Иллюстративный материал результатов исследования

Иллюстративный материал результатов исследования должен быть представлен в специальном списке и отражен в содержании выпускной квалификационной работы

В списке иллюстративного материала перечисляют иллюстративный материал, представленный не в приложении, а в тексте. Общее количество иллюстративного материала и количество страниц на которых он расположен указывается также в аннотации работы. В списке указывают порядковый номер, наименование иллюстрации и страницу, на которой она расположена. Иллюстративный материал может быть представлен рисунками, фотографиями, графиками, чертежами, схемами, диаграммами и другим подобным материалом.

Для того чтобы наглядное представление информации способствовало переходуосмысления полученных результатов на новую ступень необходимо:

Ø отображать только существенные для данной задачи связи и параметры рассматриваемого явления;

Ø помнить об ограниченности объема восприятия: максимальное число одномоментно охватываемых единиц 5-9. Повысить эффективность восприятия можно за счет грамотного кодирования зрительной информации. Все рисунки должны быть выполнены в черно-белом изображении с использованием штриховки.

Диаграммы используются главным образом для изображения отношений между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т. п.), площади которых пропорциональны этим величинам. На рисунке 6.1 представлена диаграмма субъективных оценок интенсивности чувств у лиц контрольной группы. На оси абсцисс отложены чувства, данные о которых получены по результатам обработки опросника. Ось ординат оцифрована в стандартизованных баллах.

Рисунок 6.1 – Распределение субъективных оценок интенсивности чувств у лиц контрольной группы

Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Используются две вертикальные оси ординат (слева и справа), каждая со своей градуировкой. На этих двух осях могут быть отображены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, например, в абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения и размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме. Однако следует помнить, что лучше читаются диаграммы, имеющие не более трех-четырех линий (кривых). При любом характере расположения их не должно быть более шести в одной диаграмме.

На диаграмме могут быть отображены величины в процентах, например, в процентах встречаемости каких-либо признаков или событий. В ходе анализа данных и их описания часто требуется соотносить встречаемость признаков у разных частей выборки с встречаемостью по всей выборке в целом. С этой целью может быть использована диаграмма центрированных процентов встречаемости. Для того чтобы легче было увидеть возможности диаграмм, по-разному представляющих данные в центрированных величинах, приведены диаграммы с величинами в процентах и центрированных процентах. На рисунке 6.2 представлена диаграмма встречаемости чувств (в процентах) у лиц с сердечно-сосудистыми расстройствами и здоровых. На рисунке 6.3 - диаграмма центрированных процентов для той же выборки. Проценты для каждого чувства, подсчитанные на выборке здоровых, вычтены из соответствующих процентов трех групп лиц с расстройствами. Таким образом, на этой диаграмме представлены не абсолютные величины процентов, а только величины отклонений процентов для трех групп (от процентов в выборке здоровых).

 

Рисунок 6.2 – Встречаемость чувств (в процентах) у лиц с сердечнососудистыми расстройствами и здоровых. Линия 1 соединяет центрированные проценты встречаемости чувств при нейроциркуляторной дистонии (п = 13); 2 - гипертонической болезни(п = 24); 3 - ишемической болезни сердца (п = 26); 4 - у здоровых людей (п =34).

 

 

Рисунок 6.3 – Встречаемость чувств (в центрированных процентах) при сердечнососудистых расстройствах. Номерами на оси абсцисс обозначены чувства: 1 – бодрость; 2– гнев; 3–растерянност; 4 – печаль; 5 – радость; 6 – страх;7 – стыд; 8 – безразличие; 9 – азарт; 10 – тревога; 11 – вина.

 

Секторная диаграмма – диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов.

Рисунок 6.4 – Распределение показателей сформированности фазы «Резистенция»

Гистограмма (столбчатая диаграмма) - графическое представление плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, блоков). По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины. Высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал.

Столбчатые диаграммы строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси Х отмечаются значения или порядок признака, на оси Y-численность, доля, частота и т. п. Градации на оси Х могут быть выбраны по усмотрению исследователя, а отрезок, служащий основанием прямоугольника, равен ширине соответствующего интервала. Ширина прямоугольников одной и той же гистограммы может быть различной, если ряд распределен по признаку с неравными интервалами.

Графики следует использовать, когда надо отобразить общий характер функциональной зависимости. Термин «график» часто используется как синоним термина «диаграмма». В сравнении с таблицами шкалы и графики дают больше возможностей выполнять операции интерполирования, предсказания какой-либо величины.

Могут быть использованы следующие рекомендации по построению диаграмм (графиков).

1. Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по себе. Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. На одной диаграмме, как правило, не должно быть больше четырех кривых во избежание неразберихи.

3. Надписи на осях диаграмм следует располагать внизу и слева.

4. Линии на графике должны быть разной толщины в зависимости от их важности. Оцифрованные линии должны быть толще неоцифрованных.

5. Для обозначения точек наблюдения на кривых рекомендуется использовать кружки, квадраты или треугольники (контурные, с заливкой, с дополнительными элементами и т. п.).

6. При использовании диаграмм, представляющих исследуемые величины в процентах по оси ординат необходимо выставлять 100%, а не ту величину, которую устанавливает MS office или аналогичная программа по умолчанию.

В таблицах рекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения столбцов или делать промежутки между ними не менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Однако когда колонки таблицы содержат цифры, чтение затрудняется, и тогда можно использовать разделяющие линии или отбивку (пустую строку) через каждые пять строчек.

Диаграммы и профили используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многофакторных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по факторам. Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования - отнесения индивида или группы к тому или иному типу, стилю.

В профиле несут информацию средний уровень, вариативность, форма распределения.

Уровень профиля является глобальной характеристикой успешности или выраженности группы личностных особенностей испытуемого (или группы испытуемых, если отображаются усредненные величины оценок), представленных в единой нормализованной шкале оценок.

Вариативность профиля является характеристикой устойчивости достижений, общей одаренности или социальной адаптированности личности.

Форма профиля является основанием для отнесения к определенному разряду, типу, диагнозу, прогнозу.

Обычно профиль образует ломаная линия, соединяющая отметки значений по отдельным шкалам методики. Целесообразно делать разрывы в линии, чтобы шкалы различного назначения были разделены и в визуальной форме.

Результаты корреляционного анализа наглядно можно представить в виде корреляционного кольца. Для этого по периметру круга делают отметки, рядом с которыми пишут номера признаков. Эти отметки соединяют затем линиями. Вид линии кодирует характер корреляционной связи. Признаки лучше располагать группами, объединяющими признаки по какому-либо критерию.

Если записываются номера, то они или должны быть расшифрованы в подписях к рисунку, или должны соответствовать списку признаков, ранее помещенному в работе. В последнем случае в подписи должна быть ссылка на список с указанием страницы, на которой он расположен.

Характеристики корреляционных взаимосвязей должны быть отражены с использованием визуального кодирования. Например, положительные связи (положительной направленности) могут быть изображены сплошными линиями, отрицательные, - прерывистыми; связи, достоверные на нижнем уровне значимости - одной линией, на более высоких уровнях значимости - большим числом линий. Например, связи, достоверные на уровне 5 %, - одной линией, а достоверные на уровне 1 %, - двумя линиями. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком.

Для наглядного отображения результатов корреляционного анализа используют и корреляционные ряды -две-три параллельные линии, на которых отмечены точки, соответствующие признакам. Такой рисунок легче анализировать, если рядом с точками написаны названия признаков. Корреляционные связи кодируются так же, как и в кольцах или плеядах. Корреляционные ряды удобны, если необходимо отобразить связи между компонентами разных слоев некоторой иерархии, между показателями разных методик и т. п.

Каждый представленный в работе график или таблица должны быть хотя бы кратко описаны, охарактеризованы и проинтерпретированы. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, никакие числовые данные непосредственно или в наглядной форме не подтверждают и не опровергают обсуждаемые предположения. Для одной и той же таблицы или графика десятью исследователями могут быть предложены десять отличающихся описаний и интерпретаций.

Во-вторых, творческое мышление включает в себя акты переработки информации, опирающиеся на словесные и образные конструкты. Продвижение в понимании, интуитивное видение, инсайт возникает чаще всего после многих попыток структурирования всего объема информации в более эффективной форме. В результате такого продвижения в поле умственного взора одномоментно должны уместиться все существенные для данного ракурса рассмотрения составляющие предмета размышлений. Это возможно, если у исследователя сформированы достаточно развитые приемы свертывания информации, составляющей содержание решаемой задачи, приемы укрупнения ее элементов. Эти приемы возникают по ходу работы не сразу. Познавательные процессы экспериментатора должны быть «натренированы» на восприятие, запоминание, представление материала определенного рода. Если оперативные (сложившиеся для конкретного типа задач) укрупненные познавательные единицы не будут достаточно развитыми, то все существенное для понимания предмета не сможет находиться одноактно в поле умственного взора. Чем больше часть объекта мышления, охватываемая одноактно (одномоментно), тем «прозрачнее» его сущность.

Значение наглядных форм представления информации заключается в том, чтобы дать опору образному мышлению. В методическом (процедурном) аспекте продвижение к более глубокому пониманию, широкому обобщению может быть реализовано последовательными, следующими друг за другом, шагами наглядных отображений и их описаний, в ходе которых проясняются способы новых, более эффективных форм образного представления.

При описании результатов вначале целесообразно дать общее впечатление от экспериментов, обучающих процедур, психологических воздействий, обследования, анкетирования. Далее необходимо представить оценку эффективности измерений: что оказалось возможным фиксировать, а что – нет, на что участники экспериментов охотно давали ответы, на что с трудом, на что отказались отвечать (уклонились с объяснениями или без объяснений), какие задание решали с легкостью, какие – с трудом, какие не были решены никем из испытуемых, как участники эксперимента воспринимали процесс обучения.

Перейти к описанию результатов необходимо, начав с перечисления всех полученных показателей: тех, что измерялись в ходе экспериментов или наблюдений, и тех, что были подсчитаны при обработке (шкальные оценки, индексы и т. п.). Лучше перечислять их упорядоченно, деля на виды. Например, объективные и субъективные показатели, исходные и вычисленные и т. д.

Далее следует представить самые общие количественные характеристики, например, первичные статистики: средние, сигмы, ошибки средней, другие параметры. Анализируя первичные статистики или построенные диаграммы, охарактеризовать форму распределений. Опираясь на те же статистические данные, констатировать сходство или различия между отдельными группами выборки, мужской и женской, между людьми разных возрастов, разных уровней образования, разных уровней обученности и т.п.

В дальнейшем описании целесообразно придерживаться последовательности задач всего исследования, которые были ранее сформулированы. При этом лучше начинать с более общих аспектов, с более широкого плана, переходя в последующем к всё более частным аспектам.

Важно словесное описание каждой таблицы, каждой диаграммы. Должны быть названы все сходства и различия, различия оценены по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции, названы показатели, имеющие наибольшее число значимых корреляционных связей или с наибольшей теснотой связей. Детальное описание подводит к первым обобщениям и первым выводам.

В любом массиве данных можно выделить какие-либо части, назвав и обосновав (хотя бы кратко, предположительно) критерий разделения, найти качественные и количественные различия в этих частях, описать, оценить выраженность и пытаться их объяснить.

Заключение

Взаключении (около 5% от общего объема), отражаются общие результаты ВКР, подводятся итоги выполненной работы, раскрывающие решение задач исследования и предложения, указываются перспективы применения результатов на практике, а так же возможности дальнейшего исследования проблемы. В заключениидается краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. При написании заключения можно вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать тот или иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых.

В заключении делаются общие выводы (по всей работе), которые представляют собой сжатое изложение полученных результатов. Формулируются выводы в виде отдельных пунктов с порядковой нумерацией. Количество выводов зависит от количества поставленных задач. Оптимальное количество выводов 3 – 5. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, т.е. разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.

Выводы должны содержать оценку соответствия результатов исследования поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Не следует включать в выводы общепринятые в психологической науке положения, уже не нуждающиеся в доказательствах.

Выводы должны быть конкретными. Их пишут в виде утверждений. В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты. Давать полное описание того, как именно были получены выводы, не требуется. В выводах излишни упоминания конкретных методик, с помощью которых получены доказательства. Не следует приводить имена или псевдонимы испытуемых, коэффициенты корреляции и другие детали. Выводы – это обобщения, охватывающие только наиболее существенные результаты проведенной работы.

В заключении подводятся итоги решения поставленных задач, подчеркивается практическая значимость работы, и даются конкретные рекомендации по использованию полученных результатов. Целесообразно сделать вывод о доказанности или недоказанности рабочей гипотезы исследования и наметить перспективные направления дальнейшего исследования проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: