Министерство образования и науки Российской Федерации. Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО от 22 августа 2012 года N 08-250

Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Этому может способствовать только применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных и интерактивных методов обучения.

Слайд 20

Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Важно, что использование активных методов обучения связано с возрастанием объема информации и объема знаний. Посредством данного курса мы должны научить обучающихся отбирать информацию, критически её переосмысливать, другими словами формировать и развивать критическое мышление.

Все используемые активные методы обучения можно разделить на три группы: методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока, в процессе его проведения и рефлексии. Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

В процессе работы на уроке возможно использование таких методов:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи.

Проблемное обучение, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель, который побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. Метод проектов

Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКСЭ обучения позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, и выходить далеко за их рамки.

Очень хорошо влияет на развитие познавательного интереса у учащихся и интерактивные экскурсии. В ходе экскурсии ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

Возможные виды деятельности:

• Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

• Рассказ обучающегося (или группы детей), сопровождающийся видеорядом;

• Самостоятельная работа обучающихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими детьми или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

• Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

Слайд 22

Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся.

Перечислю некоторые приёмы и задания, позволяющие активизировать работу на уроке:

Кластер – («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока.

Этографический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. таблица в виде какого-нибудь образа (родословная)

 

Слайд 23-24

Анаграммы. Обучающиеся с удовольствием разгадывают анаграммы по терминам, изученным на предыдущем уроке.

Можно усложнять задания, загадав четыре слова, одно из которых – «лишнее».

анаграмма термин

рльома мораль

родоб добро

релспавдьивсто справедливость

Слайд 25-26

Синквейн ( пятистишие).

1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы;

4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица;

5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).

 

Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Герой!

Эссе - связный текст, отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Эссе также может быть написано на спорную тему (аргументированное эссе): в этом случае автор защищает некий тезис, относительного которого можно привести доводы «за» и «против». «Что для меня моя семья?»

Слайд 27-28

Буквомикс.

Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу.

Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст:

(подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: