Социальная работа в медицинских учреждениях

 

В США первое отделение социальной помощи в больнице появилось еще в 1905 г. в Массачусетской центральной больнице (Бостон). Этой первой попыткой оказания помощи пациентам, направленной на безболезненный переход из больницы в общество, руководила Айда М. Кэннон. Задача социальной работы в больницах состояла и состоит в том, чтобы обеспечить поддержку позитивных результатов лечения пациентов со стороны семьи и окружающего общества. Социальный работник старается улучшить окружающую клиента среду таким образом, чтобы создать ему условия для независимого существования.

В 1966 г. Ассоциация американских больниц учредила Общество руководителей социальной работы в больницах. Эта национальная организация узаконила права социальных работников больниц, и они стали частью штатного персонала медицинских учреждений. В соответствии с принятым конгрессом в 1972 г. законом, который призывал к созданию организаций по контролю за соблюдением профессиональных стандартов, социальные работники участвовали в программах, контролирующих качество работы больниц. В результате повысилось доверие к профессии социальных работников и упрочилось признание их необходимости. В 1973 г. глава о социальной работе была включена в Программу аккредитации больниц.

В 1978 г. конгресс внес поправки в Закон о социальном обеспечении, предоставляющие дополнительные льготы пациентам, страдающим заболеванием почек в последней стадии. Чтобы получить средства под эту программу, больницы должны были привлекать к обслуживанию таких пациентов профессиональных социальных работников. Это была первая финансируемая федеральными властями медицинская программа, предусматривающая обязательное привлечение социальных работников высокого уровня, внесшая значительный вклад в легитимацию социальной работы в больницах. Другим имеющим существенное значение для социальной работы в больницах событием стало принятие в 1983 г. закона, определяющего систему расчетов с больницами по программе «Медикэр».

В США социальные работники выполняют свои функции в следующих медицинских учреждениях: общих и специализированных больницах, оказывающих неотложную медицинскую помощь и консультации; психиатрических лечебницах для кратковременного и долгосрочного лечения; реабилитационных центрах; учреждениях, осуществляющих долговременный уход за больными и немощными (частные лечебницы, приюты, стационары для взрослых); в учреждениях, оказывающих первичную помощь, например, амбулаториях, центрах охраны здоровья, кабинетах врачей; на дому. Таким образом, социальные работники заняты, по существу, во всех областях здравоохранения, включая медико-хирургическую, педиатрическую, акушерско-гинекологическую помощь, службу интенсивного лечения, реабилитации и неотложной помощи.

Общеизвестно, что обстановка больниц кардинально отличается от любого другого учреждения социальной помощи. Больницы, имеющие отделения скорой помощи, работают 24 часа в сутки и никогда не закрываются. Они не осуществляют длительное наблюдение за теми пациентами, кому оказывают услуги, а как правило, принимают неотложных больных. Поэтому социальная помощь в таких больницах должна оказываться семь дней в неделю и 24 часа в сутки. Спецификасоциальной работы в отделениях неотложной (скорой) помощи требует особой подготовки, так как здесь социальные работники сталкиваются с особыми проблемами, отличающимися от тех, с которыми имеет дело работник аналогичного профиля в других подразделениях; обусловлена кратковременностью лечения пациента, необходимостью сотрудничать с врачами различных специальностей, физическими или чисто медицинскими аспектами их деятельности.

Большая часть такого рода клинической работы предполагает помощь социального работника в кризисных ситуациях, поскольку необходимость госпитализации зачастую возникает внезапно, а результат лечения неясен. Социальная работа в больнице обычно включает и планирование специальных услуг, которые будут необходимы пациенту после выписки. Работа с семьей - основная часть вмешательства с целью оказания социальной помощи.

В каждом конкретном случае требуется различное вмешательство с целью оказания социальной помощи. Однако, существуют и некоторые общие компоненты вмешательства, это:

• помощь в психологическом преодолении потенциально угрожающих жизни изменений, связанных с болезнью и госпитализацией;

• содействие общению пациента, его семьи и врачей;

• консультирование пациентов с целью помочь им смириться со своей болезнью и постараться преодолеть ее;

• обеспечение пациентов информацией и направлением к врачам и социальным агентствам в целях помочь человеку выяснить свои права на необходимые услуги;

• организация практических и конкретных услуг; помощь пациенту и его семье в составлении планов реабилитационных действий после выписки для продолжения лечения или приспособления к изменившимся условиям жизни.

Реабилитационные мероприятия после выписки пациента из больницы, которые Ассоциация американских больниц определила как любую деятельность или порядок действий, облегчающих для пациента смену обстановки. Сюда входят: специальный инструктаж родственников пациента, чтобы они могли обеспечить послебольничный уход; координация различных общественных систем поддержки; решение множества возникающих психосоциальных проблем, включая примирение с болезнью, изменения образа жизни, необходимость пользования различными службами последующего медицинского наблюдения, физиотерапии и т. п.

К примеру, клиент – одинокий пожилой человек, имеющий единственный источник дохода - пенсию. Его медицинское обслуживание включает хирургию и физиотерапию, после чего (приблизительно после 10-дневного пребывания в больнице) он возвращается домой, где нуждается в постороннем уходе. Вмешательство социального работника в подобном случае, как правило, заключается в следующем:

• он должен помочь пациенту выработать эмоциональные навыки, которые позволят ему справиться с изменением повседневной жизни; преодолеть раздражение, беспокойство и страх, связанные с болезнью;

• привыкнуть к своей потребности опереться на помощь семьи, друзей или других людей; выбрать соответствующие медицинские службы для дальнейшего лечения;

• узнать свои права на получение необходимых услуг и принять соответствующие меры для их реализации;

• социальный работник должен поддержать решимость пациента справиться с возникшими трудностями;

• способствовать общению пациента с персоналом больницы с целью обеспечения всестороннего медицинского ухода, включая его психосоциальный аспект.

Другим типичным клиентом может быть пациент, страдающий неизлечимой болезнью в терминальной стадии, который, возможно, умрет в больнице. В этом случае социальная работа осложняется тем, что пациенту зачастую сообщают противоречивые сведения о его состоянии. Социальный работник в этой ситуации должен содействовать тому, чтобы больной и его семья получили объективную информацию, способствовать преодолению эмоций и при этом оставаться честным, говоря о прогнозе развития болезни. Иными словами, социальный работник должен наладить адекватное общение между пациентом, семьей и персоналом больницы.

Социальные работники больниц, как правило, востребованы при оказании помощи жертвам бытового насилия, включая пострадавших от изнасилования и от жестокого обращения, в том числе супругов, детей и пожилых. Таким образом, социальные работники, умеющие оказать помощь в кризисных ситуациях, играют все возрастающую роль.

Вместе с тем, социальные работники принимают участие в различных комиссиях, организуемых в больницах, например, комиссиях по медицинской этике, координации групп прогнозирования, контролю за качеством работы и служебными злоупотреблениями. Кроме того, они заняты обучением других сотрудников больницы своим методам и участвуют в совместных исследованиях. Собственные исследования психосоциальных проблем ухода за больными они, как правило, проводят в больницах общин и больницах-школах.

В настоящее время социальные работники в больницах США занимают высокие административные должности. Некоторые из них несут ответственность за реализацию таких программ, как психическое здоровье, старение, профилактика заболеваний, злоупотребление самолечением, благосостояние отдельных групп людей и долговременный уход. Социальные работники больниц также руководят предпринимательской деятельностью и системой «вознаграждения за услугу». Заключаются договоры об оказании социальными работниками консультативных и реабилитационных услуг на предприятиях, что обеспечивает больницы дополнительным источником финансирования. Социальные работники часто вовлекают больницы в новые социальные программы укрепления здоровья. Широко признано их лидерство в развитии программ помощи работающим по найму и в руководстве различными группами самопомощи. К тому же социальные работники почти всегда заняты в различных программах больниц по уходу за пожилыми пациентами и, как правило, руководят этими программами. Сюда входят уход на дому, приюты, патронаж и другое долговременное медицинское обслуживание:

Рост числа пожилых людей в Америке привел к стремительному увеличению стоимости лечения, многие граждане уже не в состоянии платить за основные услуги здравоохранения. Это привело к эксперименту по перестройке механизмов оплаты, к изменениям в обеспечении и функционировании здравоохранения и, кроме того, подняло этические проблемы доступности и оплаты современных медицинских технологий. Движение защиты прав потребителей (где немаловажную роль играют и социальные работники) - одна из основных сил, ведущих к переменам в здравоохранении. Обычно пациенты хотят знать мнение других специалистов, спрашивают о гонорарах врачей и тарифах больницы и интересуются больничными счетами, даже если они оплачены третьими лицами.

Во многих больницах социальные работники объединяют пациентов, имеющих идентичные проблемы, в группы, что приводит к созданию групп взаимопомощи. Нередко формируются и группы защиты с целью образования соответствующих служб поддержки и реабилитации больных или расширения прав клиентов на получение услуг.

В Западной Европе первые социальные работники были включены в штат медицинских учреждений так же, как и в США, в начале ХХ века. После Второй мировой войны это явление активизировалось в целях более полного понимания и решения проблем пациентов (многие из которых были инвалидами-жертвами военных действий). К задачам европейский социальных работников обычно относятся защита прав пациентов, социальная адаптация при нахождении в стационаре, организация ухода и медицинское обслуживание больных на дому после курса интенсивной терапии в больнице, трудовая терапия инвалидов.

К примеру, в Германии в большинстве клиник существуют социальные службы. В центре внимания – решение финансовых проблем в связи с пребыванием пациента в больнице; забота о проведении адекватного лечения и реабилитационных мероприятий по его завершении, в том числе забота о сохранении квартиры и рабочего места во время лечения, о детях (при условии отсутствия других родственников) и т.д.

В Швеции деятельность социальных работников направлена на гармонизацию отношений медицинского персонала и родственников пациента посредством информирования врача об обстановке в семье, непрерывного контроля за психологическим состоянием пациента, особого внимания родственникам тяжелобольного человека, родителям умершего ребенка, несовершеннолетним детям терминального больного.

В странах ЕС так же, как и в США, медицинские социальные работники участвуют в разработке программ оздоровления населения, играя роль посредника между местными социальными организациями и медицинским учреждением, консультируют медицинский персонал по социальным вопросам, проводят научные исследования и осуществляют руководство социальными службами в самих медицинских учреждениях. Велика роль социальных служб в системе психиатрической помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: