double arrow

Цели и задачи курсовой и выпускной квалификационной работы по психологии


Требования и рекомендации к выполнению курсовых

И выпускных квалификационных работ по психологии

 

Методические рекомендации

 

 

Ульяновск, 2013


 

УДК 159.9

ББК 88

Б 43

 

 

Составитель:

Белозерова Л.А. – доцент кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова кандидат биологических наук;

 

Рецензенты:

Силакова М.М. – кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой психологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова;

 

Поляков С.Д. – доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова.

 

Б 43 Требования и рекомендации к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по психологии:методические рекомендации/составитель Л.А. Белозерова. Ульяновск: УлГПУ, 2013. 46 с.

 

В пособии представлены рекомендации по выполнению студентами курсовых и выпускных квалификационных работ по психологии, изложены основные требования к их оформлению в соответствии с нормативно-правовыми документами, рассмотрен порядок защиты ВКР. В приложении даны необходимые образцы оформления работы. Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения психолого-педагогического направления подготовки ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова».

 

 

УДК 159.9

ББК 88

 

© Белозерова Л.А.

© ФГБОУ ВПО

«УлГПУ им. И.Н. Ульянова»


СОДЕР ЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………. 1 Общие положения ………………………………………………………………………………... 2 Цели и задачи курсовой и выпускной квалификационной работы по психологии…………. 3 Требования к содержанию курсовой и выпускной квалификационной работы по психологии……………………………………………………………………………………… 4 Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ по психологии………………. 5 Основные этапы и сроки выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ по психологии…………………………………………………………………………………….. 6 Критерии оценивания выпускной квалификационной работы……………………………….. 7 Структура и содержание курсовых и выпускных квалификационных работ………………. 8 Требования к оформлению работы……………………………………………………………… 8. 1 Общие требования……………………………………………………………………………... 8. 2 Оформление заголовков………………………………………………………………………. 8. 3 Оформление приложения……………………………………………………………………… 8. 4 Оформление иллюстраций……………………………………………………………………. 8. 5 Оформление таблиц……………………………………………………………………………. 8.6 Оформление формул и уравнений…………………………………………………………….. 8.7 Оформление примечаний………………………………………………………………………. 8.8 Оформление ссылок на научные источники…………………………………………………. 8.9 Оформление списка использованных источников…………………………………………… 8.9.1 Библиографическое описание книг, учебников, монографий……………………………. 8.9.2 Библиографическое описание сборников, статей из них и периодических изданий …………………………………………………………………………. 8.9.3 Библиографическое описание официальных документов ………………………………… 8.9.4 Библиографическое описание главы или раздела из книги (учебника, словаря, энциклопедии)……………………………………………………………….. 8.9.5 Библиографическое описание диссертации и авторефератов……………………………... 8.9.6 Библиографическое описание электронного ресурса……………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………………………... ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………………………... ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………………………………... ПРИЛОЖЕНИЕ Е…………………………………………………………………………………... ПРИЛОЖЕНИЕ Ж………………………………………………………………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ И…………………………………………………………………………………... ПРИЛОЖЕНИЕ К…………………………………………………………………………………...        

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Написание студентом курсовых и выпускных квалификационных работ является неотъемлемой частью освоения образовательных программ высшего профессионального образования. Курсовые работы выполняются студентами по отдельным дисциплинам согласно учебному плану специальности, профиля подготовки. Они направлены на овладение навыками теоретического и эмпирического исследования, а также на приобретение конкретных практических умений в конкретной области знаний. Выпускные квалификационные работы являются обязательной формой итоговой аттестации студентов ВУЗа, они позволяют определить степень овладения выпускником профессиональными и общекультурными компетенциями в решении актуальных проблем современного образования, оценить его исследовательские умения, глубину его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

Данное пособие содержит необходимую студенту информацию об организации и оформлении научно-исследовательской работы по психологии в рамках освоения образовательных программ высшего профессионального образования, оформлении результатов исследования в виде курсовых и выпускных квалификационных работ, их защите. Представленные в пособии рекомендации изложены в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых документов к оформлению научных работ. В приложениях приводятся необходимые образцы оформления работы.

Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы разработаны в соответствии«Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования»,утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утвержденное приказом Министерства образования России от 25.03.2003 № 1155, «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» (ФГБОУВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»), а также с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью, 050706.65 Педагогика и психология, а также федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2010 № 200, федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 16.04. 2010 № 376, учебного плана по специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью и 050706.65 Педагогика и психология, учебного плана по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование.

 


 

Общие положения

Курсовая работа (КР) - учебная работа, содержащая результаты теоретических, расчетных, аналитических, экспериментальных исследований по отдельной учебной дисциплине.

Курсовая работа нацелена на овладение студентами навыками теоретического и эмпирического исследования, а также на приобретение конкретных практических умений в конкретной области знаний. Курсовую работу студент защищает перед группой студентов или перед преподавателем.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является самостоятельной работой выпускника, выполняемой по учебному плану на завершающем этапе обучения, служащая основным средством итоговой аттестации выпускников, претендующих на получение соответствующей квалификации: «бакалавр», «дипломированный специалист» или «магистр».

Выпускная квалификационная работа (ВКР) специалиста - это научная работа, выполняемая студентом на заключительном этапе обучения, с использованием знаний по ряду дисциплин и имеющая цель систематизировать и расширить знания и практические навыки в решении сложных комплексных задач, с элементами исследований, а также определить уровень и подготовленность выпускника к практической работе в соответствии с получаемой специальностью.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра - это (документ) работа на соискание академической степени «бакалавр».

Выпускная квалификационная работа (ВКР) магистра - это самостоятельная научная работа на соискание академической степени «магистр», содержащая углубленные теоретические и экспериментально-практические исследования по определенной теме.

Цели и задачи курсовой и выпускной квалификационной работы по психологии

КР и ВКР по психологии выполняется самостоятельно студентом в процессе обучения под руководством преподавателя ВУЗа.

Целью курсовой работы по психологииявляется формирование навыков психологического исследования, изучение конкретной проблемы современной психологии.

Задачи выполнения курсовой работы:

· более глубокое усвоение теоретических знаний по отдельным разделам психологии;

· применение психологического знания в решении конкретных практических проблем;

· закрепление практических навыков в процессе проведения исследования;

· приобретение навыков работы с научной литературой и освоение методов теоретического исследования: анализа и синтеза, обобщения и др.;

· развитие самостоятельности при выборе методов достижения поставленной цели и творческой инициативы при решении конкретных психологических задач;

· подготовка к выполнению ВКР.

Определяясь в теме курсовой работе важно, чтобы студент видел перспективу будущей своей научной деятельности, т.к. курсовая работа может быть началом будущей ВКР.

ВКР представляет собой законченное психологическое исследование, выполненное лично автором под руководством научного руководителя и представленное к защите в виде текста, оформленного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению работ соответствующего уровня.

Целью ВКР по психологии является закрепление у студентов теоретических и практических умений в решении сложных комплексных задач в области психологии.

Задачами ВКР по психологии являются:

· систематизация и углубление знаний в области психологии;

· закрепление опыта работы с научной литературой, умения ее критически анализировать, поиска и обработки информации из электронных ресурсов;

· выработка и закрепление навыков самостоятельного принятия решений по выбору методов исследования, формированию экспериментальных групп, исходя из задач конкретного исследования;

· освоение современных методических и технологических приемов при выполнении исследований, широкое использование вычислительной техники;

· умение разрабатывать и внедрять эффективные психологические приемы и техники в решении задач развития личности.

ВКР в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу. Она выполняется в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы в процессе обучения с опорой на полученные углубленные знания, умения, сформированные общекультурные и профессиональные компетенции.

Целью магистерской диссертации является закрепление способности и умения самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Задачами магистерской ВКР по психологии, как средства расширения знаний и навыков студента в области своей будущей деятельности, являются:

· анализ профессиональной информации, полученной в ходе научного эксперимента, или в процессе реального эмпирического обследования, с использованием современной вычислительной техники и адекватно подобранных современных методов математической статистики;

· проектирование психолого-педагогических исследований и разработок в основных видах профессиональной деятельности;

· разработка проектов коррекционно-развивающих программ, программ профилактики и психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

· разработка проектов научно-методических и нормативно-методических материалов, обеспечивающих психолого-педагогическую деятельность;

· обработка, обобщение и интерпретация результатов психолого-педагогических обследований и исследований.

ВКР должна выявлять уровень профессиональных знаний выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками разработки, организации и проведения психологического исследования, квалифицированного анализа его результатов с применением математических методов.


Сейчас читают про: