Тема №1. Типология как лингвистическая дисциплина

1. Три понимания термина «типология».

2. Объект типологии.

3.Эмпирическая база типологии.

4. Цель и задачи типологии.

5. История возникновения и развития типологии как науки.

 

Наука, изучающая сходство и различие в структурных особенностях родственных и неродственных языков в их взаимосвязи, называется типологией.

Объект изучения типологии – все языки мира.

Поскольку объект изучения типологии - все языки мира, как родственные, так и неродственные, то основной целью типологии является «выявление универсальных (действительных для любого языка) соотношений и черт, или языковых универсалий».

Лингвистическая типология опирается на системно-структурные и функциональные свойства языков.

Развитие теоретической мысли языковедов разных стран в XX веке привели к появлению нескольких направлений в современной типологии: характерологического направления (Э.Сепир, Э.Леви), ступенчатой типологии (Э.Сепир), квантитативной типологии (В.Скаличка, Дж.Гринберг), контенсивной типологии (Т.Милевский), типологии отдельных языковых систем: фонологической типологии (Н.С.Трубецкой,Т.Милевский), семантической типологии (У.Вейнрейх, Б.Городецкий), словообразовательной типологии (В.Матезиус), морфологической типологии (Дж. Гринберг, Б.Успенский, Б.Потье), синтаксической типологии (т.Милевский), типологии универсалий (р.Якобсон, Дж.Гринберг), типология грамматических типологий (С.Д. Кацнельсон).

В результате проводимых типологами исследований в русской типологии наметились три направления: структурно-типологическое (И.Мещанинов, В.Ярцева, Б.Успенский), историко-типологическое (М.Гухман), сравнительно-типологическое (В.Аракин).

Вопросами изучения языков стали заниматься сравнительно недавно, и до сих пор понятия «типология» и «типологическое изучение языков» не получили однозначного определения. Наиболее интенсивно типология развивалась в течение 19 века и первоначально носила систематический характер, в основе которого лежало установление системы лингвистических типов и распределение всех языков мира соответственно этим типам. Под типом отдельного языка понималась совокупность признаков, общих для некоторых признаков, например наличие или отсутствие формы в языке. Такой классификационный подход проявлялся в ранних морфологических классификациях. Исходя из наличия или отсуствия изменения в корне, Ф. Шлегель в 1809г. в книге «О языке мудрости индейцев» пытался разделить все языки мира на два типа – флективные, которым свойственны «богатство, прочность и долговечность», и аффиксирующие, характеризующиеся бедностью, скудностью и искусственностью. Под эту схему, основанную на ограниченном количестве признаков, нельзя было подвести все языки. Поэтому в 1818 г. А.. Шлегель в работе «Заметки о провансальском языке в литературе» переработал морфологическую классификацию, предложив три типа языков: 1) флективный, 2) аффиксирующий, 3) аморфный, причем во флективных языках он показал две возможности грамматического строя: синтетическую и аналитическую. Недостатки этой классификации заключались в том, что нет языков аморфных, т.е. не имеющих формы, но форма в языках проявляется по-разному.

В.Гумбольдт («О различии организмов человеческих языков и о влиянии этого различия на умственное развитие человечества»,1837) основу классификации языков видел: 1) в выражении в языке отношений; 2) в способах образования предложений. Кроме отмеченных братьями Шлегелями трех типов языков, Гумбольдт описал четвертый тип – инкорпорирующие языки (индейские в Америке, палеоазиатские в Азии). Особенность этих языков заключается в том, что предложение строится как единое целое, которое будет и словом, и предложением одновременно. Слова в этих языках состоят из однофонемных морфем. Например, в языке американских индейцев чинук слово-предложение a-t-l-a-cg-a-t-x «ты имел обыкновение брать у нее», где a-показатель аориста, t- ты, l- это, a-ее, x-обозначает, что это принадлежит ей,cg-брать, at-показатель комплектива, x-показатель узитатива.

Предложенная позже типологическая классификация А.Шлейхера («Языки Европы в систематическом освещении», 1850) исключала инкорпорирующие языки, а указывала три типа (изолирующие, агглютинирующие, флективные) в двух возможностях: синтетической и аналитической. Изолирующие, или аморфные, языки он считал архаическими, агглютинирующие – переходными, флективные древние языки он относил к эпохе расцвета языков и флективные новые (аналитические) – к эпохе упадка языков.

Одновременно со Шлейхером предложил свою классификацию Г.Штейнталь (Классификация языков, изложенная как эволюция языковой идеи, 1850), положивший в ее основу наличие или отсутствие формы в языке, причем под формой он понимал как форму слова, так и форму предложения. Языки с отсуствием словоизменения Штейнталь назвал присоединяющими: без формы – индонезийские, с формой – китайский.

В 1893г. Ф.Мистели («Характеристика основных типов строя языка») переработал классификацию Штейнтала на основе того же деления языков на формальные и бесформенные, но ввел новый признак языка: бессловные (египетский и банту языки), мнимословные (тюркские, монгольские, финно-угорские) и истословные, т.е. Языки с настоящими словами (семитские и индоевропейские).

 

Основные понятия: языковой тип, универсалия, уровни типологического анализа, изоморфизм, типологическая классификация.

 

Литература:

Панфилов В.З. О задачах типологических исследований и критериях типологической классификации языков.-ВЯ., 1969, №4

Успенский Б.А. Структурная типология языков. М., 1965.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: