Тарифы как инструмент обеспечения эффективности деятельности энергоснабжающих компаний

 

Практика показывает, что в электроэнергетической отрасли целесообразным является применение методов стимулирующего регулирования (incentive regulation), которые основаны на регламентировании макроэкономических показателей, которые позволяют обеспечить снижение затрат и улучшить качество электроснабжения. Для повышения эффективности энергоснабжающих компаний государство может применять методы, основные из которых такие:

- регулирование нормы прибыли;

- регулирование верхней границы тарифа;

- регулирование верхней границы дохода.

 

Метод регулирования нормы прибыли

Метод регулирования нормы прибыли (method of regulation of rate of return) основан на ограничении прибыли на определенный объем затрат естественной монополии.

Предприятие подсчитывает понесенные за определенный период расходы, а регулирующий орган устанавливает обоснованный уровень прибыли на вложенный капитал.

Различают регулирование нормы прибыли, которая устанавливается на определенный срок, и регулирование нормы прибыли, которая устанавливается регулирующим органом без указания срока.

Преимущество регулирования нормы прибыли, которая устанавливается на определенный срок, состоит в том, что регулирующий орган в указанный период времени не пересматривает структуру расходов и норму прибыли. Это позволяет естественной монополии получить дополнительную прибыль за счет более эффективного использования ресурсов в данном периоде.

Регулирование нормы прибыли без определения срока позволяет как естественной монополии, так и регулирующему органу в любое время требовать пересмотра структуры расходов, нормы прибыли. В этом случае естественный монополист не заинтересован эффективно использовать ресурсы.

 

Важным вопросом при регулировании является определение и обоснование нормы прибыли. Регулирующий орган должен принимать во внимание уровень прибыльности, который был обещан инвесторам. Норма прибыли естественной монополии ограничивается ценой капитала и доходом на инвестиции.

 

Основными преимуществами метода регулирования нормы прибыли является его прозрачность, эффективность, относительная легкость при внедрении, ориентация на регулирование ключевых параметров деятельности естественной монополии (расходы, инвестиции), принятие решений на основе реальных, а не прогнозируемых показателей. Такая модель может успешно использоваться в условиях стабильной экономической ситуации, прогнозируемого уровня инфляции. Применение метода регулирования нормы прибыли позволяет регулирующим органам контролировать и ограничивать основные виды монопольных злоупотреблений и гарантировать инвесторам определенный уровень прибыли на вложенный капитал.

Основными недостатками метода регулирования нормы прибыли является перекладывание на потребителей части расходов, а также недостаточность стимулов для инвестирования в прогрессивные технологии.

 

Метод регулирования верхней границы тарифов

Одним из эффективных методов стимулирующего регулирования, которое используется на практике, является регулирование верхней границы тарифов (regulation of the top border of tariffs).

Регулирование верхней границы тарифов является удобным для потребителей, так как в центре внимания находится наиболее важный для потребителей показатель – уровень цен.

Идея этого метода регулирования состоит в установлении на обусловленный в договоре срок (4-5 лет) формулы расчета тарифов:

,

где Tm , t – верхняя граница тарифа на период t,

I – ежегодный индекс инфляции,

X – показатель увеличения эффективности,

Z – показатель учета непредвиденных событий.

Вместе с тем не определение четких принципов изменения Х может иметь отрицательные последствия. В случае фиксации Х повышение эффективности компании становится не добровольным, а принудительным. Повышение эффективности и снижение расходов могут быть перекрыты более жестким Х в следующем периоде. Однако установление объективного значения показателя Х зависит от наличия информации, которой владеет регулирующий орган.

Хотя регулирование верхней границы тарифов и считается наиболее эффективным методом, однако, применение этого метода приводит к снижению стимулов для инвестиций.

Одним из вариантов регулирования верхней границы тарифов является модель «заключение набора контрактов». Регулирующий орган заключает контракт, в котором оговариваются разные варианты и условия регулирования. Каждый из этих вариантов отличается разными значениями разрешенных тарифов и соответствующей премией, размер которой должен быть большим при более низком уровне тарифов. При повторном заключении контрактов компания получает премию, которая была указана в предыдущем контракте. По этому методу регулирования очень важным является правильное определение возможностей относительно повышения эффективности отдельной компании. Поэтому такая модель нуждается в значительном объеме информации.

 

Метод регулирования верхней границы дохода

В США с 1990 года применяется метод регулирования верхней границы дохода (regulation of the top border of income).

Переход к регулированию верхней границы дохода был проведен благодаря специально разработанным правилам, в которых был описан механизм перехода от традиционного для США метода регулирования нормы прибыли.

Процедура регулирования верхней границы дохода является похожей на регулирование верхней границы тарифов, но центральным показателем, который регулируется, является доход. Формула расчета имеет такой вид:

,

где – верхняя граница дохода за период t.

Фиксированный период действия формулы позволяет естественной монополии получать всю экономию от повышения своей эффективности. В этом отношении этот метод лучше регулирования нормы прибыли.

Одним из недостатков этой модели является возможность непропорционального изменения уровня тарифов при изменении показателя дохода. Поэтому было предложено использовать модель ограничения верхней границы тарифов с одновременным ограничением верхней границы дохода.

 

Метод «расходы плюс»

На сегодня в Украине тарифы на передачу и поставку электрической энергии формируются традиционным методом, который известен в международной практике, как метод «расходы плюс».

Основной недостаток этого метода заключается в том, что он не заинтересовывает субъекты хозяйствования в экономии ресурсов, а наоборот, стимулирует к завышению операционных расходов.

 

Лишь для нескольких компаний, пакет акций которых был продан на конкурсной основе стратегическим инвесторам в 2001 году, расчет тарифов на передачу и поставку осуществляется с установлением нормы прибыли на вложенные инвестиции, и автоматической корректировкой тарифов при изменении инфляционных факторов. За счет установления на семь лет зафиксированных элементов расходов, которые корректируются лишь на инфляционные факторы, позволило добиться того, что компании заинтересованы в уменьшении операционных расходов и получении большей прибыли.

Внедрение для всех энергоснабжающих компаний указанного механизма регулирования является одной из актуальных задач.

 

Кроме того, на сегодня большинство энергоснабжающих компаний имеют лицензию на транспортировку электрической энергии местными (локальными) сетями и поставку электрической энергии по регулируемому тарифу. Объединение двух видов деятельности одним юридическим лицом приводит к перекрестному субсидированию одной деятельности за счет другой и, соответственно, к непрозрачному тарифообразованию для этих видов деятельности.

Кроме того, Директивой 2003/54/ЕС Европейского парламента и совета относительно общих правил для внутреннего рынка электроэнергии, определено, что системы распределения и передачи должны эксплуатироваться отдельными юридическими лицами, которые имеют вертикально интегрированные предприятия.

Применение механизма, при котором деятельностью по передаче электрической энергии местными (локальными) сетями и поставкой электрической энергии не может заниматься одно юридическое лицо, даст возможность ввести конкурентную среду в таком виде деятельности, как поставка электрической энергии, что в конечном результате приведет к снижению тарифов на электроэнергию и даст возможность более прозрачно осуществлять тарифную политику в монопольном виде деятельности – передаче электрической энергии местными (локальными) сетями.

 

 





double arrow
Сейчас читают про: