Организация профессионального обучения инвалидов

В Германии до того, как выбрать учебный курс и тип высшего учебного заведения, молодой инвалид может получить помощь у профессиональных консультантов для абитуриентов в службе занятости и в учебном консульта­ционном бюро вуза. Проблема жилья решается таким образом. Студенты-инвалиды, не нуждаю­щиеся в специально оборудованном жилье, приобретают соответствующие адреса студенческих общежитий выбранного учебного заведения в студенческих советах. Здесь необходимо сообщить об особенных потребностях в оборудовании комнаты, если человек страдает орга­ническими или хроническими заболеваниями. Большинство жилищных управлений отдает предпочтение страдающим заболеваниями кандидатам на место в общежитии. Некоторые местные студенческие советы содержат общежития, в которых предусмотрены комнаты для инвалидов-колясочников и имеющих проблемы с пе­редвижением. Если студент-аллергик, можно своевременно оговорить условия, например, использование занавесок или ковровых покрытий из определенного материала. Есть общежития, где осуществляется повседневный уход за больными учащимися и предоставляют транспортные средства. Особые потребности в области питания больных органическими и хроническими заболеваниями учи­тываются настолько, что в большинстве столовых предлагается дифференцированное меню (например, вегетарианская, диетическая или свободная от сахара пища).

Некоторые институты создают для инвали­дов особые условия при пользовании библиотеками - можно на определенный срок для приготовления учебных заданий зарезервировать постоянные рабочие места: на столах будут оставлены необходимые книги. Слепые и слабовидящие студенты могут быть обеспечены отдельными материалами и книгами со шрифтом Брайля. Существует система заказов аудиокассет и дискет с учебным материалом.

Для слабослышащих или глухих студентов часто важно поддержка, когда учебные мероприятия и дискуссии про­водятся в больших аудиториях. Наиболее востребованы в настоящее время микрофонные установки. При этом имеется возможность дополнить установку трубочным микрофоном на приемном устройстве, что позволяет на семинарах слушать не одного выступающего, а многих студентов, принимающих участие в дискуссии. Специально для изучающих медицину имеются стетоскопы с усилителем и под­ключением к слуховым приборам. Также используются слуховые проекторы, которые являются в выс­ших учебных заведениях стандартным оснащением, дающим возможность записать информацию в течение лекций и семинаров. Для этого также используются диктующие устройства и пишущие машинки в различных вариантах: с раздельной клавиатурой, увеличенными или уменьшенными клавишами, усилен­ной или минимальной глубиной нажима и т.д.

Студентам-инвалидам с высокой степенью тяжести заболевания администрации вузов делают исключение из правил при проверке успеваемости и при проведении выпускных экзаменов. Компенсации недостатков могут, например, служить такие мероприятия при нарушении функций письма, как продление письменных экзаменов или замена письменного экзамена устным, а при нарушении речевой функции - замена устного экзамена письменным, сдача экзаменов без присутствия на них других студентов.

Согласно нормативным документам, распорядок экзаменов должен создать необходимые предпосылки для соблюдения рав­ных возможностей студентов-инвалидов в виде подобающих делу исключений из правил, которые могут распространяться не только на период экзаменационной сессии, но и реализовываться при контроле текущей успеваемости. Мо­дификации таковы:

• письменные дополнения устных экзаменов для имеющих слуховые нарушения или речевые проблемы;

• продление срока сдачи домашних или семестровых работ;

• учет периодов заболеваний и ограниченной работоспособности при оценке успеваемости и времени планирова­ния экзаменов (например, продление сессии при написании дипломных или контрольных работ);

• отсутствие учета условий заболевания и его тяжести при провале на экзаменах за определенное, возможное количество допусков.

На основании Федерального закона о развитии образования возможно финансирование учебы малообеспеченных инвалидов и хронически больных учащихся. Пособия выплачиваются в виде частичной дотации, при этом помощь предоставляется в виде займа, а не подлежащей возврату доплате. При оказании финансовой помощи учитывается не только степень инвалидности учащегося, но и его родителей и других членов семьи, нуждающихся в содержании.

В настоящее время в Германии существует широкая сеть профтехучилищ, где обучаются юноши и девушки с физическими недостатками. Крупнейшими учреждениями являются ортопедические заведения Фольмарштайна, ос­нованные еще в 1904 году пастером Евангелической приходской церкви Францом Арндтом. Это Евангелическое уч­реждение включает широкую сеть заведений, включая спецшколы, мастерские и общежития для инвалидов, ортопеди­ческую клинику и др. В 1976 году на базе Евангельского учреждения было открыто профессионально-техническое училище Фольмарштайна. Училище располагает целым комплексом зданий с помещениями для обучения, спортивными сооружениями, класса­ми, помещениями для организации досуга и медицинского обслуживания, а также столовой и двумя жилыми корпуса­ми общежития. Обучение длится 3,5 года и заканчивается экзаменом перед Промышленной, Торговой, Ремесленной или Сельскохо­зяйственной Палатами. В распоряжении молодых инвалидов имеются 300 обучающих мест и 66 мест, готовящих к обучению. Обучение производится по следующим специальностям: коммерческая деятельность, металлопромышленность, электротехника, графика, ремесла. Подготовка к обучению включает выбор профессии, апробацию (42 места) и подготовительный курс (24 места).

Как видим, в Германии нет специальных институтов для инвалидов, все учатся в обычных образовательных учреждениях. А вот в России дело обстоит иначе. На территории России в настоящее время существуют несколько специализированных институтов для инвалидов. В январе 1998 года исполнилось 10 лет со дня внесения и обоснования предложения о создании в Москве специализированного вуза-интерната для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. Постановлениями правительств СССР в 1990 году и России в 1991 году в системе Госкомнауки и высшей школы был создал первый в стране Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (МИИ). Это инвалиды-спинальники, ампутанты, с заболеваниями костной и мышечной систем. В 1993 году институт принял первых студентов. Обучение ведется на пяти факультетах: экономическом, юридическом, иностранных языков, прикладной математики и редакционно-издательском. Ежегодный прием на все пять факультетов - 50 человек. Срок обучения - 5 лет. Набор студентов осуществляется на конкурсной основе. В МИИ обучаются инвалиды из различных регионов России, а также Белоруссии и Украины.

Студенты учатся и проживают в двух четырехэтажных учебно-жилых корпусах, без лифтов. Комнаты для прожи­вания и учебные аудитории находятся на одном и том же этаже, эти комнаты закрепляются в качестве постоянного места проживания для человека на все пять лет обучения. Компьютерные классы находятся в доступных местах.

Обучение студентов в МИИ идет на основе государственного образовательного стандарта. Студенты третьего и четвертого курсов проходят производственную практику на предприятиях и общественных организациях инвалидов и в суде. Расписание занятий построено так, что еженедельно студенты I -III курсов имеют по четыре часа на медико-оздоровительную реабилитацию, которую проводят медики поликлиники и сотрудники кафедры физкультуры. В зимние и летние каникулы студенты на льготных условиях выезжают в дома отдыха.

Поскольку МИИ является единственным в России и странах Восточной Европы специализированным вузом для ин­валидов-опорников, число абитуриентов, желающих обучаться в нем, с каждым годом растает.

В настоящее время в России действуют и другие специализированные вузы для инвалидов: Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ) Минкультуры РФ в Москве, Новосибирский институт социальной реабилитации (НИСР) Минобразования РФ, заочный Институт реабилитации и профессиональной подготовки слепых Всероссийского общества инвалидов (г. Волоколамск, Московская обл.). При Московском государственном техниче­ском университете работает Центр инженерного образования глухих, а при Челябинском госуниверситете открыто за­очное гуманитарное отделение для инвалидов.

Основная причина создания специализированного высшего учебного заведения связана с отсутствием в стране «безбарьерной среды», то есть неприспособленностью зданий, помещений существующих вузов, городских коммуникаций и транспорта к возможностям и нуждам маломобильных инвалидов.

В этом контексте заслуживает внимания опыт Китая, института слепыхв Урумчи. В этом государственном высшем учебном заведении обучение трехступенчатое: лицей, колледж, институт. Наряду с освоением специальностей «массажист», «иглотерапевт» и «фитотерапевт», студенты приобщаются к спорту, музыке, осваивают прикладное искусство. В институте слепые студенты не только учатся, но и проходят программу реабилитации: ежедневно выполняют комплекс упражнений, направленных на улучшение зрения и укрепление здоровья. В распоряжении инвалидов — общежитие, столовая, библиотека, актовый зал.

Такого специализированного высшего учебного заведения для инвалидов по зрению, как институт в Урумчи, пока нет ни в одной стране мира. Первыми решили перенять этот опыт казахстанские специалисты. Посещение китайского института слепых во время пребывания на паралимпийских играх стало для президента республиканского общественного объединения «Казахстанская конфедерация инвалидов» поводом не только восхититься достижениями соседей, но и стимулом укоренить их опыт в своей стране. В марте 2009 года был заключен договор объединения с Китайским институтом незрячих о трехмесячных курсах для слепых по обучению их китайскому лечебному массажу и иглотерапии. Обучать будут преподаватели из Китая. Акимат Астаны выделил помещение для занятий. РОО «Казахстанская конфедерация инвалидов» предоставляет возможность бесплатно пройти практику в казахстанско-китайском медицинском центре в Астане инвалидам по зрению с тем, чтобы они в последующем смогли трудоустроиться. Проект вызвал большой интерес у казахстанцев, сейчас на очереди более тысячи человек. Обучение одного человека стоит около 400 долларов. Все расходы на себя взяло ТОО «Галлахер Казахстан».


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: