Задания для практической работы

Задание 1. Найдите слова и выражения, не относящиеся к нормированному русскому языку. Объясните, с какой целью такого рода лексику используют писатели.

1. Не в тридевятом царстве-государстве, не в соседнем, а у нас в Расее было. Сто лет назад, а может быть, и все двести. В ту пору у царя нашего при дворе много всяких иноземцев ошивалось. А как получилось-то. Вздумалось нашему расейскому царю у себя иноземные порядки завесть. Ну, чтоб, значит, от других стран не отличаться. Вот и наприглашал всяких разных советников, чтоб ему, как и что у них принято, объясняли. Он так-то царь хороший был, хотел, чтоб и Расея вровень с другими державами шла, да не понимал, видать, что не всё так просто, как поначалу кажется.

А иноземцы энти до того наглые, что просто жуть. Приезжают из-за своих границ и прямиком шасть к царю, чтоб, значит, должность каку посытней ухватить. И такими цацами поначалу прикинутся! Мы, мол, есть вам делать прогресть. Знамо кака такая прогресть! Займут местечко потеплей, присмотрятся, пригреются и давай царю на ухо нашёптывать: «Ми есть вас друзия». А сами всё к тому клонют, чтобы он, значит, русским людям, каки при дворе есть, отставку дал. «Русский есть тёмный, в этикет мало понимайт!»... (А. Козловский).

2. — Ты, парень, слышь, чирикаешь в газетку? — остановил меня однажды вредный старикашка с вредными мышиными глазами по прозванью Коршун... — Чирикаешь — чирикай, всё не баловство. Глядишь, и в люди выйдешь... А я тебе, парнишка, подарю совет: ищи струю — не брызги... Вы, говнюки, придумали мне кличку, а если разобраться по уму, то вовсе я не в коршуны гожусь, скорее, парень, в сокола! — Он взял меня под локоть и заглянул в глаза, обдав табачным смрадом. — Я расскажу, а ты рассуди, где тут струя, где брызги... (Н. Коняев).

 

Задание 2. Назовите элементы, засоряющие речь и затрудняющие понимание сказанного.

1. Эти приметы как бы подойдут для описания многих людей. 2. Нас нельзя заказать. События в стране в 2009 году — имеются в виду наезды силовиков на финансово-промышленные структуры — заставили многих подозревать прокуратуру в том, что она выполняет свои обязанности весьма выборочно… 3. Кто будет выражаться нецензурными словами или портить нашу речь, получит в рыло без всяких базаров! 4. Товарищи! Современная международная обстановка складывается в таком аспекте, что мы должны крепко, все как один, держаться на установившемся уровне и продолжать начатый штурм вершин благодати нашего развитого общества. 5. …Надо знать то, что как, типа, идет пожар. 6. Мы наработали сильную декларацию… Мы в принципе не регламентируем деятельность друг друга. 7. Давайте примерим как бы этот план на практике. 8. …Дорога в оба конца обойдется вам в четыреста «баксов». 9. — У кого есть вопросы лично ко мне — тот может зайти на мой личный сайт. А те, кого интересует СПС, — те пусть идут на сайт СПС, на котором есть устав, программа и прочая фигня (И. Хакамада). 10. — Ну, ты гонишь! 11. На уроке: — Каково значение высказывания «Работать не хочу, а ем по пирогу»? Ученик: — Значение — на халяву есть. 12. Я вчера как бы был у них и как бы у нас всё получилось. 13. — Ну, это... Он её топить пошёл — этот, как его... Ну, у него ещё звуковой карты не было... 14. Вы, это самое, того, Когда вы говорите, То, значит, это, как его, Ну, в общем, не тяните. Вот, это, значит, так сказать, Что мне хотелось вам сказать (Шибаев).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: