Грамматический строй речи

Задачи:

• воспитывать у детей осмысленное отношение к граммати­ческой правильности речи, стремление говорить правильно;

• формировать у детей стремление использовать в высказы­ваниях различные типы предложений (простые, сложные, с прямой речью), подводить к употреблению синоними­ческих синтаксических, конструкций (В корзинке лежит
резиновый мяч. В корзинке лежит мяч из резины. Я ви­жу резиновый мяч в корзинке
и т. п.);

• содействовать дальнейшему развитию у детей умения грам­матически правильно изменять различные части речи, со­гласовывать их между собой;

• закреплять умения образовывать формы сравнительной степени прилагательных (тихий - тише, умный - умнее); содействовать овладению детьми умением с помощью суф­фиксов изменять значение слов, придавая им другой смысловой оттенок (полный- полноватый, злой - злющий, сло­ник - слонишка);

• побуждать дошкольников к употреблению трудных форм знакомых слов (носков, чулок, ботинок, тапочек; одни очки, двое сапог; одеть, надеть и т. д.), неизменяемых слов (радио, кофе, кенгуру и т. п.);

• формировать навыки словообразования глаголов, суще­ствительных, прилагательных (петух кричит кукареку - он кукарекает; бежал - забежал, перебежал, убежал; продает - продавец; ездит на лыжах - лыжник; шка­тулка из дерева - деревянная шкатулка; лодочка из бумаги - бумажная лодочка);

• закреплять умение образовывать названия детенышей животных; стимулировать «экспериментирование» со сло­вом, его звуковой оболочкой («У лисы - лисенок, у лоша­ди - жеребенок, а у жирафа, носорога?»; «Для хлеба - хлебница, а для пирожков, помидоров?»);

 

• формировать умение составлять сложные слова из двух простых (белый лоб - белолобый, короткий хвост - короткохвостый);

• стимулировать и поощрять использование детьми разных слов и их форм для называния одних и тех же объектов (заяц - зайчик, заинька, попрыгун, длинноушка).

Звуковая культура речи

Задачи:

• закреплять правильное произношение звуков родного язы­ка; продолжать формирование четкой дикции, умения регулировать силу голоса, темп речи, речевой слух;

• практиковать в различении на слух и в произношении близких в акустическом и артикуляционном отношении звуков -- свистящих, шипящих, сонорных (с—з, с —ш, ш—ж, л—р и т. д.), твердых и мягких (р—р', л—л', с—с'
и т. д.), звонких и глухих т, бп и т. д.) согласных;

• развивать и совершенствовать интонационную вырази­тельность речи детей;

• поддерживать и развивать интерес детей к звучащему слову (поощрять детское словотворчество, игры со звуками и рифмами, вопросы о звучании и значении слов, толкова­нии их смысла);

• знакомить детей с речевой действительностью: форми­ровать у них представления о слоговом строении слова, словесном составе предложения, умение подбирать слова с заданным звуком, близкие по звучанию слова;

• подготавливать к обучению грамоте в разных формах (все чаще - в учебной деятельности ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: