Задание 6. Подготовьте публичное выступление на основе следующих тезисов

1. В своей родной стране я хочу говорить по-русски.

2. Сегодня в моей стране многие предпочитают в своей речи использовать «американизмы».

3. Причины этого я вижу в том,...

4. Я не против обогащения родного языка заимствованиями, но против вытеснения русских слов и выражений иноземными.

 

 

УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ

Наше речевое поведение в целом регулирует важное функциональное качество — целесообразность, уместность речи.

Под уместностью (целесообразностью) речи понимается такой выбор языковых средств, такая организация речи, которая способствует более эффективному общению. Уместны языковые средства, используемые в соответствии

- с коммуникативными целями и задачами (информативными, коммуникативными, познавательными и др.);

- с условиями общения, речевой ситуацией, стилистической тональностью, стилистическими нормами;

- с учётом темы, логического и эмоционального содержания сообщения;

- с учетом особенностей адресата речи (его возраста, социального статуса, образовательного, интеллектуального уровня, эмоционального настроя и т. д.).

Все это требует гибкости говорящего, знания особенностей стилей литературного языка, жанров речи. В этой связи говорят об уместности стилевой, контекстуальной, ситуативной и личностно-психологической.

Б. Н. Головин, замечая, что «критерий уместности речи — исторический критерий, определяемый в каждую эпоху уровнем развития литературного языка, речевыми вкусами общества и, видимо, целым рядом экстралингвистических причин», что «нарушение критерия уместности всегда остро ощущается и в речи устной, и в речи письменной», называет несколько условий, «которые необходимы для того, чтобы сделать нашу речь уместной. Во-первых, это хорошее знание структуры языка..., системы языка..., представление о специфике стилей литературного языка... Во-вторых, это умение пользоваться языком, навыки разумного применения его ресурсов, а эти навыки неразрывно связаны с культурой мышления и речи людей. В-третьих, это хорошее знание того предмета, той темы, о которых мы собираемся говорить, ясное представление об объёме и характере информации, которую необходимо сообщить слушателям или читателям. Наконец, немаловажную роль играют и факторы нравственно-психологические — культура говорящего или пишущего, его чуткость, доброжелательное и уважительное отношение к людям...» (Головин 1988: 247-248).

Умение найти нужные слова, тон в той или иной ситуации общения — основа успешного взаимоотношения собеседников, в конечном счёте, — их морального и физического здоровья, хотя «способность менять характер речи применительно к содержанию, условиям и задачам общения» не даётся человеку от рождения, а «воспитывается и переходит в прочный навык, если человек понимает необходимость и добивается этого» (См.: Головин 1988: 246-247).

 

Задания для практической работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: