытие, т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников;

Ø стратегия – порядок действий, т.е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;

Ø стратегия – позиция в отношении окружающей среды.

Стратегия организации должна быть связана с ключевыми компетенциями компании, порождать эффект синергии и способствовать созданию ценных для покупателей товаров и услуг.

Ключевые / корневые компетенции организации - «все то, что компания или ее подразделения делают лучше других. Это может быть уникальная технология, ноу-хау, маркетинговые навыки и знания, нечто ценное и оригинальное, чем обладает фирма и что позволяет ей делать продукты, отличные от продуктов других фирм, обеспечивая тем самым ее конкурентное преимущество» / Междисциплинарный словарь по менеджменту. - М., «Дело», 2005 г., с. 35 /.

Эффект синергии от реализации стратегии связан с сокращением издержек, увеличением доли рынка, совершенствованием технологий производства и менеджмента.

 

Уровни стратегии

• корпоративный уровень – стратегия организации в целом. Например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение бизнес-единиц, заводов, товарных линий, а также глобальные стратегии (глобализации, мультирегиональная или транснациональная), стратегии партнерства (стратегические альянсы (статус предпочтительного поставщика, стратегическое бизнес-партнерство), объединение организаций (совместное предприятие; слияние и поглощение) и др.);

• стратегия на уровне бизнес-единиц, включающая стратегии в сферах бизнеса, по продуктовым линиям, приемы и методы борьбы за рынок и покупателей (конкурентные стратегии): создание новых продуктов, инвестициив рекламу, НИОКР и др.

• стратегия функционального уровня – это стратегии подразделений, поддерживающих реализацию стратегии бизнес-единиц: стратегии в области финансов, маркетинга, производства, управления человеческими ресурсами и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: