double arrow

Теоретическая часть выпускной квалификационной работы


Теоретическая часть (30% от общего объема работы), содержит основные положения теории по теме работы, обзор научных исследований по избранной проблеме. В теоретической части отражается:

- анализ истории вопроса и его современного состояния, обзор литературы по исследуемой проблеме, представление различных точек зрения и обоснование позиций автора исследования, анализ и классификацию привлекаемого материала на базе избранной обучающимся методики исследования;

- описание результатов разработки (решения) поставленной задачи или описание процесса теоретических и (или) экспериментальных исследований, методов исследований, методов расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальной работы;

- оценку полноты разработки (решения) поставленной задачи или обобщение и оценку результатов исследований и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, представленных в ходе анализа.

В конце теоретической главы следует обобщить материал в соответствии с целями и задачами, обосновать гипотезу исследования и сформулировать выводы и достигнутыерезультаты.

Теоретическая часть, как правило, размещается в первой главе, которая содержит 2–3 параграфа, и представляет собой аналитический обзор специальной литературы по теме.

Аналитический обзор должен полно и систематически освещать состояние проблемы, которой посвящена работа. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по работе. Завершить аналитический обзор желательно обоснованием выбранного направления научно-практической работы.

Обоснование выбранного направления и рабочая гипотеза должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре.

Для углубления понимания природы изучаемого явления литературный обзор следует строить по логическому принципу, а не хронологическому. Построение литературного обзора зависит от специфики рассматриваемого психического явления, его изученности и многих других факторов. Структура может быть примерно следующей:

Ø феноменологическое описание – область проявлений, их частота, временные, пространственные, модальностные и другие характеристики;

Ø место данного явления среди других психических явлений – взаимосвязи, факторы, его обусловливающие;

Ø рассмотрение с опорой на схему, соответствующую избранному подходу: системному, целостному, комплексному, средовому, ситуационному;

Ø сущность, природа явления. Имеющиеся определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании разными авторами;

Ø закономерности, которым подчиняется явление;

Ø прикладное, практическое использование явления, свойства, функции или учет его характеристик.

В литературном обзоре обязательно должны быть названы фамилии авторов, идеи или экспериментальные результаты которых анализируются или обобщаются. Ссылаться следует, указывая конкретные публикации авторов, включенные в библиографический список.

Приступая к написанию выпускной квалификационной работы, обучаемый должен составить картотеку литературы по изучаемой теме. Картотека организует и облегчает работу с литературными источниками и может содержать дополнительную информацию по сравнению с библиотечными каталогами. Используя картотеку, легче составить библиографический список, который представляется в выпускной работе.

Изучая специальную литературу, необходимо делать выписки. Над каждой выпиской целесообразно указывать проблему, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, страницу с цитатой. Эта информация поможет избежать ошибок при оформлении ссылок в тексте дипломной работы.

В конце главы обязательно формулируются выводы. После того, как раскрыты понятие и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки, освещены различные теоретические концепции и подходы к изучению вопроса, необходимо дать оценку разработанности изучаемой проблемы и соотнести ее с основной задачей исследования.

Выводы должны быть конкретными. Их пишут в виде утверждений. В выводах необходимо отразить следующие моменты:

Ø краткое изложение решения теоретических задач исследования;

Ø какие точки зрения отражены в психологической литературе по решению проблемы исследования;

Ø какие моменты, связанные с решением проблемы не получили развития в анализируемых подходах;

Ø в каком направлении необходимо проводить эмпирическое исследование для получения нового научного знания.

В конце первой главы необходимо обосновать на основе анализа современной психологической литературы гипотезу исследования.


Сейчас читают про: