Учебные цели:
– понимать содержание антикризисного развития и антикризисного управления;
– иметь представление о процессе антикризисного управления и диагностике кризисных ситуаций;
– знать стратегии и технологии антикризисного управления;
– иметь представление о несостоятельности (банкротстве) коммерческой организации и процедурах проведения банкротства.
Вопросы:
1. Антикризисное развитие и антикризисное управление
2. Стратегии и технологии антикризисного управления
3. Несостоятельность (банкротство) коммерческой организации
Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации (предприятия) и соответствующий объективным тенденциям ее комплексного динамичного развития. Процессы такого развития характеризуются постоянно нарастающей сложностью их организации и проведения. Усложняющиеся технологии изготовления продуктов, наблюдающееся их видовое разнообразие и постоянно расширяющееся функциональное назначение ведут к усложнению экономических и производственно-технических связей. Антикризисное развитие предполагает, что при нарастании сложности производства управление в своем развитии должно опережать развитие производства. Только тогда оно может быть эффективным.
|
|
Указанный подход к развитию организации требует серьезной реконструкции системы управления. При этом возможны возникновение несоответствий сложности производства и управления, нарушение соотносительности управляющей и управляемой систем, т.е. опасность кризиса управления. Более того, из практики хорошо известно, что опасность кризиса существует в любой момент, даже тогда, когда кризис не наблюдается, т.е. когда его фактически нет.
Это определяется тем обстоятельством, что в управлении организацией всегда существует риск, что любая социально-экономическая (в том числе и производственно-хозяйственная) система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. Поэтому управление социально-экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным и тем более становиться целенаправленно антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого важного положения для предприятий имеет самые негативные последствия.
Антикризисное управление организацией начинается с момента выбора ее миссии, и на всех последующих этапах развития внимание ее менеджеров должно быть сосредоточено на своевременном «улавливании» сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения организации, ее конкурентного статуса. Для этого необходимо сформировать систему, позволяющую сочетать количественный и качественный анализ «сигналов» об угрозе приближения кризиса, т.е. существенного снижения конкурентного статуса организации. В качестве основы такой системы может быть принят анализ возможностей, ресурсов и рисков, так называемый SWOT-анализ. Основополагающий принцип такого анализа заключается в том, что планируемая стратегия должна обеспечивать органическую увязку внутреннего потенциала предприятия в виде его сильных и слабых сторон с внешней ситуацией, отражаемой в возможностях и угрозах для него извне. Обычно SWOT-анализ (иногда STEP-анализ) включает работу по составлению серии контрольных листов для анализа сильных и слабых сторон помощи, а также возможностей и угроз (рисков) в деловом окружении. Бизнес рассматривается здесь как противостоящий ведущим участникам конкуренции по своей технологии, рыночной позиции, финансовой базе, эффективности производства, организации и управлению. В свою очередь, возможности и риски оцениваются в свете тенденций окружения (экономических, технологических, конкурентных, социополитических). Затем на основе полученных данных определяется, какие возможности рынка отвечают ресурсам фирмы, какие требуются новые ресурсы и т.д.
|
|
SWOT-анализ, как инструмент оценки среды функционирования предприятия, помогает своевременно принять меры и найти эффективные способы для соответствующей реакции на сложную ситуацию. Вторая часть SWOT-анализа, связана с исследованием сильных и слабых сторон предприятия и оценкой его потенциала. Другими словами, SWOT-анализ позволяет провести комплексное изучение внешнего и внутреннего состояния хозяйствующего субъекта. Цель анализа – выявление факторов, определяющих состояние фирмы: совокупного влияния на конкурентный статус фирмы ее сильных и слабых сторон по отношению к внешней среде; широты возможностей для выполнения миссии фирмы, открываемых внешней средой; степени и характера угроз выполнению миссии фирмы со стороны внешней среды. SWOT-анализ нашел широкое применение в стратегическом менеджменте западных фирм.
Антикризисное управление – особый тип управления, основанный на предвидении (прогнозировании) опасности появления кризиса, распознавании предкризисных ситуаций, анализе симптомов, факторов и причин их возникновения, своевременном применении мер по снижению отрицательных последствий воздействия кризиса, осознанном использовании некоторых его факторов для последующего развития. Целью антикризисного управления является разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных положений, приводящих к кризисному состоянию.
Объектом антикризисного управления выступает деятельность человека, а предметом – причины и факторы кризиса, а также сопутствующие ему проблемы, крайне обостряющие имеющиеся противоречия. Функции антикризисного управления непосредственно связаны с видами деятельности менеджеров в преддверии, процессе и устранении последствий кризиса. Специалисты выделяют шесть основных функций антикризисного управления: предкризисное управление; управление в условиях кризиса; управление процессами выхода из кризиса; стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости); минимизация потерь и упущенных возможностей; использование превентивных мер по недопущению повторения или возникновения кризисных ситуаций в будущем.
Объективная необходимость антикризисного управления определяется целями развития организации. Суть появления и проведения практики антикризисного управления выражается в следующем:
|
|
– кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
– кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать, смягчать;
– к кризисам необходимо готовиться;
– управление в условиях кризиса требует квалифицированного подхода, специальных знаний и опыта;
– кризисные процессы до определенного предела могут быть управляемыми;
– управление процессом выхода из кризиса способно ускорить этот процесс и минимизировать негативные последствия кризиса.
Кризисы возникают по разным причинам, и управление ими должно быть также адекватно разнообразным. Для обеспечения требуемого многообразия, проявляемого в процессах управления, в организации необходимы: система антикризисного управления; процессы антикризисного управления; механизмы антикризисного управления; стиль антикризисного управления. Причем сформированной системе антикризисного управления должны быть присущи следующие особые свойства:
– гибкость и адаптивность (наиболее свойственны матричным системам управления);
– оптимальное сочетание формальных и неформальных методов управления;
– повышение роли мотивационных факторов трудовой деятельности, развитие творческой инициативы;
– правильное соотношение уровней интеграции и диверсификация управления, обладающих диалектической связью;
– внедрение методов корпоративного управления, способствующих своевременному ситуационному реагированию на возникающие проблемы;
– усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать все виды ресурсов на приоритетных направлениях и более эффективно использовать имеющийся потенциал.
Процесс возникновения кризисного состояния представляет собой цепь последовательных взаимосвязанных экономических явлений. Как и всякий экономический механизм, механизм возникновения кризисного состояния «запускается» субъектами, инициирующими исходные экономические явления. Под влиянием этих исходных явлений начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного за другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений (эффект падающего домино), в конце которой наступает завершающее явление – кризисное состояние. В качестве исходных могут выступать многочисленные и разнообразные по характеру и силе первоначального импульса экономические явления, которые инициируются агентами как внешней, так и внутренней среды.
|
|
Процессы и технологии антикризисного управления имеют следующие особенности:
– мобильность и динамичность использования ресурсов, своевременное проведение изменений на базе реализации целевых инновационных программ;
– использование программно-целевого подхода в технологии выработки и реализации перспективных и оперативных управленческих решений;
– своевременное принятие адекватных мер, соответствующих динамике складывающейся ситуации и дальнейшему развитию событий;
– комплексный анализ ситуации с целью получения альтернативных вариантов поведения (деятельности) и выбора наиболее приемлемого, усиление внимания к превентивным мерам;
– оценка качества и эффективности принятых решений при их реализации.
В действующем механизме антикризисного управления приоритетами являются:
– анализ ситуаций; мотивирование, ориентированное на антикризисные меры; экономия ресурсов; избежание возможных ошибок; высокий профессионализм действующего персонала и пр.;
– установка на экономическую и социально-психологическую стабильность производственно-хозяйственной деятельности;
– стимулирование инициативы и творческого подхода в решении проблем и поиске наилучших вариантов комплексного развития организации;
– корпоративность, взаимоприемлемость, взаимовыгодность, поиск и поддержка эффективных инноваций и др.
Вышеизложенное в совокупности должно найти отражение в стиле управления организации, который следует понимать не только как некую сферу деятельности отдельных менеджеров, но и как обобщенную характеристику управления всей организацией. Особенности профессионального стиля управления заключаются в целеустремленности, самоорганизации и самосохранении, самоответственности и профессиональном доверии, четкой организации производства, антибюрократичности и т.д.
Особое место в антикризисном управлении отводится выбору и реализации приемлемой для каждой конкретной ситуации стратегии. Наиболее известные из них следующие:
– рассчитанный (оправданный) и обоснованный риск;
– своевременная подготовка к появлению кризиса и организованное его предупреждение;
– выжидание зрелости кризиса (мониторинг кризисной ситуации) и выбор подходящего момента для успешного решения проблем его преодоления;
– активное противодействие кризисным явлениям с целью замедления (устранения) негативных процессов его воздействия на организацию, использование его последствий;
– стабилизация ситуации посредством полного использования имеющихся резервов, привлечения дополнительных ресурсов со стороны;
– последовательный вывод организации из кризиса за счет стабилизирующих системных мер и реализации комплекса антикризисных мероприятий;
– предвидение возможности появления кризиса и создание условий, устраняющих негативные последствия его возникновения.
Выбор того или иного вида антикризисной стратегии определяется характером и глубиной кризиса, наличием необходимых ресурсов, действенностью и эффективностью применяемых мер по его устранению.
Как свидетельствует теория и подтверждает практика, основной причиной нарушения стабильности функционирования организации в современных условиях является несоответствие ее стратегии изменениям во внешней бизнес-среде. Любую ситуацию, в которой предприятие не способно или не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Поэтому одним из важнейших принципов стратегии антикризисного управления является постоянный мониторинг внешней среды фирмы, с целью раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса.
Факторы внешней среды разделяют на национальные и международные.
Международные факторы складываются под влиянием причин общеэкономического характера (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков), стабильности международной торговли, зависящей, в свою очередь, от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах), международной конкуренции (увеличение доли рынка фирм-конкурентов за счет более высоких технологий или более дешевого труда).
К национальным факторам, оказывающим ощутимое влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта, могут быть причислены причины политического, экономико-демографического, психографического (культурного) и научно-технического характера. Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринимательской деятельности (запретительный или стимулирующий характер), к формам собственности (приватизация или национализация, принципы земельной политики), к мерам по защите прав потребителей и предпринимателей (защита конкуренции, ограничение монополизма и т.д.). Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют активность производственно-хозяйственной деятельности.
Экономико-демографические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, а при известных экономических предпосылках – платежеспособным спросом населения. К ним можно отнести также уровень доходов и накоплений населения, т.е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазу экономического цикла, в которой находится национальная экономика. Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического развития, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкротившегося предприятия. Факторы психографического характера проявляются в привычках и нормах потребления, предпочтении одних товаров другим.
Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием в целях обеспечения конкурентных преимуществ, как правило, требуют значительных капиталовложений и могут в течение длительного времени отрицательно влиять на прибыльность предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Однако наиболее сильным внешним фактором могут стать так называемые технологические разрывы – крупные научно-технические сдвиги (эволюции), при которых, по оценкам специалистов, в семи случаях из десяти прежние предприятия – лидеры в своей области на определенном рынке – становятся отстающими.
Причины (факторы) проявления кризиса могут быть также внутреннего (эндогенные) характера. По имеющимся оценкам, в развитых странах к банкротству предприятий на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 – внутренние. Внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности, можно сгруппировать по пяти основным группам:
1) конкурентная среда и позиция предприятия;
2) принципы производственно-хозяйственной деятельности;
3) имеющиеся и привлеченные ресурсы, и их использование;
4) применяемые маркетинговые стратегии и политика;
5) качество и уровень финансового менеджмента.
Эти группы, в свою очередь, включают десятки (если не сотни) факторов, действующих на каждом конкретном предприятии избирательно. В частности, 90% неудач малых американских фирм специалисты связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства и его несоответствием изменившимся объективным условиям, злоупотреблениями, что ведет к неэффективному управлению, к принятию ошибочных решений, невозможности приспособления к рыночным условиям. Серьезным фактором возможной неудачи предприятия являются чрезмерные издержки производства из-за значительной доли непроизводительных затрат и др.
Возникновение кризисных ситуаций в хозяйственной деятельности предопределено самой сущностью предпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения конечных результатов, а значит, и с риском потерь. Источниками этой неопределенности являются все стадии воспроизводства – от закупки и доставки сырья, материалов и комплектующих изделий до производства и продажи готовой продукции. Очевидно, что выход из кризиса связан с устранением внутренних причин и сведением к нулю вызывающих его внешних негативных воздействий, а сам процесс выхода из кризиса можно назвать стратегией (стратегический анализ, планирование стратегических альтернатив, выбор стратегии) и тактикой антикризисного управления.
Здесь следует обратить особое внимание на принципиально важное обстоятельство: сочетание стратегии и тактики антикризисного управления. Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису не приобрел кумулятивного характера и поэтому не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних стадиях, базируются, как правило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагополучных тенденций.
Тактические решения в отличие от стратегических принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное состояние производственной системы. Однако времени для коренной перестройки деятельности фирмы с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил.
Наиболее распространенная реакция предприятий на возникновение предкризисного или кризисного состояния связана с защитной и наступательной тактикой. Защитная тактика во время спада предусматривает резкое сокращение всех видов расходов, закрытие и распродажу убыточных подразделений, оборудования, сокращение определенных частей рыночных сегментов и сбыта продукции, распродажу продукции по сниженным ценам. Наступательная тактика, напротив, предполагает активные действия, связанные с такими мероприятиями, как модернизация оборудования, внедрение новых технологий, повышение (снижение) цен, поиск новых рынков сбыта, реализация прогрессивной стратегической концепции маркетинга и т.д. Тактика антикризисного управления, включающая оперативное планирование, напрямую зависит от выбранной антикризисной стратегии, поскольку тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранной стратегии.
Эффективности оперативной деятельности в значительной степени способствует обоснованная система маркетинговых мероприятий, учитывающих рыночную ситуацию и активно влияющих на нее. С достижением высокой эффективности оперативной деятельности тесно связаны также реализация функций и задач финансового менеджмента, опыт коммерческой работы, знание правовых вопросов.
Заключительный этап антикризисного управления включает оценку и контроль выполнения стратегии, направленные на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия. На рисунке 21 схематически представлен процесс разработки и реализации стратегии и тактики антикризисного управления на предприятии.
Рисунок 21 – Процесс разработки и реализации стратегии и тактики антикризисного управления на предприятии
В кризисной ситуации реализацию выработанной стратегии требуется осуществлять в жестко ограниченные сроки. Поэтому при планировании оперативных мероприятий необходимо стремиться к максимальной параллельности выполнения намечаемых работ. Внедрение антикризисной стратегии наиболее эффективно, если предусмотренные меры и мероприятия адаптированы к существующей системе управления и сбалансированы с системой стратегических целей организации. В противном случае возникает потребность в серьезных изменениях, которые способны вызвать негативное отношение к ним действующего персонала предприятия. Преодоление возможного сопротивления изменениям требует осуществления особых мер:
– психологических – определение ориентации различных групп персонала на основе их отношения к изменениям, создание опорных точек внедрения антикризисной стратегии; ограничение влияния на принятие решений со стороны групп, не восприимчивых к изменениям.
– системных – формирование переходной структуры управления предприятием, решающей задачи целевого внедрения изменений без помех для оперативно-производственной деятельности.
На малых и средних предприятиях, для которых обычно характерны быстрая восприимчивость к новым реальным условиям и адаптивность персонала к изменениям, возможно последовательное изменение прежней структуры управления путем создания в ней новых структурных единиц, ответственных за внедрение антикризисной стратегии. Для крупных предприятий, где менеджеры стремятся избежать структурных изменений, которые, как правило, сопровождаются неразберихой и недовольством со стороны персонала, более приемлем вариант так называемой двойной структуры, когда внедрение антикризисной стратегии отделяется от оперативной деятельности. Такой подход позволяет менеджерам обеспечить поддержку изменениям в подразделениях, которые заняты их реализацией. При этом нарушаются традиционные системы прохождения команд: они заменяются контактами руководителя с исполнителями, миную некоторые уровни и звенья прежней иерархии.
Для быстрого проведения необходимых решений жестко реализуются властные полномочия. Значительную помощь в проведении антикризисной стратегии может оказать привлечение специалистов соответствующего профиля со стороны. Ими могут быть внешние консультанты, антикризисные управляющие или новые менеджеры из своей компании, ранее работавшие на других предприятиях, имя которых не ассоциируется с прежней стратегией.
Коммерческие организации по решению арбитражного суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и в связи с этим подлежать ликвидации.
Банкротство может возникнуть в силу различных причин. Их можно классифицировать по следующим группам. Первая – ненадлежащее управление, осуществляемое как руководителями предприятий, так и акционерами. К этой группе можно причислить и сознательное доведение предприятия до банкротства путем укрытия имущества, или каких-либо афер. Вторая – неверная экономическая политика, отсутствие инвестиционной базы и попыток развития. Третья – банкротство в силу макроэкономических причин.
Банкротство – это финансовая несостоятельность лица, неспособность платить кредиторам по долговым обязательствам и продолжать нормальную деятельность. Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
При этом должником может быть индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.
Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом РК основанию.
Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РК.
Внешним признаком банкротства является приостановление должником платежей. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Все заинтересованные лица, (учредители, собственники, кредиторы) и органы управления должны принимать меры по предупреждению банкротства организаций, направленные на его финансовое оздоровление. В этой связи должнику может быть предоставлена финансовая помощь (досудебная санация) в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления его платежеспособности.
Досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.
При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
• наблюдение;
• финансовое оздоровление;
• внешнее управление;
• конкурсное производство;
• мировое соглашение.
Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Для осуществления этой процедуры арбитражным судом назначается временный управляющий. Наблюдение заканчивается созывом первого собрания кредиторов, которое обращается в арбитражный суд либо с назначением внешнего управления, либо с открытием конкурсного производства. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ликвидации), или выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.
Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Для осуществления этой процедуры арбитражным судом назначается административный управляющий.
Основное назначение данной процедуры – создание условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия-должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления арбитражный суд вправе вынести
решение о введении внешнего управления.
Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему, который назначается арбитражным судом. Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен арбитражным судом еще на 6 месяцев. Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления, который должен включать меры по восстановлению платежеспособности.
Если цель внешнего управления достигнута, восстановлена платежеспособность, то внешнее управление завершается погашением требований кредиторов. Если цель не достигнута, то арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства. Внешнее управление может быть завершено и заключением мирового соглашения.
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Выплата денежных сумм должна производиться в порядке очередности, установленной законом (таблица 12).
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
Во вторую – удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банкрота в пределах суммы обеспечения;
В третью производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
В четвертую – производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Таблица 12 – Очередность удовлетворения требований при ликвидации юридического лица
Очередь | Кредиторы |
Граждане, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда | |
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банкрота в пределах суммы обеспечения | |
Лица, работающие по трудовому договору (контракту) по выплате выходных пособий и оплате труда, а также по выплате вознаграждений по авторским договорам | |
Бюджет и внебюджетные фонды по обязательным платежам | |
Другие кредиторы |
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются лишь после полного удовлетворения требований предыдущей. В этом плане кредиторы первых четырех очередей имеют известные привилегии, поскольку основную часть задолженности ликвидируемое юридическое лицо имеет как раз перед кредиторами пятой очереди, к числу которых относятся практически все контрагенты по гражданско-правовым договорам.
Особое положение кредиторов пятой очереди заключается также в том, что им денежные суммы выплачиваются ликвидационной комиссией не со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, как это имеет место в отношении иных кредиторов, а через месяц после этой даты.
Для проведения процедуры банкротства арбитражным судом назначается конкурсный управляющий. Завершается эта процедура внесением записи в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации должника.
Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Они могут договориться об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств, об уступке права требования, об исполнении обязательств должника третьими лицами, о скидке с долга, об обмене требований на акции, об удовлетворении требований кредиторов иными способами.
Таким образом, коммерческая организация может быть признана банкротом и ликвидирована, либо дело о банкротстве может быть прекращено в случае улучшения ее финансового состояния, либо она заключит мировое соглашение.
Контрольные вопросы
1. Что означает антикризисное развитие?
2. Что такое антикризисное управление, какова его цель?
3. Перечислите функции антикризисного управления.
4. Чем определяется объективная необходимость и суть появления антикризисного управления?
5. Какими свойствами должна обладать система антикризисного управления?
6. Какие особенности имеют процессы и технологии антикризисного управления?
7. Какие стратегии различают в антикризисном управлении?
8. Что означает для предприятия «защитная» и «наступательная» тактика?
9. Опишите процесс разработки и реализации стратегии и тактики антикризисного управления на предприятии.
10. Дайте понятие банкротства организации.
11. Какие процедуры применяются к банкротам?
12. Назовите очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации организации.