Катарсис как завершающее действие античной трагедии

Вопросы и задания к практическому занятию по античной литературе. Софокл. Катулл. Сатиры Горация

 

Античный театр: Софокл, «Эдип-царь»

Поработайте с учебной и справочной литературой. Ответьте на вопросы о происхождении и ранней истории драмы. Как связана античная драма с культом Диониса? Как происходили представления драмы в Афинах? Что значило для развития драмы введение второго актера? Какую роль в трагедии играл хор?

Уточните представления о фиванском цикле мифов, о его главных персонажах: Лае, Иокасте, Креонте, Эдипе, Антигоне, Исмене, Этеокле, Полинике.

Подумайте над содержанием категорий «рок» («судьба»), «случай», «свободная воля». Вспомните знакомые вам литературные произведения, в которых исследуются вопросы соотношения судьбы, случая и свободной воли человека (напр., «Герой нашего времени» Лермонтова). Чем отличается современное понимание судьбы от античного?

«Сюжет расследования» в трагедии Софокла «Эдип-царь». Античная трагедия и жанр детектива.

 

Основа сюжета детективного произведения – тайна. Подумайте, какую роль играет тайна в сюжете трагедии «Эдип-царь». В чем состоит отличие трагической тайны от детективной? Прокомментируйте фрагмент из Пролога трагедии (перевод Сергея Шервинского):

 


Эдип

 

Какая ж весть? Пока от слов твоих

Не чувствую ни бодрости, ни страха.

 

Креонт

 

Ты выслушать меня при них желаешь?

Могу сказать... могу и в дом войти...

 

Эдип

 

Нет, говори при всех: о них печалюсь

Сильнее, чем о собственной душе.

 

Креонт

 

Изволь, открою, что от бога слышал.

Нам Аполлон повелевает ясно:

"Ту скверну, что в земле взросла фиванской,

Изгнать, чтоб ей не стать неисцелимой".

 

Эдип

 

Каким же очищеньем? Чем помочь?

 

Креонт

 

"Изгнанием иль кровь пролив за кровь,-

Затем, что град отягощен убийством".

 

Эдип

 

Но чью же участь разумеет бог?

 

Креонт

 

О царь, владел когда-то нашим краем

Лай,- перед тем, как ты стал править в Фивах.

 

Эдип

 

Слыхал,- но сам не видывал его.

 

Креонт

 

Он был убит, и бог повелевает,

Кто б ни были они, отмстить убийцам.

 

Эдип

 

Но где они? В каком краю? Где сыщешь

Неясный след давнишнего злодейства?

 

Креонт

 

В пределах наших,-он сказал: "Прилежный

Найдет его, но не найдет небрежный".

 

Эдип

 

Но дома у себя, или на поле,

Или в чужом краю убит был Лай?

 

Креонт

 

Он говорил, что бога вопросить

Отправился и больше не вернулся.

 

Эдип

 

А из тогдашних спутников царя

Никто не даст нам сведений полезных?

 

Креонт

 

Убиты. Лишь один, бежавший в страхе,

Пожалуй, нам открыл бы кое-что.

 

Эдип

 

Но что? Порой и мелочь много скажет.

Когда б лишь край надежды ухватить!

 

Креонт

 

Он говорил: разбойники убили

Царя. То было дело многих рук.

 

Эдип

 

Но как решились бы на то злодеи,

Когда бы здесь не подкупили их?

 

Креонт

 

Пусть так... Но не нашлось в годину бед

Отмстителя убитому царю.

 

Эдип

 

Но если царь погиб, какие ж беды

Могли мешать разыскивать убийц?

 

Креонт

 

Вещунья-сфинкс. Ближайшие заботы

Заставили о розыске забыть.

 

Эдип

 

Все дело вновь я разобрать хочу.

К законному о мертвом попеченью

Вернули нас и Аполлон и ты.

Союзника во мне вы обретете:

Я буду мстить за родину и бога.

Я не о ком-нибудь другом забочусь,-

Пятно снимаю с самого себя.

Кто б ни был тот убийца, он и мне

Рукою той же мстить, пожалуй, станет.

Чтя память Лая, сам себе служу.

Вставайте же, о дети, со ступеней,

Молитвенные ветви уносите,-

И пусть народ фиванский созовут.

Исполню все: иль счастливы мы будем

По воле божьей, иль вконец падем.


Катарсис как завершающее действие античной трагедии.

Найдите определения основных категорий поэтики античного театра: перипетия, узнавание, страдание, катарсис. Как катарсис связан с основными принципами мифологического мышления? В чем состоит вина Эдипа? Можно ли использовать категорию «катарсис» по отношению к произведениям искусства новейшего времени? Прокомментируйте фрагмент из финала:

 


Хор

 

Хвалить ли мне поступок твой - не знаю.

Но лучше не родиться, чем ослепнуть...

 

Эдип

 

Мне не тверди о том, что я избрал

Не наилучший выход. Брось советы.

Сойдя в Аид, какими бы глазами

Я стал смотреть родителю в лицо

Иль матери несчастной? Я пред ними

Столь виноват, что мне и петли мало!

Иль, может быть, мне видеть было б сладко

Моих детей, увы, рожденных ею?

Нет, вида их не вынес бы мой взор...

А город наш, твердыни, изваянья

Священные богов, которых я

Себя лишил - несчастный! Я - первейший

Из граждан здесь. Сам приказал я гнать

Безбожника, в ком божий глас укажет

Преступного сквернителя страны!..

С таким пятном как мог бы я теперь

Смотреть спокойным взором на сограждан?

Нет, никогда! О, если б был я в силах

Источник слуха преградить, из плоти

Своей несчастной сделал бы тюрьму,

Чтоб быть слепым и ничего не слышать...

Жить, бед не сознавая, - вот что сладко.

О Киферон! Зачем меня ты принял,

Зачем, приняв, тотчас же не сгубил,

Чтобы мое рожденье не открылось?

Полиб, Коринф, о кров родного дома!

Как был я - ваш питомец - чист наружно

И сколько зол в душе своей взрастил!

О три дороги, тесное ущелье,

Вы кровь мою горячую испили,-

Ее я пролил собственной рукой,-

Вы помните ль, что я тогда свершил?

Что после совершал?.. О брак двойной!

Меня ты породил и, породив,

Воспринял то же семя; от него же

Пошли сыны и братья,- кровь одна! -

Невесты, жены, матери... Позорней

События не видела земля...

Но речь вести не должно о постыдном...

Богами заклинаю: о, скорей

Меня подальше скройте, иль убейте,

Иль в море бросьте прочь от глаз людских!

Приблизьтесь, умоляю, прикоснитесь

К несчастному. Не бойтесь: мой недуг

Ни для кого из смертных не опасен.

 

Хор

 

Но вот идет к нам вовремя Креонт,-

Исполнит просьбы и подаст совет:

Остался он один блюсти столицу.

 

Эдип

 

Увы! Как речь к нему я обращу?

Как от него доверья ждать и правды,

Когда я с ним был так несправедлив?

 

Входит Креонт.

 

Креонт

 

Не насмехаться я пришел, Эдип,

Не за обиду укорять былую.

Но если нет стыда перед людьми,

Хоть Солнце, всем дарующее жизнь,

Почтить нам надо... Можно ль показать

Подобный срам?.. Его земля не примет,

Ни дождь священный, ни небесный свет.

Скорее в дом Эдипа отведите,-

Затем, что горе родственников близких

Внимать и видеть должно лишь родным.

 

Эдип

 

Молю тебя, раз ты мой страх рассеял,

Мне - гнусному - явившись столь прекрасным,

Послушай... о тебе забочусь я.

 

Креонт

 

Какой услуги просишь так упорно?

 

Эдип

 

О, изгони меня скорей - туда,

Где б не слыхал людского я привета.

 

Креонт

 

Так я и поступил бы, только раньше

Хочу спросить у бога, что нам делать.

 

Эдип

 

Но ясно бог вещал: карать меня -

Отцеубийцу, нечестивца - смертью.

 

Креонт

 

Да, был таков глагол, но все же лучше

Узнать при затруднении, как быть.

 

Эдип

 

О столь несчастном спрашивать бессмертных?

 

Креонт

 

А ты теперь готов поверить богу?..

 

Эдип

 

Тебе я поручаю и молю:

Той... что в дому... устроишь погребенье,

Как знаешь сам,- то родственный твой долг.

Мне град родной да не окажет чести,

В нем жить дозволив до скончанья дней.

Уйти мне разреши на Киферон мой,

Который мне - живому - мать с отцом

Законною назначили могилой.

Пусть там умру,- они того желали.

Но знаю, не убьет меня недуг,

Ничто не умертвит. Я был спасен,

Чтоб ряд ужасных новых бед изведать.

И пусть судьба идет своим путем.

О старших детях, сыновьях моих,

Ты не заботься: выросли они,

Не будет недостатка им ни в чем.

Но о моих несчастных, бедных дочках,

Которым никогда прибор к обеду

Не ставился отдельно от отца,

С которыми делил кусок я каждый,-

О них заботься... А теперь дозволь

К ним прикоснуться, выплакать все горе.

Дозволь, о царь!..

Дозволь, о благородный! Тронув их,

Подумаю, что снова их я вижу.

Что говорю?

О боги! Разве я не слышу? Вот...

Мои родные, милые... Креонт

Ко мне их вывел... дорогих моих...

Так? Верно ли?..

 

Креонт

 

Так. С ними быть тебе я предоставил;

Я знал, как ты отрады этой ждешь.

 

Эдип

 

О, будь благословен! Да бережет

Тебя на всех дорогах демон, лучший,

Чем мой! О дети, где вы? Подойдите...

Так... Троньте руки... брата,- он виною,

Что видите блиставшие когда-то

Глаза его... такими... лик отца,

Который, и не видя и не зная,

Вас породил... от матери своей.

Я вас не вижу... но о вас я плачу,

Себе представив горьких дней остаток,

Который вам придется жить с людьми.

С кем из сограждан вам сидеть в собраньях?

Где празднества, с которых вы домой

Вернулись бы с весельем, а не с плачем?

Когда же вы войдете в брачный возраст,

О, кто в ту пору согласится, дочки,

Принять позор, которым я отметил

И вас и вам сужденное потомство?

Каких еще недостает вам бед?

Отец убил отца; он мать любил,

Родившую его, и от нее

Вас породил, сам ею же зачатый...

Так будут вас порочить... Кто же вас

Присватает? Такого не найдется.

Безбрачными увянете, сироты.

Сын Менекея! Ты один теперь

Для них отец. И я и мать, мы оба

Погибли. Их не допусти скитаться -

Безмужних, нищих и лишенных крова,

Не дай им стать несчастными, как я,

Их пожалей,- так молоды они! -

Один ты им опора. Дай же клятву,

О благородный, и рукой коснись!..

А вам, о дети,- будь умом вы зрелы,

Советов дал бы много... Вам желаю

Жить, как судьба позволит... но чтоб участь

Досталась вам счастливей, чем отцу.

 

Хор

 

О сограждане фиванцы! Вот пример для вас: Эдип,

И загадок разрешитель, и могущественный царь,

Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел,

Он низвергнут в море бедствий, в бездну страшную упал!

Значит, смертным надо помнить о последнем нашем дне,

И назвать счастливым можно, очевидно, лишь того,

Кто достиг предела жизни, в ней несчастий не познав.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: