Требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе

Выпускная квалификационная работа обучающегося должна отвечать следующим требованиям:

- быть актуальной;

- носить научно-исследовательский характер;

- отражать умение обучающегося самостоятельно обобщать, систематизировать и анализировать материалы пройденных практик и корректно использовать статистические данные, опубликованные материалы и иные научные исследования по избранной теме с соблюдением достоверности цитируемых источников;

- иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;

- положения, выводы и рекомендации выпускной квалификационной работы должны опираться на новейшие статистические данные, действующие нормативные акты, достижения науки и результаты практики;

- содержать теоретические положения, самостоятельные выводы и рекомендации.

Выпускная квалификационная работа специалиста (дипломная работа), должна быть написана лично автором под руководством преподавателя – руководителя ВКР,должна представлять собой законченную разработку (решение) поставленной задачи илизаконченное исследование в избранной научной области по утвержденной теме (с учетом специализации программы специалитета). Выполнение ВКР предполагает систематизацию, анализ и обработку информации, полученной в результате изучения широкого круга источников (документов, психологических данных, научной литературы и т.д.), эмпирических данных, полученных в ходе наблюдений и экспериментального изучения объектов сферы профессиональной деятельности; позволяющее в комплексе оценить владение общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями и степень подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач в соответствии с видом профессиональной деятельности, на который ориентирована программа специалитета.

ВКР рекомендуется выполнять с применением современных информационных и компьютерных технологий, позволяющих составлять электронные таблицы, графики, проводить расчеты и т.д. О бъем пояснительной записки ВКР специалиста, как правило, составляет 80 - 100 страниц, без учета приложений.

Структура выпускной работы

Выпускная работа должна содержать:

- титульный лист («Приложение В»);

- задание на выпускную квалификационную работу («Приложение Г»);

- аннотация («Приложение Е»);

- содержание («Приложение Ж»);

- введение;

- основной текст работы;

- выводы;

- заключение;

- перечень сокращений и условных обозначений;

- библиографический список «Приложение К»;

- список иллюстративного материала;

- приложения.

Перечень сокращений и условных обозначений, список иллюстративного материала и приложения не являются обязательными элементами структуры ВКР.

Содержание выпускной работы

Титульный лист

Является первой страницей ВКР. Номер страницы на титульном листе не ставится.

Задание на выпускную квалификационную работу

Задание на выпускную квалификационную работу выдается руководителем ВКР после ее закрепления ее темы за конкретным выпускником и назначении научного руководителя на основании приказа ректора СГУ.

Аннотация ВКР

В аннотации указывается цель написания работы, предмет, объект, задачи, гипотеза краткое содержание работы и основные результаты, полученные в ходе исследования. Аннотация выполняется в форме таблицы на русском языке и, в случае необходимости, на иностранном языке. Образец аннотации ВКР представлен в приложении.

Содержание

В содержании перечисляют введение, заголовки глав и параграфов основной части, заключение, перечень сокращений и условных обозначений (при наличии), библиографический список, список иллюстративного материала (при наличии), приложения (при наличии) с указанием их номеров, заголовков и страниц.

Введение

Введение раскрывает актуальность научной проблемы, избранной для исследования в выпускной работе. Во введении (10% от общего объема работы) обосновывается актуальность, теоретическая и (или) практическая значимость ВКР, структура работы и логика изложения материала, указываются объект, предмет, цель и задачи ВКР, определяются методы исследования, методы математической обработки эмпирических данных, краткая характеристика выборки испытуемых.

Существование проблемы является исходным моментом любого научного исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

Ø обнаружение дефицита знаний, информации;

Ø осознание потребности в устранении выявленного дефицита;

Ø описание проблемной ситуации;

Ø формулирование проблемы в научных терминах.

Доказать, что проблема существует можно, опираясь на литературный обзор. В нем необходимо дать характеристику степени исследованности проблемы: насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты; особо выделить не изученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных.

Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:

Ø необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

Ø потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

Ø потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

Ø потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде;

Ø потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного их использования.

После обоснования актуальности работы необходимо охарактеризовать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи исследования.

Объект исследования – это фрагмент изучаемой реальности: процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для исследования. Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей. Объектом исследования в практической психологии являются социально-психологические явления в обществе, а также поведение людей в процессе их взаимодействия в совместной деятельности.

Предмет исследования содержится в пределах объекта. Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов. В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные и временные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Предмет исследования определяет тему квалификационной (дипломной) работы.

Формулируется рабочая гипотеза, цель выпускной работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения исследуемой проблемы и требующее проверки на практике и теоретического обоснования.

Исследовательская гипотеза по масштабу обобщений и построений необязательно должна быть схожа с теорией. Чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера его действия, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. Гипотеза требует доказательства и, поэтому, не может быть тривиальной. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования. Гипотеза строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования.

Гипотеза должна отражать наличие четко сформулированной авторской позиции, относительно рассматриваемого феномена, а также демонстрировать критический взгляд на заявленную проблему в исследовании, с целью оценить достоинства ее познания, обнаружить и разрешить существующие противоречия и ограничения в ходе ее познания, наметить перспективные пути дальнейшего ее исследования. Гипотеза ВКР должна обязательно включать в себя две части:

Ø констатирующую (на основе выявленного противоречия и анализа достижений науки);

Ø предполагающую (что собирается сделать автор) с использованием оборота: «если…, то…».

В качестве гипотезы вполне достаточно предположить существование или отсутствие какого-либо феномена, взаимосвязь двух или нескольких свойств, степень их выраженности, условия возникновения или проявления.

Если проведенное исследование даст убедительное подтверждение или опровержение сделанного ранее предположения, то более ясной будет схема дальнейшего изучения психического явления или процесса. Гипотеза в своем составе обязательно должна иметь предположение, а не констатацию очевидного факта или положения.

Цель исследования. На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель.

Цель исследования – желаемый конечный результат: описание характеристик психического явления, выявление или уточнение взаимосвязей психических явлений, изучение возрастной динамики явления, описание нового феномена, эффекта, обобщение научных представлений, сведений, создание классификации, типологии.

Цель – это представление о конечном результате исследования, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы.

В качестве цели исследования в ВКР необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Нежелательно использовать при определении цели глагол (поскольку глагол отражает динамику процесса, а не его конечный результат) Например, цели исследования: изучить, исследовать, уточнить, предполагают, что вы будете осуществлять данный процесс, но они не отражают результат процесса. Таким образом, желательно формулировать цель исследования в существительном, раскрывающем конечный результат исследования.

Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить в процессе выполнения выпускной работы.

Например:

1. Изучение и описание психического явления или его структуры.

2. Выявление взаимосвязей психических явлений и процессов у испытуемых.

3. Анализ динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств и состояний.

Задачи исследования. Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. В выпускной работе задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. Задачи целесообразно формулировать с использованием глагола, поскольку они должны раскрывать процесс достижения цели исследования.

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования: построить модель изучаемого явления, получить характеристики, провести анализ полученных в ходе экспериментальной работы данных, разработать и обосновать психокоррекционный комплекс или программу, направленную на развитие изучаемого феномена.

Задачи могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые помогут прийти к цели исследования. Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний.

Не допускается подмена формулировки исследовательских задач описанием плана работы (проанализировать литературу, провести эксперимент, обработать эмпирические данные, проанализировать полученные результаты и сделать выводы).

В исследовательских задачах должны быть отражены следующие аспекты:

Ø изучить существующие подходы в теории и практике, посвященные проблеме ВКР, и их отражение в психологической литературе;

Ø что предстоит сделать с предметом исследования (модифицировать, адаптировать, построить модель, получить новые характеристики, составить характеристику, изучить динамику, оценить эффективность и т.п.);

Ø обосновать и экспериментально проверить методику эмпирического исследования;

Ø обосновать психопрофилактическую программу и апробировать её в ходе экспериментального исследования.

В работе рекомендуется формулировать не более 3 – 5 задач.

Далее во введении приводится перечень методов и методик исследования для достижения поставленной в работе цели. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. Количество методик исследования определяется по согласованию с научным руководителем.

Объем выборки испытуемых для ВКР должен составлять не менее 40 человек. В конце введения дается краткая характеристика базы исследования: учреждение, предприятие, группы испытуемых (количественный состав, возраст и др.).

Основная часть ВКР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: