Судостроительные и судоремонтные сооружения

 

Гидротехнические сооружения судоремонтных и судостроительных предприятий.

Гидротехнические сооружения судостроительных и судоремонтных предприятий являются важнейшими элементами соответствующих промышленных комплексов. Гидротехнические сооружения судостроительных предприятий служат для спуска построенных судов на воду, сооружения ремонтных предприятий – для осушения подводной части корпуса с целью его осмотра, очистки от обрастаний, окраски или ремонта.

На судостроительных заводах для спуска судов обычно используют продольные эллинги, сухие доки, наливные камеры, вертикальные подъемники, иногда слипы и различные комбинированные устройства.

 
 

 

Основные типы судостроительных и судоремонтных гидротехнических

Сооружений

а — продольный судостроительный эллинг б —судостроительный сухой док, в — наливная док камера г — судоремонтный сухой док д — плавучий док е — поперечный судоремонтный эллинг (слип) ж — вертикальный подъемник (синхролифт) 1 — судно 2 — эллинг 3 — док 4 — ворота док камеры 5 — док-камера, 6 —понтон, 7—башни 8 — подъемная тележка 9 — подъемное устройство 10 — опорная рама, 11 — подъемные лебедки 12 — подъемная платформа с судовыми путями, 13 — береговые судовозные пути

 

Продольный судостроительный эллинг (рис. а) представляет собой сооружение с наклонными стапелями, на которых строится судно и по которым оно спускается на воду. При спуске с продольного эллинга судно испытывает значительные усилия, которые могут оказать неблагоприятные на него воздействия. Поэтому современные крупнотоннажные суда обычно строятся в строительных сухих доках.

Судостроительный сухой док (рис. б) представляет собой искусственный бассейн, имеющий боковые и торцевую стенки, днище и головную часть, снабженную затвором. В доке производится сборка корпуса судна обычно из укрупненных секций. После окончания работ и проведения необходимых испытаний для проверки надежности конструкции бассейн заполняется водой. Корпус судна всплывает. Затвор дока открывается. И судно для завершения работ, установки двигателей и монтажа оборудования отводят к специальным достроечным причалам, имеющих форму набережных или пирсов.

Наливные док-камеры (рис. в) состоят из заглубленной доковой части, на которой располагаются судовозные пути, верхней и нижней голов с затворами. Док-камеры обычно используют только для спуска построенных судов, которые собирают на специальных стапельных площадках, а затем привозят на тележках по судовозным путям к верхней головке док-камеры. Верхний затвор открывается, и судно заводится за повышенную часть док-камеры. Затем верхний затвор закрывается, и камера заполняется водой до уровня, позволяющего судну всплыть. После этого судно переводится в доковую часть и уровень воды в камере понижается до отметки уровня воды на внешней акватории. Нижний затвор открывается, судно выводится за пределы док-камеры и отводится к достроечному причалу. Одна док-камера может обслуживать большое число стапельных мест, в чем заключается ее преимущество перед сухим доком. Однако из-за довольно сложных операций, которые необходимо производить с судном при использовании док-камеры, ее применение возможно только при строительстве относительно небольших судов.

Судоремонтные сухие доки (рис. г) отличаются от судостроительных большей глубиной, так как осадка строящегося судна, которое спускается на воду, обычно не имеющего полного оборудования, меньше осадки ремонтируемых судов.

При постановке судна в судоремонтный док он заполняется водой, открывается и судно вводится в камеру дока с помощью электрических шпилей и других вспомогательных устройств, устанавливаемых на стенках дока. После ввода судна в док его камера осушается с помощью насосов, размещаемых обычно у головы дока в специальном здании насосной станции. В камере судно устанавливается на специальные опоры, располагаемых по оси судна (кильблоки) и по обе стороны от нее (скуловые блоки). Сухие доки используют для ремонта судов от небольших до самых больших размеров. Ремонт судов небольших размеров может производиться в судоремонтных наливных док - камерах. Этидок-камеры по своей конструкции практически не отличаются от подобных сооружений, применяемых в судостроении. Ремонтируемое судно вводится в доковую часть камеры, затворы нижней и верхней голов закрываются, в камеру накачивается вода до уровня, позволяющего установить судно на тележку, находящуюся на судовозных путях повышенной части камеры. После этого вода из камеры выпускается и судно оказывается осушенным на тележках судовозных путей. Открывают верхний затвор. Судно отводят из док - камеры и отвозят по судовозным путям к месту его ремонта. Верхний затвор закрывают, и док-камера готова к приему следующего судна.

Таким образом, док-камера в отличие от сухого дока не используется для размещения судна во время его ремонта. Она служит для приема судов и их передачи на береговые стапельные места.

Плавучий док (рис. д) состоит из нижней горизонтальной части (поддона) и вертикальных стенок – башен. Внутри понтона и в нижних частях башен размещаются отсеки, которые для погружения дока заполняются водой. Часть отсеков используется для размещения насосного, компрессорного и другого оборудования. Для ввода судна док погружается настолько, что верх понтона с кильблоками (стапель-палуба) оказывается ниже киля судна. Судно вводится в док. Балластные отсеки осушаются, и док всплывает, поднимая одновременно судно, которое садится на кильблоки и скуловые блоки. Вывод судна из дока производится в обратном порядке.

Суда меньших размеров часто поднимаются в поперечном направлении выше уровня воды на специальных тележках по наклонной плоскости и устанавливаются на стапельных местах, располагаемых на незатопляемой горизонтальной площадке. Сооружения этого типа называются судоремонтными слипами (рис. е).

В некоторых случаях, когда размеры акватории не позволяют разместить наклонную часть слипа, может оказаться целесообразным использование вертикальных подъемников – синхролифтов (рис. ж). Основные части этого подъемника – опорная рама с подъемными лебедками, подъемная платформа с судовозными путями. Судно заводится на кильблоки тележек, установленных на судовозных путях подъемной платформы. Платформа поднимается до уровня, позволяющего перевезти тележки с судном на береговые судовозные пути и далее отвезти к месту ремонта.

Тип судостроительных и судоремонтных сооружений устанавливается в зависимости от размерений ремонтируемых судов, местных геологических, гидрологических, топографических условий с учетом технико-экономических показателей сооружений различных типов.

Обычно для строительства современных крупнотоннажных судов со спускной массой более 30 тыс.т (дедвейт более 100 тыс.т) используют сухие доки, для меньших судов – продольные эллинги.

Для ремонта крупнейших судов с подъемной массой более 50 тыс.т обычно используют сухие доки, для судов подъемной массой 5 – 50 тыс. т, а иногда и более плавучие доки. Для судов подъемной массой менее 5 тыс. т можно использовать поперечные слипы и вертикальные подъемники. Эффективность применения указанных типов сооружений в конкретных условиях оценивается сравнительными технико-экономическими расчетами.

Причальный фронт судостроительного и судоремонтного завода состоит из набережных, пирсов, палов и причальных буев. Наличие набережных в данном случае совершенно необходимо, так как обеспечивается наиболее короткое расстояние между судами и цехами, расположенных вдоль набережных.

 
 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: