2.1. Языковая норма. Правильность речи
2.2. Орфоэпия современного русского литературного языка.
2.2.1. Нормы произношения гласных звуков
2.2.2. Нормы произношения согласных звуков
2.2.3. Нормы словесного ударения (акцентологические нормы)
ТЕСТ № 1 («Введение», «Орфоэпия», «Графика», «Орфография»)
2.3. Словообразовательные нормы
2.4.1. Нормы употребления форм имен существительных
2.4.2. Нормы употребления форм имен прилагательных
2.4.3. Нормы употребления форм имен числительных
2.4.4. Нормы употребления местоимений
2.4.5. Нормы употребления форм глаголов
ТЕСТ № 2 («Словообразовательные нормы", «Морфологические нормы»)
2.5. Синтаксические нормы
2.5.1. Нормы употребления некоторых предложно-падежных словоформ
2.5.2. Нормы построения словосочетаний
2.5.3. Нормы построения предложений
ТЕСТ № 3 («Синтаксические нормы»)
2.6. Лексические и фразеологические нормы. Точность речи
ТЕСТ № 4 («Лексические и фразеологические нормы»)
Раздел III. Коммуникативный и этический аспекты речи
3.1. Функциональные стили современного русского литературного языка. Текст в разных стилях речи
3.1.1. Официально-деловой стиль
3.1.2. Научный стиль
3.1.3. Публицистический стиль. Устная публичная речь
3.1.4. Литературно-художественный стиль
3.1.5. Разговорный стиль в системе функциональных стилей русского литературного языка
ТЕСТ № 5 («Функциональные стили русского языка»)
3.2. Коммуникативные качества речи
3.2.1. Выразительность речи. Средства выразительности
3.2.2. Логичность речи
3.2.3. Богатство (разнообразие) речи
3.2.4. Чистота речи
3.2.5. Уместность речи
ТЕСТ № 6 («Коммуникативные качества речи»)
3.3. Речевой этикет
ТЕСТ № 7. Итоговый тест
Литература
Глоссарий
ВВЕДЕНИЕ
Речь — важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества, она является наилучшей формой, способом общения людей, используется в процессе трудовой, познавательной деятельности человека, является эмоционально-экспрессивным средством, средством воздействия на сознание, средством выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, то есть играет важную роль в становлении и развитии личности. Именно речь помогает определить принадлежность человека к какой-либо социальной или возрастной группе, полу, роду деятельности, выявить уровень его мышления и общей культуры.
Речевая культура, знание норм литературного языка, владение ими становится общественной необходимостью в связи с существенными изменениями в современном обществе, возрастанием значимости уровня культуры его граждан. Хорошее владение речью, умение общаться с помощью языковых средств, убеждать становится для человека одним из основных условий профессионального успеха, психологического комфорта. Отступление же от норм русского литературного языка расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры человека.
Формирование и развитие речевой культуры молодого человека — будущего специалиста сферы сервиса, его умения пользоваться «нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умения использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1980. С. 247) является важной задачей обучения в вузе.
Основными целями предлагаемого учебника является подготовка специалистов, обладающих фундаментальными теоретическими знаниями в области русского языка и культуры речи, формирование целостного научного мировоззрения в области современной языковой нормы, повышение уровня языковой, коммуникативно-речевой и общекультурной компетенции личности, уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования в письменной и устной формах, а также помощь желающим совершенствовать свою речь в выработке навыка владения правильной, коммуникативно-целесообразной речью, в развитии умения создавать и анализировать устные и письменные высказывания.
Задачи курса:
1) знакомство с коммуникативными качествами речи: правильностью, точностью, чистотой, логичностью, богатством, выразительностью, коммуникативной целесообразностью;
2) изучение понятий «норма», «нормативность языковых элементов, их уместность», «изменение языковой нормы в диахроническом аспекте»;
3) изучение норм употребления единиц различных уровней языка: орфоэпических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, лексических, фразеологических;
4) формирование умения анализировать и оценивать свою и чужую речь с культурно-речевых позиций;
5) выработка способности видеть нарушения норм литературного языка;
6) повышение уровня компетенции в области использования таких коммуникативных качеств речи, как её разнообразие, логичность, выразительность, чистота, целесообразность;
7) формирование умения управлять своим речевым поведением, эффективно использовать речь в различных жизненных ситуациях;
8) формирование умения создавать профессионально значимые речевые произведения различных жанров и стилей;
9) формирование навыков грамотного составления документации;
10) формирование основ культуры профессиональных и деловых отношений.
Изучение русского языка и культуры русской речи, является необходимым условием развития логического мышления студента, осознанного эмоционального восприятия и эстетической оценки явлений окружающей действительности, способствуя - формированию языковой личности будущего специалиста сферы сервиса;
- обогащению знаний системы языковых единиц, особенностей их употребления в устной и письменной речи;
- обогащению активного словаря студента, расширению его языковой картины мира;
- определению роли русского литературного языка в современном обществе;
- сознательному усвоению фонетического, словообразовательного, лексико-фразеологического и грамматического строя родного языка.
Курс русского языка и культуры речи связан с такими дисциплинами как педагогика, коммуникология, стилистика, копирайтинг, психология, логика, история русского литературного языка, литературоведение, этика, риторика и др.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины (компетенции)
- знания:
- основных орфоэпических, акцентологических, лексических, орфографических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, пунктуационных норм русского литературного языка;
- особенностей функционирования языка в различных стилях (стилистических норм);
- специфики устной и письменной речи;
- лингвистических и экстралингвистических факторов публичной речи;
- языковых и неязыковых средств выразительности устной речи;
- этических основ культуры речи и др.;
- умения:
- определять степень соответствия каждой языковой единицы современной литературной норме;
- определять функции синонимов, антонимов, омонимов, иноязычных слов, фразеологизмов в речи, использовать их в разнообразных коммуникативных ситуациях;
- коммуникативно-речевые умения в сфере официально-деловой, научной деятельностии, подготовки публичной речи;
- создавать собственные речевые произведения (в устной и письменной форме) с учётом требований, предъявляемых к речи: содержательности, точности, выразительности, разнообразия языковых средств разных уровней, логичности, правильности, ясности, чистоты, лаконичности, коммуникативной целесообразности, этичности и т. п.;
- выделять тезис и аргументы в научной статье, докладе, отчете;
- составлять тексты с элементами доказательства и опровержения;
- вести научную дискуссию;
- находить и исправлять композиционные и логические ошибки в устном и письменном текстах;
- навыки:
- владения нормами литературного языка на фонетическом, лексическом, фразеологическом, словообразовательном, орфографическом, морфологическом, синтаксическом, пунктуационном уровнях;
- продуцирования связных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- участия в диалогических и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями;
- пользования различного рода лингвистическими словарями;
- сознательной, целенаправленной и продуктивной самостоятельной работы по совершенствованию собственной речи.






