Инновационный менеджмент

Учебные цели:

знать содержание понятия «инновация», «индустриально-инновационная деятельность», «индустриально-инновационный проект»;

иметь представление об инновационном процессе как объекте управления;

– знать виды инновационных стратегий;

– иметь представление об индустриально-инновационной инфраструктуре;

– иметь представление о государственной индустриально-инновационной системе в РК и финансировании инвестиционной деятельности;

– знать методы оценки эффективности инноваций и виды рисков в инновационной деятельности.

Вопросы:

1. Понятие инноваций и индустриально-инновационной деятельности. Классификация инноваций

2. Инновационный процесс как объект управления. Инновационные стратегии

3. Национальная индустриально-инновационная система и государственная поддержка инноваций

 

Существует множество определений инновации. Вот некоторые из них.

Инновации (нововведения) – это изменения в первоначальной структуре производственного организма, а именно, переход его внутренней структуры к новому состоянию.

Инновация – это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества для лучшего удовлетворения известной потребности людей).

Инновация – это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и административного характера.

Инновация – это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или служебного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В этих определениях присутствуют два момента: во-первых, новая идея, продукт, услуга, во-вторых, внедрение нового в производственную систему, в результате чего меняется сам производственная система, переходя в новое качественное состояние.

Й. Шумпетер под инновациями понимал переход с одного уровня качества на другой, т.е. переход производственной системы в иную плоскость с новыми более качественными параметрами. По Й. Шумпетеру, «производить» – значит не комбинировать имеющие ресурсы, а создавать нечто новое (это касается не только самого производства, но и рынка). Он выделяет пять типичных изменений:

1) вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;

2) обусловленные внедрением продукции с новыми свойствами;

3) связанные с использованием нового сырья;

4) вследствие появления новых рынков сбыта.

В РК введено понятие инновация – введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей.

Сегодня за ним стоят два понятия:

– новшество – новый продукт, услуга, технология, усовершенствование в произ­водственно-хозяйственной деятельности, на рынке, в общественной жизни;

нововведение – процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни обще­ства и осуществления связанных с этим изменений (в последнем состоит главный смысл инновации).

Индустриально-инновационной деятельностью является деятельность физических или юридических лиц, связанная с реализацией индустриально-инновационных проектов с учетом обеспечения экологической безопасности в целях повышения производительности труда и обеспечения стимулирования развития приоритетных секторов экономики либо продвижением отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутренний и (или) внешние рынки.

Под приоритетными секторами экономики понимаются сектора национальной экономики, способные оказать воздействие на динамику и качество экономического развития государства.

Индустриально-инновационным проектом является комплекс мероприятий, направленных на трансферт технологий, создание новых или усовершенствование действующих производств, технологий, товаров, работ и услуг, реализуемых в течение определенного срока времени.

Инновационная деятельность – процесс преобразования инновационной идеи в коммерчески выгодный результат для достижения поставленной цели.

Все будущие глобальные перемены, обеспечение экономического роста и повышение качества жизни населения связаны с индустриально-инновационной деятельностью – ведущим фактором развития человечества.

Поэтому возникла отдельная область науки инноватика, наука о нововведениях.Поскольку устоявшейся классификации нововведений пока не существует, приведем наиболее удачную классификацию инноваций, предложенную А.И. Пригожиным (таблица 10).

Существуют два типа инновации:

– продуктовая, предполагающая создание или совершенствование нового продукта. Продуктовая инновация делится на базовую и улучшающую инновацию;

– процессная, которая направлена на улучшение или создание технологии. Под технологией понимается процесс и (или) комплекс оборудования, работающего в едином производственном цикле, использование которого обеспечивает получение новых или усовершенствованных товаров, работ и услуг.

По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными. Последние связаны с предприятием или его отдельным подразделением и обычно не приводят к каким-то крупным прорывам, а лишь по­зволяют улучшить использование существующего потенциала.

По сфере применения инновации делятся на производственные, управленческие, рыночные и прочие

 

Таблица 10 – Классификация инноваций

 

Критерий Виды инноваций
Распространенность Единичные
Диффузные
Место в производственном цикле Сырьевые
Продуктивные
Обеспечивающие
Преемственность Открывающие
Отменяющие
Замещающие
Возвратные
Охват доли рынка Локальные
Системные
Потенциал и степень новизны Радикальные
Совершенствующие
Комбинированные
Сфера деятельности предприятия Технологические (производственные)
Экономические (рыночные)
Социальные (управленческие)

 

По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, эко­логическими, экономическими (например, освоение нового рынка сбыта, метода стимулирования и т. п.).

По разнообразию решаемых задач выделяют спектральные и узконаправленные инновации.

По характеру генерирования и внедрения различают быстрые и замедленные, на­растающие и затухающие, равномерные и скачкообразные инновации.

По степени новизны (новизна – совокупность свойств, характеризующих сте­пень изменения объекта) инновации можно разделить на:

– радикальные (стратегические), делающие прорыв в теории и практике (на­пример, микропроцессор);

– модифицирующие, улучшающие отдельные элементы существующих систем (обеспечивают адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде);

– условные (новое сочетание прежних элементов);

комбинированные.

По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть:

– открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, космический корабль);

– заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза);

– отменяющими (сварка вместо клепки);

– возвратными, обращающимися к исходным идеям (современные парусные суда, управляемые компьютерами);

– имитирующими, в том числе ретроспективно (образцы моды).

По целям выделяют следующие виды инноваций:

– для восстановления и сохранения функций и основных свойств существующей системы;

– для приспособления системы к количественным изменениям среды;

– для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с измене­нием всех или большинства первоначальных свойств при сохранении преж­него функционального принципа), что позволяет приспособить ее к качест­венным изменениям среды;

– для создания системы нового вида, функционирующей на основе прежних прин­ципов',

– для создания системы нового вида путем коренного изменения принципа ее функционирования.

По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, ус­пешные и неуспешные (нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии).

По направленности выделяют внутриорганизационные и межорганизационные инновации.

По характеру – эволюционные и революционные.

По комплексности инновации бывают точечными, простыми, системными.

Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться без специальных зна­ний, важную роль в деле их реализации играют ноу-хау (англ. know how – знать как). Выделяют следующие типы ноу-хау:

– технологические (результаты НИОКР, опыт производства, монтажа, испытаний и проч.);

– финансовые (условия получения и размещения денежных средств);

– коммерческие (способы продвижения товаров, организации рекламы);

– управленческие (методы руководства, варианты тестов и др.).

Ноу-хау снижают риск при использовании новшества, обеспечивают его более быструю отдачу и рост (до 30 %) стоимости фирмы. Поскольку в описании товара они специально опускаются, ибо в большинстве случаев не охраняются патентами, получение ноу-хау возможно на основе
допол­нительных соглашений.

Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные проблемы (досроч­ное моральное устаревание элементов производственной системы при сохранении их нормального физического состояния; необходимость осуществления нововве­дений в смежных областях, нарушающих общую стабильность в них и вызывающих экономические потери).

Инновациям препятствуют: недостаток средств, патентные ограничения; со­противление персонала, высокие налоги, отбирающие у организации необходимые финансовые средства; требования антимонопольного законодательства.

В то же время инновациям благоприятствуют: поддержка руководством нова­торства; постоянный обмен информацией; стимулирование научной деятельности; высокий творческий потенциал сотрудников; пригодность для осуществления ин­новаций существующих технологий и оборудования; хорошее знание и эффектив­ное использование рыночных возможностей.

Инновации способствуют развитию технической или хозяйственной системы, достижению ею оптимального состояния. В то же время, неожиданно появившееся новшество может и негативно повлиять и на этот процесс или нарушить нормаль­ный ход текущей работы. Потребность в инновациях возникает у фирмы под воздействием внешних (обо­стрение конкурентной борьбы, задачи завоевания новых рынков, появление новых знаний и проч.) и внутренних факторов (неблагоприятные условия труда, рост за­трат, несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть, и т. п.).

Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных действий – от исследований и разработок новой идеи до практическо­го внедрения, созданного на ее основе новшества (его коммерциализации). Поэто­му необходима целостная система управления инновациями. Инновационный процесс, связанный с созданием, освоением и коммерциализацией новой идеи представлен на рисунке 20.

 

 
 

 

 


Рисунок 20 – Последовательность инновационного процесса

Для того чтобы лучше понять суть этого процесса и его отличие от обычной теку­щей деятельности, можно воспользоваться таблицей 11.

 

Таблица 11 – Отличие инновационной от текущей производственно-хозяйственной деятельности

Параметры Инновационный процесс Текущая деятельность
Цель Удовлетворение новой потребности Удовлетворение сложившейся потребности
Риск Высокий Низкий
Тип процесса Дискретный Непрерывный
Управляемость как единого целого Низкая Высокая
Результат для системы Переход на новый уровень Сохранение на прежнем уровне
Отношение к текущим интересам участников Противоречит Соответствует

 

Инновационный процесс выполняет следующие основные функции:

1) познавательную (приращение общих знаний);

2) информационную (их распространение);

3) исследовательскую (целевое приобретение знаний в определенной области);

4) преобразовательную (улучшение существующих и создание принципиально новых объектов и процессов);

5) экономическую (сокращение затрат труда);

6) мотивационную (стимулирование творчества);

7) социально-потребительскую (обеспечение людей все более совершенными благами и услугами);

8) ресурсо- и природосберегающую (создание технологий, обеспечивающих охрану окружающей среды и экономию естественных ресурсов).

Любая инновация имеет свой жизненный цикл, который состоит из трех основ­ных элементов:

– периода от начала разработки до выхода новшества на рынок (стадия созда­ния), при этом само оно может устареть, а нововведение еще не начаться;

– периода от выхода на рынок до прекращения выпуска;

– периода устаревания (от снятия с производства до завершения эксплуатации у потребителей); здесь происходит исчерпание возможностей прежнего нов­шества и замещение его альтернативным.

Два последних периода вместе образуют стадию его использования, которая, в свою очередь, состоит из двух подстадий – производства, сбыта и послепродаж­ного (сервисного) обслуживания.

Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные исследо­вания, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме. Целью этого этапа являются оценка необходимости и возможности изменений, изучение возникших проблем, генерирование, отбор, определение возможности реализации перспективных идей.

Фундаментальные исследования, в свою очередь, делятся на теоретические и поисковые; первые формируют концептуальные подходы к проблеме; вторые – новые принципы создания изделий и технологий.

В рамках этапа происходят изучение информационных источников, разработка теоре­тических положений, их первичный анализ, отсев технически и экономически беспер­спективных идей (он продолжается и в дальнейшем), создание и выбор окончательно­го варианта концепции нового продукта с учетом потребностей рынка.

Следующим этапом являются прикладные исследования, направленные на опре­деление и уточнение способов применения результатов предыдущего этапа. Эти исследования могут быть теоретическими и экспериментальными (в том числе свя­занными с созданием моделей). Здесь происходят разработка лабораторных технологий, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования, производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки направлений
ис­следований, второй отсев неперспективных идей.

Конечным результатом этого этапа являются техническое задание, рекомендация, опытный образец. В процессе фундаментальных и прикладных исследований приобретаются новые науч­ные знания, необходимые для проведения опытно-конструкторских разработок. В то же время уже на этих этапах возможны тупиковые результаты и экономические потери.

Стадия опытно-конструкторских разработок, связанная с созданием новых об­разцов, пригодных для производственного и коммерческого использования, вклю­чает следующие этапы:

1. Подготовка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию (принципы работы, конструктивные особенности, габари­ты, вес, КПД, цену).

2. Техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности его создания, включая укрупненный расчет себестоимости и ожидаемой экономиче­ской эффективности.

3. Экономическое обоснование основных эксплуатационных характеристик, по­зволяющее решать вопрос о целесообразности дальнейшей работы над новшеством.

4. Изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, прин­ципиальные схемы.

5. Подготовка на его основе пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием и расчет эксплуатационных издержек.

6. Создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объ­екта и документации, необходимой для его изготовления, монтажа и эксплуатации.

7. Изготовление, испытание и доводка опытного образца.

Опытно-конструкторские разработки, завершающие научный цикл инноваци­онной деятельности, представляют собой первичную материализацию инноваций. Они менее капиталоемки, рискованны и более перспективны, чем НИР, однако и здесь в среднем лишь 8 % результатов воплощается в действительно кон­курентоспособные изделия.

На завершающей стадии инновационного процесса происходят освоение про­изводства нового изделия и его распространение среди потребителей. Ему предшествует оценка его рыночных перспектив, соответствия стандартам, па­тентной защите, еще один отсев неперспективных вариантов. Затем осуществляется проектирование технологических и организационных процессов, подготовка производственных мощностей, сбытовой сети и, наконец, освоение, массовый выпуск и сбыт новшества.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее коммерческой реализации. Основу этого процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый (усовершенствованный) продукт.

Помимо научных исследований и разработок, проектирования, подготовки и органи­зации производства нового продукта, его освоения выделяют следующие конкрет­ные направления инновационной деятельности: маркетинг и реклама; приобретение патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; оказание научно-технических услуг (обеспечение информацией, консультирование, сертификация, контроль качества); техническое, экономическое образование и повышение квалификации кадров. Такая деятельность осуществляется в научных организациях и учебных заведе­ниях. Она формирует инновационный потенциал общества, т. е. готовность и спо­собность осуществлять, воспринимать, воспроизводить нововведения.

Непосредственным результатом инновационной деятельности на этапах иссле­дований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объек­том интеллектуальной собственности и товаром.

Инновационный процесс может быть организован тремя способами.

1. Последовательно, когда по завершении каждого этапа работ принимается решение об их продолжении или приостановке. Это снижает финансовый риск и упрощает контроль, но не позволяет полностью использовать потенциал органи­зации, резко повышает затраты.

2 Параллельно, когда начало одного этапа не связано с завершением предыду­щего. Это сокращает время, но увеличивает риск, так как окончательное решение принимается, когда работы на следующем этапе уже в разгаре.

3. Интегративно, т. е. на основе совместной работы группы специалистов раз­личного профиля, что позволяет концентрировать и решать все вопросы во взаимо­связи.

Инновационный процесс характеризуется значительной неопределенностью результата, отсутствием однозначной связи его с затратами времени и средств. Иными словами, здесь присутствует риск, который включает техническую (отри­цательные результаты НИР, недостижение или опережение запланированных па­раметров новшеств в ходе их разработки и проч.) и социально-экономическую (экономические потери, ущерб здоровью людей) составляющие.

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

1. Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам. Для наступательной стратегии характерны высокие затраты на нововведения.

2. Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение затраты – результат в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР. При оборонительной стратегии затраты на нововведения ниже, чем у лидера.

3. Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Для имитационной стратегии характерны низкие затраты на нововведения. Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

Стратегия фирм виолентов. Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентным. Фирму, ведущую себя таким образом, называют виолентом. Эти фирмы обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Их постоянная проблема – загрузка мощностей.

Продукция виолентов обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Многие виоленты представляют собой транснациональные компании, создают олигополистический рынок. Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т.д. Четко их типы можно выделить лишь по этапам эволюционного развития виолентов в зависимости от динамики развития:

1. «Гордый лев» – тип виолентов, для которых характерен самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы: «лидеров», «вице-лидеров» и остальных;

2. «Могучий слон» – тип с менее динамичным развитием, расширенной диверсификацией компенсации за потерю позиции лидера в отрасли;

3. «Неповоротливый бегемот» – тип виолентов, утративших динамику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией и распыливших силы.

Виоленты приобретают черты «гордых львов» – фирм с четким производственным профилем и малой диверсифицированностью (не проникает в смежные отрасли и подотрасли). Однако в выпуске «своего» массового товара «львы» относятся к технологическим лидерам. Особенности их позиций на рынке: технические или организационные преимущества в важном и перспективном сегменте рынка. Например, Philips главенствовал в производстве ламп, Toyota – компактных автомобилей.
Сила «львов» – концентрация на узком, но массовом и перспективном круге товаров; большие расходы на НИОКР и создание мощнейших научно-исследовательских структур, которые как ядро организации не исчезают ни при каких обстоятельствах.

«Гордый лев» запускает крайне выгодный для него механизм самоускоряющегося роста. Он начинается с массированного вторжения на рынок с новым качественным продуктом по доступным ценам. Так произошло, например, с программой Windows корпорации Microsoft, являющейся самой распространенной операционной системой для персональных компьютеров (ПК). Вскоре появились первые миллионы пользователей. Далее для уже известной операционной системы стало выгодно писать конкретные приложения, чем сразу же занялись тысячи программистских фирм. Это стало для потребителей дополнительным аргументом в пользу приобретения программы Windows, через которую они получили доступ к массе совместимых с ней других программ.

Потенциал роста того сегмента рынка, в котором динамично развивался «лев», рано или поздно иссякает. Активная эволюция виолента заканчивается, и он переходит в позицию «могучего слона», когда фирма-виолент утрачивает динамизм, но взамен обретает повышенную стабильность. В этом состоянии она может существовать ряд десятилетий. Устойчивость обеспечивается в основном тремя факторами: большими размерами; диверсификацией; наличием широкой международной сети филиалов.

«Могучему слону» в условиях стабильного существования свойственна эффективная тактика «ловкого второго». Быть все время первым в выпуске новинок при жесткой конкуренции невозможно. Риск первопроходца велик, а крупное производство рисковать не может.

Часто «слоны» избегают роли первого при появлении нового товара на рынке, но они рядом, на вторых ролях.

Ведущие корпорации начинают действовать лишь тогда, когда успех новинки заметен. Они оттесняют компанию-новатора и выходят на первый план. Суть тактики «ловкого второго» в том, что фирме не обязательно быть первой, чтобы получить от нововведения наибольшую выгоду. Открытие, изобретение имеют в основном научно-техническое значение. Коммерчески выгодным оно становится лишь при массовом тиражировании и применении в разных областях, то есть при глубокой диффузии. Как раз здесь проявляются преимущества «виолента-слона». Благодаря широко диверсифицированному и массовому производству именно «слон» извлекает наибольшую пользу из применения новинки в самых различных областях. Для реализации указанного подхода «виолент-слон» создает у себя специальные структурные звенья стратегической разведки, следящей за продвижением и коммерциализацией чужих изобретений, что обеспечивает быстрое создание аналогов, по возможности превосходящих оригинал. Общая цель метода следования за лидером - снижение риска инновационной деятельности и уменьшение издержек на НИОКР за счет замены свободного поиска подражанием проверенным образцам.

Ситуация «льва» – быстро развивается весь бизнес. Ситуация «слона» – удачно развиваются лишь некоторые направления деятельности, а другие отстают. Со временем динамизм «слона» падает. Падает его созидательная способность.

«Могучий слон» превращается в «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, корпорация постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и становится убыточной. Причины:
стратегические ошибки, связанные со слишком широкой диверсификацией и соответствующим распылением сил; общий упадок отрасли, омертвление капитала, отсутствие перспективы производства.

Стратегия фирм патиентов. Фирмы-патиенты («хитрые лисы») могут быть разных размеров: малые, средние и даже изредка крупные. Патиентная стратегия – это стратегия дифференциации продукции и занятия своей ниши, узкого сегмента рынка. В патиентной (нишевой) стратегии четко прослеживаются две составляющие подстратегии: ставка на дифференциацию продукта; необходимость сосредоточить максимум усилий на узком сегменте рынка.

Дифференциация продукции – шаг навстречу тому потребителю, которому не нужна массовая стандартная продукция. Она позволяет также патиенту открыть свое дело по производству дифференцированной продукции. При этом патиент использует различия в качестве товара, сервисе и рекламе. При специализированном производстве запас конкурентоспособности товара возникает в основном благодаря высокой потребительской ценности товара. Патиенту приходится точно определять и обеспечивать ее.

Эволюционный путь развития специализированных фирм. Прежде всего, необходимо найти или создать собственную нишу. Это трудная задача, так как не каждый узкий сегмент рынка для этого подходит. Пути: участие в модификации серийной продукции; исполнение специфических заказов и другие. Ниша должна отличаться устойчивой обособленностью. В роли стабилизатора достигнутой дифференциации товара могут выступать: уникальный технологический опыт; особая сбытовая сеть; исторический престиж марки.

Фирма накапливает опыт и концентрирует ресурсы в избранной узкой области, все более обосабливая нишу и отсекая конкурентов. Оборот быстро растет. Растет популярность товара. О появившемся новом товаре с особыми достоинствами узнает все более широкий круг потенциальных потребителей. Фирма становится высокодоходной, оставаясь небольшой по размерам.
На этапе наступившей зрелости патиента есть свои проблемы. Ценность патентов, технологии, специализированной сбытовой сети существует до тех пор, пока есть особая рыночная потребность. Патиент много вложил в узкую нишу, обладает преимуществами только пока ниша существует. Он стал ее заложником. Изменение производственного профиля почти невозможно. Научно-производственная гибкость потеряна. Например, кварцевые часы погубили множество производителей механических часов; компьютер в сочетании с принтером многократно сократил спрос на пишущие машинки; в производстве приборов главным узлом стала электронная, а не механическая часть, и производство ушло с механических заводов, даже имеющих сверхвысокоточное оборудование, к электронным фирмам. Везде причина одна – обесценились прежние конструкторско-технологические знания.
Большинство специализированных компаний рыночный успех превращает в объект поглощения. Типичная для патиентов численность занятых, от 200 до 500 является критическим размером уязвимости фирмы по отношению к захватам со стороны виолентов. Для последних такой захват может быть единственным путем получения доступа к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети, в то время как попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый патиентом, для крупной фирмы может привести к непоправимым потерям.

Крупная фирма, поглощая патиента, приобретает организацию, оптимально приспособленную к удовлетворению запросов определенного круга потребителей. Ее нельзя кардинально реструктурировать – потеряется способность к самообучению, накоплению опыта. Бывший независимый патиент управляется как дочернее общество с высокой степенью автономности и как бы продолжает свое самостоятельное существование. Например, английский производитель дорогих спортивных автомобилей «Jaguar» был поглощен концерном British Layland, потом вновь приобрел независимость, затем вошел в состав Ford, однако традиции знаменитой марки сохранил.

Развитие патиентов, избежавших поглощения, может происходить по двум направлениям:

– стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей. Этот путь типичен для большинства патиентов, когда их размеры достигают границ рыночной ниши. Их деятельность определяется стратегией узкой специализации. Качественно фирма не меняется, но переходит в стационарное состояние. Если объем занимаемого ею сегмента рынка стагнирует, то она прекращает свой рост. Если ниша растет, то и патиент может немного увеличиваться в размерах;

– смена стратегии и превращение в крупного виолента.

Стратегия фирм эксплерентов. Эксплеренты – (пионерские фирмы) – занимаются продвижением новшеств на рынок, с целью уменьшения риска или создания типовых схем продвижения на определенных срок. Когда новинка создается, заключается договор с фирмой продуцентом на ее продвижение. Фирма-эксплерент в своем развитии сначала создается или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идеей, не отличается от множества других мелких и средних фирм. Однако она ведет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Все средства, по большей части привлеченные, тратятся на ОКР. На рынок первоначально ничего не поставляется. Заметим, что инновационный бизнес – это не занятие чистой наукой или изобретательством, хотя все это важно. Деятельность фирмы подчинена главной задаче – подготовке конкурентоспособного нового товара.

На первом этапе фирмы-пионеры, берущиеся за трудное и рискованное дело внедрения или коммерциализации открытия и изобретения, бедны и слабы, нуждаются в поддержке. В последние десятилетия, когда появились технологические центры и парки, венчурный капитал, ситуация изменилась к лучшему. Поддержка фирм-эксплерентов приняла организованный характер. Неизбежный при финансировании эксплерентов инновационный риск снижается с помощью различных способов.

Для большинства эксплерентов поиск нового товара оканчивается неудачей. Те же, кто удачно воплотил идею, вступают во второй этап развития – период бурного подъема.

С чем связан стремительный рост эксплерентов на этапе вывода нового товара на рынок? Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми, проблемы потребителей или открывают перед ними новые возможности. При этом потребительская ценность нового товара оказывается очень велика, так как формируется путем сравнения с суммой затрат на старые товары, которые пришлось бы понести, чтобы достичь того же результата, какой обеспечивает новый товар. Это общее свойство так называемых прорывных инноваций. Поэтому относительно высокая цена нового товара обычно много ниже потребительской ценности. Новинка обретает очень высокую конкурентоспособность.

У компаний-первооткрывателей после очевидного рыночного успеха становится все больше последователей. Рынок нового товара растет. На новые возможности, наконец, обращают внимание ведущие корпорации. Значит, наступил этап массового производства. Естественно, фирму-первооткрывателя вытесняют с рынка закаленные в конкурентной борьбе «виоленты-слоны».

Прямую конкуренцию гигантов выдерживают лишь очень немногие эксплеренты. Истощение ресурсов еще долгое время сказывается на состоянии фирмы и делает его неустойчивым. Уступив же лидерство, эксплеренты превращаются во второстепенных производителей массовой продукции и занимают на рынке позицию вице-лидера, также опасную.
Фирма-эксплерент не относится к потере самостоятельности как к трагедии. Отцы-основатели фирмы при «дружественном» захвате обычно остаются руководителями подразделений, а за свои акции получают щедрую компенсацию. Главный же выигрыш состоит в появлении доступа к ресурсам крупной фирмы, без которых надежный успех часто невозможен.
В настоящее время в отличие от того, что было сто лет назад, немногие компании-эксплеренты проходят все испытания конкурентной борьбы и становятся крупными специализированными фирмами, или новыми лидерами. При все более узком круге радикально обновляющихся отраслей шансов выжить у эксплерентов немного. Чтобы успешно действовать на рынке после того, как новый товар стал массовым, эксплерент должен переродиться, т.е. сменить стратегию. Он должен либо сформировать четкую специализацию (патиентная стратегия), либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть (виолентная стратегия).

Стратегия фирм коммутантов. Коммутанты – действуют на этапе снижения объемов выпуска и осуществляют изменения с учетом требований рынка. Коммутанты, как правило, развиваются в сфере обслуживания. Этих компаний большинство, и роль их в инновационном процессе двояка. Не беря на себя риски по продвижению инноваций, они предпочитают использовать хорошо зарекомендовавшие себя технологии или выпускают подражания ранее успешным инновационным продуктам других компаний. Реалии подсказывают немало примеров – например, небольшие компании, специализирующиеся на индивидуальном строительстве, ремонте жилья или офисов. Преимущества компаний-коммутантов проявляются до тех пор, пока они остаются небольшими. Если происходит рост штата и производственных мощностей, это ведет к потере их гибкости и устойчивости, росту издержек и потере управляемости. Тут требуется смена стратегии – чтобы выжить, компания либо должна обращаться к новациям в сфере снижения издержек, либо разрабатывать собственные уникальные продукты.

Жизненный цикл фирм предусматривает прохождение некоторой последовательности смены стратегий. Практически на любом этапе возможна гибель небольших предприятий.

В целях стимулирования развития приоритетных секторов экономики и государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности в Республике Казахстан формируется индустриально-инновационная система, которая состоит из субъектов, участвующих в государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности, инфраструктуры и инструментов.

К субъектам индустриально-инновационной системы, участвующим в государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности, относятся национальный управляющий холдинг, созданный в рамках мер по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развития национальной экономики, национальные институты развития, в том числе региональные, а также иные юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо либо косвенно принадлежат государству, уполномоченные на реализацию мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.

Национальный институт развития в области поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности:

1) осуществляет инвестиции в уставные капиталы субъектов индустриально-инновационной деятельности, а также путем учреждения (образования) иных юридических лиц для создания новых индустриально-инновационных проектов, индустриально-инновационных проектов, направленных на модернизацию (техническое перевооружение) и расширение действующих производств;

2) приобретает права (требования) по кредитам (займам) у национальных институтов развития, банков второго уровня и иных юридических лиц, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо либо косвенно принадлежат национальным управляющим холдингам, реализующим и (или) участвующим в индустриально-инновационных проектах;

3) вырабатывает и реализовывает комплекс мероприятий по финансово-экономическому оздоровлению субъектов индустриально-инновационной деятельности, а также по поддержке и восстановлению экономической активности и инвестиционной привлекательности приоритетных секторов экономики:

– реструктуризация задолженности;

– инвестиции в уставные капиталы;

– поиск и привлечение стратегических и институциональных инвесторов;

– иные виды поддержки, способствующие финансово-экономическому оздоровлению субъектов индустриально-инновационной деятельности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Национальный институт развития в области развития индустрии:

1) оказывает информационно-аналитические и консультационные услуги в области развития приоритетных секторов экономики, включая индустриально-инновационное развитие регионов;

2) оказывает услуги уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по разработке и актуализации единой карты приоритетных товаров и услуг;

3) оказывает услуги уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по сопровождению карты индустриализации;

4) оказывает услуги по предоставлению мер государственной поддержки, направленных на повышение производительности труда субъектов индустриально-инновационной деятельности;

5) оказывает услуги по предоставлению мер государственной поддержки в развитии территориальных кластеров;

6) оказывает услуги по сопровождению процессов развития территориальных кластеров;

7) оказывает услуги по аналитическому и экспертному обеспечению деятельности консультативно-совещательного органа в области промышленного развития при Правительстве Республики Казахстан;

8) оказывает услуги по управлению государственными программами в сфере индустриально-инновационной деятельности, предусматривающие проведение анализа статистической информации и данных по реализации государственных и отраслевых программ в сфере индустриально-инновационной деятельности, полученных от государственных органов и юридических лиц, а также выработке предложений и экспертных заключений.

Национальный институт развития в области технологического развития:

1) принимает участие в процессе технологического прогнозирования;

2) оказывает информационно-аналитические и консультационные услуги в области развития инноваций;

3) осуществляет инвестиции в индустриально-инновационные проекты путем участия в уставных капиталах субъектов индустриально-инновационной деятельности, создания юридических лиц с иностранным участием, создания или участия в инвестиционных фондах и иными способами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан;

4) участвует в создании, управлении и координации центров коммерциализации технологий, технопарков, конструкторских бюро, международных центров трансферта технологий;

5) сотрудничает с международными организациями с целью привлечения информационных, образовательных и финансовых ресурсов для стимулирования технологического развития приоритетных секторов экономики;

6) обеспечивает доступ к информации о реализуемых индустриально-инновационных проектах, внедренных технологиях, результатах проведенных аналитических исследований по технологическому прогнозированию;

7) принимает участие в реализации механизмов государственной поддержки по технологическому бизнес-инкубированию, коммерциализации технологий и трансферту технологий, усилению кадрового, управленческого и производственного потенциала субъектов индустриально-инновационной деятельности;

8) выдает экспертные заключения и (или) рекомендации уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;

9) оказывает услуги уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по предоставлению инновационных грантов;

10) осуществляет сбор информации и анализ эффективности индустриально-инновационной системы в области технологического развития;

11) оказывает содействие развитию инвестиционных фондов рискового инвестирования.

Национальный институт развития в области развития местного содержания:

1) формирует и ведет базу данных товаров, работ, услуг и их поставщиков;

2) оказывает информационно-аналитические и консультационные услуги в области развития местного содержания;

3) оказывает услуги уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по анализу эффективности реализации мер государственной поддержки отечественных поставщиков товаров, работ и услуг на внутреннем рынке;

4) оказывает услуги уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по возмещению части затрат по продвижению товаров, работ и услуг субъектов индустриально-инновационной деятельности на внутреннем рынке;

5) осуществляет экспертизу по местному содержанию.

Под экспертизой по местному содержанию понимается оценка местного содержания в индустриально-инновационном проекте субъекта индустриально-инновационной деятельности, претендующего на включение в карту индустриализации.

Под местным содержанием понимается процентное содержание стоимости оплаты труда граждан Республики Казахстан, задействованных в индустриально-инновационном проекте субъекта индустриально-инновационной деятельности, от общего фонда оплаты труда по данному проекту и (или) стоимости долей местного происхождения, установленных в товарах, работах и услугах от общей стоимости товаров, работ и услуг, используемых при реализации индустриально-инновационного проекта субъекта индустриально-инновационной деятельности.

Национальный институт развития в области привлечения инвестиций:

1) проводит аналитические исследования по улучшению инвестиционной привлекательности Республики Казахстан;

2) обеспечивает информационное сопровождение деятельности иностранных инвесторов, в том числе организовывает встречи инвесторов с государственными органами, субъектами индустриально-инновационной деятельности, а также объединениями субъектов частного предпринимательства, проводит бизнес-форумы, конференции и семинары по инвестиционной тематике, формирует и ведет базу данных иностранных инвесторов;

3) продвигает благоприятный инвестиционный имидж Республики Казахстан, в том числе предоставляет информацию об инвестиционных возможностях;

4) проводит мониторинг реализации официальных договоренностей, достигнутых по итогам переговоров с иностранными инвесторами;

5) проводит мониторинг индустриально-инновационных проектов, реализуемых с участием иностранных инвесторов.

Национальный институт развития в области развития и продвижения экспорта:

1) проводит анализ внешних рынков;

2) оказывает содействие по продвижению отечественных обработанных товаров, услуг на внешние рынки;

3) оказывает отечественным экспортерам информационные и консультационные услуги по вопросам повышения их конкурентоспособности на внешних рынках, поиска потенциальных экспортных рынков и продвижения их товаров, услуг на внешние рынки;

4) проводит мероприятия по продвижению экспорта отечественных обработанных товаров, услуг;

5) осуществляет взаимодействие с отечественными, иностранными и международными организациями по вопросам продвижения экспорта отечественных обработанных товаров и услуг;

6) оказывает услуги уполномоченному органу в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по возмещению части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров;

7) создает зарубежные представительства в целях продвижения экспорта отечественных обработанных товаров и услуг.

Национальный управляющий холдинг, созданный в рамках мер по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развития национальной экономики:

1) участвует в реализации государственных программ в сфере государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности;

2) оказывает методическую и консультационную помощь субъектам индустриально-инновационной системы, осуществляющим государственную поддержку индустриально-инновационной деятельности;

3) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

В настоящий момент индустриально - инновационную инфраструктуру Казахстана составляют существующие субъекты, созданные при участии средств государственного бюджета (республиканский, местные бюджеты, средства организаций с государственным участием), а также созданные государством сервисные институты развития.

Перечень основных функций, выполняемых субъектами инновационной инфраструктуры:

- услуги по содействию процессу организационно-правового формирования субъекта инновационного развития;

- комплекс бизнес-услуг (комплексный консалтинг);

- информационно-коммуникационное обеспечение;

- обеспечение доступа к оборудованию общего пользования - лабораторному, производственному;

- комплекс образовательных услуг;

- трансферт технологий;

- представительские услуги (налаживание партнерских связей).

Элементами индустриально-инновационной инфраструктуры РК являются:

1) специальные экономические зоны, в том числе автономный кластерный фонд;

2) индустриальные зоны;

3) технопарки;

4) акционерные инвестиционные фонды рискового инвестирования;

5) центры коммерциализации технологий;

6) конструкторские бюро;

7) международные центры трансферта технологий;

8) инновационные кластеры.

Специальная экономическая зона представляет собой часть территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим специальной экономической зоны для осуществления приоритетных видов деятельности.

Индустриальной зоной является земля несельскохозяйственного назначения, обеспеченная коммуникациями, предоставляемая государством субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов промышленности. Индустриальные зоны создаются в целях обеспечения экономических и организационных условий для развития предпринимательства. Задачами индустриальных зон являются:

1) содействие ускоренному развитию предпринимательства в сфере промышленности;

2) оптимизация затрат на создание и развитие инфраструктуры новых производств;

3) повышение эффективности производства;

4) обеспечение занятости населения.

Технологическим парком (далее - технопарк) является юридическое лицо, созданное национальным институтом развития в области технологического развития или автономной организацией образования, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях территорией с единым материально-техническим комплексом, где создаются благоприятные условия для реализации индустриально-инновационной деятельности.

Основным видом деятельности технопарков является технологическое бизнес-инкубирование, представляющее собой оказание субъектам индустриально-инновационной деятельности на начальном этапе их функционирования услуг по предоставлению помещений, оборудования, ведению бухгалтерского учета, юридическому, информационному и консультационному сопровождению, привлечению инвестиций, управлению проектами, а также иных услуг, необходимых для реализации индустриально-инновационных проектов

Акционерным инвестиционным фондом является акционерное общество, исключительным видом деятельности которого являются аккумулирование и инвестирование денег, внесенных акционерами данного общества в оплату его акций, а также активов, полученных в результате такого инвестирования.

Центром коммерциализации технологий являются юридическое лицо, структурное или обособленное подразделение научной организации, высшего учебного заведения или автономной организации образования, осуществляющие деятельность, связанную с практическим применением результатов научной и (или) научно-технической деятельности с целью вывода на рынок новых или усовершенствованных товаров, процессов и услуг, направленную на получение положительного экономического эффекта (коммерциализация технологий).

Основными направлениями деятельности центров коммерциализации технологий являются оказание комплекса услуг по коммерциализации технологий, включая, но не ограничиваясь: поиск и оценку технологий для коммерциализации, маркетинговые исследования, оказание консультационных услуг в области защиты интеллектуальной собственности, разработка стратегии коммерциализации технологий, организация взаимодействия субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и субъектов частного предпринимательства в целях заключения ими договоров в области коммерциализации технологий.

Методологическую, консультационную и иную поддержку центров коммерциализации технологий осуществляет национальный институт развития в области технологического развития.

Конструкторским бюро является юридическое лицо, владеющее материально-техническим комплексом, созданное для содействия субъектам индустриально-инновационной деятельности в организации производства новых или усовершенствованных товаров. Основной задачей конструкторских бюро является оказание содействия субъектам индустриально-инновационной деятельности в создании новых или усовершенствованных товаров, в том числе путем трансферта технологий, приобретения, адаптации, разработки конструкторско-технологической документации, ее последующей передачи на возмездной основе субъектам индустриально-инновационной деятельности и оказания услуг, необходимых для организации производства товаров на ее основе.

Международные центры трансферта технологий создаются национальным институтом развития в области технологического развития с целью оказания содействия в реализации проектов, реализуемых субъектами индустриально-инновационной деятельности совместно с зарубежными партнерами. Под трансфертом технологии понимается процесс внедрения новых или усовершенствованных технологий субъектами индустриально-инновационной деятельности, права собственности, владения и (или) пользования которыми получены способами, не запрещенными законами Республики Казахстан.

Инновационным кластером является объединение научных организаций, организаций образования, акционерных инвестиционных фондов рискового инвестирования, а также физических и (или) юридических лиц, определенных в соответствии с законодательством Республики Казахстан, призванное стимулировать индустриально-инновационную деятельность путем взаимодействия и совместного использования имеющихся возможностей, обмена знаниями и опытом, эффективной передачи технологий, налаживания устойчивых партнерских связей и распространения информации.

К инструментам планирования индустриально-инновационной системы относятся технологическое прогнозирование и единая карта приоритетных товаров и услуг.

Под технологическим прогнозированием понимается комплекс аналитических исследований, направленных на выявление технологий, освоение которых является необходимым условием для устойчивого индустриально-инновационного развития государства.

Технологическое прогнозирование проводится уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности на постоянной основе с подведением итогов не реже одного раза в пять лет. Технологическое прогнозирование осуществляется в соответствии с методикой проведения технологического прогнозирования, разрабатываемой и утверждаемой уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.

Процесс технологического прогнозирования обеспечивается национальным институтом развития в области технологического развития путем привлечения иностранных и отечественных экспертов, проведения опросов и аналитических исследований, обобщения полученных данных и формирования рекомендаций для подведения итогов технологического прогнозирования. Итоги технологического прогнозирования учитываются при определении приоритетных направлений предоставления инновационных грантов, в том числе при реализации целевых технологических программ.

Под целевой технологической программой понимается комплекс мер по решению технологических задач предприятий (отрасли), основанных на взаимодействии государства, субъектов предпринимательства и науки.

Единая карта приоритетных товаров и услуг представляет собой перечень товарных групп, товаров и услуг, имеющих стратегические конкурентные преимущества для производства в Республике Казахстан, определенных в разрезе каждого приоритетного сектора экономики и являющихся приоритетами для государственной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности.

Карта индустриализации является инструментом мониторинга (реализации) индустриально-инновационной системы на уровне республики и представляет собой совокупность индустриально-инновационных проектов, реализуемых субъектами индустриально-инновационной деятельности в приоритетных секторах в рамках государственных программ в сфере индустриально-инновационной деятельности, формирующих новые индустрии, развивающих кластеры, которым предоставляются меры государственной поддержки.

Карта поддержки предпринимательства региона является инструментом мониторинга (реализации) индустриально-инновационной системы на уровне региона и представляет собой совокупность индустриально-инновационных проектов, реализуемых субъектами индустриально-инновационной деятельности в приоритетных секторах обрабатывающей промышленности в рамках государственных программ в сфере индустриально-инновационной деятельности, которым предоставляются меры государственной поддержки.

Инструментами стимулирования инновационной активности и популяризации инновационной деятельности являются информационно-пропагандистская поддержка инноваций и распространение знаний, в том числе по коммерциализации технологий.

Информационно-пропагандистская поддержка инноваций осуществляется национальным институтом развития в области технологического развития и предусматривает организацию мероприятий по стимулированию инновационной активности, информационную поддержку и популяризацию инновационной деятельности.

Содействие (поддержка) коммерциализации технологий осуществляется путем:

1) организации и (или) проведения мероприятий, направленных на формирование и развитие компетенций в сфере технологического предпринимательства;

2) формирования и развития системы поиска технологий, их идентификации и оказания содействия в их продвижении на рынок;

3) развития института проектных менеджеров;

4) иными способами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.

Содействие субъектам индустриально-инновационной деятельности в коммерциализации технологий оказывается национальным институтом развития в области технологического развития.

Инструментом анализа индустриально-инновационной системы является оценка эффективности реализации мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, осуществляемой государственными органами, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, а также субъектами индустриально-инновационной системы, осуществляющими поддержку индустриально-инновационной деятельности.

Методика оценки эффективности реализации мер государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, осуществляемых государственными органами, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, а также субъектами индустриально-инновационной системы, осуществляющими поддержку индустриально-инновационной деятельности, утверждается центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

Виды и уровень государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности регулируются законодательством Республики Казахстан.

Целью государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности является повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе стимулирования развития приоритетных секторов экономики, определяемых Президентом Республики Казахстан.

Задачами государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности являются:

1) создание благоприятных условий для развития приоритетных секторов экономики;

2) обеспечение условий для развития новых конкурентоспособных производств;

3) создание благоприятных условий для модернизации (технического перевооружения), финансово-экономического оздоровления, улучшения и (или) восстановления инвестиционной привлекательности производственных объектов с целью повышения производительности труда, удлинения производственной цепочки и расширения рынка, а также создания и восстановления производственных мощностей с сохранением рабочих мест, запуска реанимируемых производств;

4) поддержка эффективного внедрения инноваций и развития высокотехнологичных производств;

5) повышение инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала субъектов индустриально-инновационной деятельности;

6) оказание содействия субъектам индустриально-инновационной деятельности в коммерциализации технологий;

7) оказание содействия субъектам индустриально-инновационной деятельности в развитии экспортного потенциала;

8) развитие научно-исследовательской базы в приоритетных секторах экономики и интеграция ее с производственным процессом;

9) оказание содействия субъектам индустриально-инновационной деятельности в международном сотрудничестве в сфере индустриально-инновационной деятельности, в том числе сотрудничестве в области подготовки высококвалифицированных кадров для индустриально-инновационной деятельности;

10) оказание содействия субъектам индустриально-инновационной деятельности в повышении производительности труда и развитии территориальных кластеров.

Государственная поддержка индустриально-инновационной деятельности Республики Казахстан основывается на:

1) обеспечении субъектам индустриально-инновационной деятельности равного доступа к получению государственной поддержки;

2) гласности, адресности и транспарентности предоставляемых мер государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности;

3) обеспечении сбалансированности интересов государства и субъектов индустриально-инновационной деятельности;

4) оптимизации мер государственной поддержки в целях успешной реализации индустриально-инновационных проектов субъектов индустриально-инновационной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей;

5) комплексности и системности, обеспечивающих постоянное взаимодействие государства и субъектов индустриально-инновационной деятельности.

К мерам государственной поддержки субъектов индустриально-инновационной деятельности относятся:

1) финансирование, включая софинансирование проектов, лизинговое финансирование;

2) предоставление гарантийных обязательств и поручительств по займам;

3) кредитование через финансовые институты;

4) субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами, и купонного вознаграждения по облигациям;

5) осуществление инвестиций в уставные капиталы;

6) гарантированный заказ;

7) предоставление инновационных грантов;

8) обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами;

9) обеспечение инженерно-коммуникационной инфраструктурой;

10) предоставление земельных участков и прав недропользования;

11) поддержка на внутреннем рынке;

12) привлечение иностранных инвестиций;

13) развитие и продвижение экспорта отечественных обработанных товаров, услуг;

14) поддержка повышения производительности труда и развития территориальных кластеров;

15) реструктуризация задолженности в рамках финансово-экономического оздоровления.

В области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, следует руководствоваться одним из следующих критериев:

1) инновационность – направленность на повышение экономической эффективности деятельности путем создания новых или усовершенствованных производств, технологий, товаров, работ и услуг с учетом обеспечения экологической безопасности;

2) конкурентоспособность – преимущество в сравнении с аналогичными индустриально-инновационными проектами, проявляющееся в уровне достигаемой экономической и социальной эффективности, определяемом как отношение достигаемого эффекта к затратам на его получение;

3) масштабность – значимость реализации индустриально-инновационного проекта для индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.

Финансирование, включая софинансирование, проектов, лизинговое финансирование субъектов индустриально-инновационной деятельности на средне - и долгосрочный периоды осуществляются Банком Развития Казахстана, а также другими национальными институтами развития, определяемыми Правительством Республики Казахстан. Условия и механизмы финансирования, включая софинансирование, проектов, лизингового финансирования определяются Правительством Республики Казахстан.

Финансирование, включая софинансирование, осуществляется для создания но


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: