double arrow

Это способность различающей мудрости Благородных,

Восприятие которых, как сказано [в текстах], является Истиной Пути.

 

Подводя итог тому, что было описано выше, [Кармапа говорит следующее: ] «Чувствующие существа, освободившись от всех случайных загрязнений, надуманных представлений (kun brtags), таких как заблуждения двойственного восприятия, на самом деле становятся той неизменной природой пяти изначальных осознаваний и Четырех Тел, которая естественным образом и с самого начала присутствовала [у них]. Именно она называется Буддой». В «Непрерывности» сказано:

Чувствующие существа – те же Будды, Но покрытые случайными загрязнениями.

Если же устранить эти [загрязнения], они – Будды.

Арья Нагарджуна говорит:

 

Очищается исключительно то,

Что является причиной самсары, и тогда

То же самое, но очищенное – это Нирвана.

И Дхармакая является тем же самым.

 

То, что является основой всего того, что обладает загрязнениями, а именно ума (sems), воспринимающего двойственным образом, омраченного ума (yid), и шести групп воспринимающих сознаний (mam shes) – это корень заблуждения ('khrul pa irtsa), который называется загрязненной основой-всего, или сознанием-основой.

Однако, хотя она и обладает загрязнениями этих восьми сознаний, она также существует и как незагрязненная в свой сущности природа, [124]которая называется Сущностью Победоносного, или Будды (sangs rgyas kyi snymg po). Эта самая [Природа Будды] неизменно присутствует на всех стадиях – Основы, Пути и Плода.

В «Высшей непрерывности» говорится:

 

Поскольку обладает пороками, которые случайны,

Поскольку по своей природе обладает истинными качествами;

Какая была раньше, такая же и потом —

Вот неизменная Сущность дхарм-явлений (Дхармата).

 

[Обстоятельством], из-за которого Сущность Будды покрывается завесами, является неочищенное приписывающее [дискурсивное] мышление (kun rtog). Арья Нагарджуна снова говорит:

 

Даже незапятнанные Солнце и Луна

Оказываются закрытыми пятью завесами,

Такими как облака, дым, туман,

Голова Раху (затмение), пыль и т. д.

Так же и Ум, являющийся Ясным светом,

Оказывается покрытым пятью завесами,

А именно желаниями, злыми умыслами, ленью,

Возбуждением и сомнениями.

 

Победоносный Майтрея говорит:

 

Неприязнь к Дхарме, [приверженность] воззрению «самости»,

Страх по отношению к страданиям самсары и

Пренебрежение благом существ —

Вот четыре завесы [существ, обремененных] великими желаниями,

Тиртхиков, шраваков и пратьекабудд.

 

Здесь говорится о 1) обычных мирских существах [живущих в мире желания], 2) тиртхиках [достигающих высших миров самсары], 3) шраваках [слушающих Учения], и об 4) пратьекабуддах [покидающих самсару], в умах которых существует четыре вида концептуальных завес. О средствах [устранения] этих четырех завес сказано:

 

Причины очищения – это четыре Качества,

Такие как преданность и т. д.[125]

 

[Четыре качества] описывают Истину пути, а именно обладая появившемся из правильного концептуального мышления 1) семенем веры и преданности к Великой Колеснице, 2) благодаря различающей Мудрости, постигающей несубстанциальность, 3) [пребывая] в лоне самадхи медитативного сосредоточения (bsam gtan ting nge 'dzin gyi mngaī), 4) имея в качестве принимающей роды сиделки великое сострадание, рождаешься

Сыном Победоносного, вступившим на Путь, и постепенно воспринимаешь все совершенные способности Благородных, передвигаясь по Пути все выше и выше.

В данном случае [Кармапа] говорит: «Рожденное из правильного концептуального мышления – Объект Благородных (phags yul) и способность различающей мудрости [этого Объекта], причем эта [мудрость], смыслом которой является воспринимать или удерживать именно этот [Объект-реальность], [в текстах] называется Истиной пути». Если же так, то данное толкование [значения Пути] согласуется с одним из девяти значений слова «Дхарма», а именно со значением воспринимать [или удерживать] что-либо. Отсюда, если применить это толкование [слова Дхарма] к [выражению] Дхарма Пути, то объяснить это [выражение] можно, во-первых, исходя из того, что Путь Великой Колесницы удерживает от падения в две крайности, – такова позиция Кончок Енлага [Пятого Шамарпы].

С другой стороны, благодаря практике преданности[102]на Пути накопления восприятие удерживается на отбрасываемом, на Пути соединения восприятие удерживается на противоядии. На неочищенных бхуми восприятие удерживается на отсутствии двойственности отбрасываемого и противоядия, а на трех очищенных бхуми восприятие удерживается на результате (Будде). Именно таким образом, осуществляя руководство, наставники (slob dpon, ācārya) обычно описывают Истину пути.

Подводя итог сказанному: Дхармата – Сугатагарбха – называется чувствующим существом, когда скрыта завесами случайных загрязнений заблуждения. [126]Она же – человек, вступивший на Путь и прилагающий усилия, очищая эти самые загрязнения при помощи противоядий. И она же называется Буддой, когда освободившись от оболочки загрязнений, Тела и Изначальные осознавания, изначально присутствующие в ней, становятся явными.

В «Высшей Непрерывности» сказано:

 

(1) Неочищенная, (2) как неочищенная так и очищенная,

И (3) полностью очищенная [Будда-природа] Называется чувствующим существом,

 

Бодхисаттвой и Татхагатой, соответственно.

 

 

Заключительная часть

 

В третьей, главной и заключительной части – три темы:

3.1. Необходимость в объяснении данного учения,

3.2. Молитва о постижении [смысла] этого [учения],

3.3. Описание обстоятельств написания данного трактата.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: