Крутизна откосов обводненных береговых траншей

До 2 Более 2

Глубина подводных траншей, м..............................................

1,5 1,25 1 0,75: 0,25

Пески:

мелкие............................................................................................!: 1,5

средние и крупные....................................................................... 1: 1,25

Суглинки..................................................................................... 1 ; 0,67

Гравий и галька...........................................................................! : 0,75

Глины............................................................................................ 1 : 0,5

Разрыхленный скальный грунт.................................................... 1: 0,25

Длина подводной траншеи с указанными ранее откосамг равна ширине русла водной преграды, увеличенной на длину разрабатываемых урезанных участков ее. Объемы подводных земляных работ учитывают переборы по глубине траншей, а ре-фулированиый грунт не должен мешать судоходству и нарушать установившийся режим речного потока в районе створа перехода.

Проведение взрывных и буровзрывных работ согласовывают с заинтересованными организациями. Эти работы выполняют з соответствии с «Едиными правилами техники безопасности три взрывных работах» и «Правилами техники безопасности при


производстве подводно-технических работ на реках и водохра­нилищах».

К моменту окончания работ по устройству подводной тран­шеи и ее водолазному обследованию (при участии представи­теля заказчика) трубопровод должен быть подготовлен к ук­ладке.

При строительстве подводных речных переходов, состоящих из двух или нескольких ниток, в порядке очередности проклады­вают нитки, расположенные ниже по течению реки, так как при разработке траншеи для последующей нитки разрыхленный грунт уносится потоком воды и частично засыпает трубопровод, уложенный ранее. Это значительно сокращает объем работ по засыпке подводных трубопроводов.

До укладки каждой нитки подводного трубопровода в обя­зательном порядке проводят проверочные расчеты устойчивости и напряжений, возникающих в укладываемом трубопроводе, с учетом фактических скоростей течения, замеренных в натуре, глубин и профилей спусковых устройств.

Во время паводка, весеннего ледохода и осеннего ледостава укладка подводных трубопроводов запрещена, за исключением "малых рек (ширина до 200 м, скорость течения не более 0,5 м/с).

При пологих берегах водоемов подводный трубопровод целе­сообразно укладывать способом протаскивания по дну тяго­выми средствами (лебедками, тракторами, с использованием полиспастов или без них, с применением разгружающих понто­нов или без них). Если используется метод свободного погру­жения, по мере протаскивания от трубопровода отсоединяют понтоны. При этом же методе в процессе укладки в подводную траншею трубопровод постепенно заполняют водой (второй ва­риант метода). В последнем случае из трубопровода необходимо полностью удалить воду. Иногда трубопровод укладывают ме­тодом опускания его в подводную траншею плавучими кранами. Способ укладки подводного трубопровода устанавливается ПОС н уточняется ППР.

При небольшой ширине водной преграды (200—350 м) под­водный трубопровод готовится к укладке в виде одной плети, при значительной ширине (300 м и более) — в виде нескольких плетей, последовательно соединяемых в процессе укладки (ме­тод наращивания). В зависимости от длины плети трубопровода, его диаметра и массы, а также от рельефа прибрежного участка спуск устраивают в виде дорожки с роликоопорами на сплани­рованном участке берега в створе перехода, рельсового узко­колейного пути с тележками или как береговую траншею, за­полненную водой. В отдельных случаях плеть малой длины (до 150—200 м) может подниматься и перемещаться в ходе укладки кранами-трубоукладчиками, которые последовательно отстропо-вывают. Изоляционное покрытие подводного трубопровода за­щищают от возможных повреждений футеровкой из деревян­ных реек. ее


После укладки в подводную траншею трубопровод обследуют водолазы с целью проверки его положения. После этого прово­дят испытание на прочность и проверку на герметичность.

Подводный кабель связи (для нужд эксплуатации) прокла­дывают в одной траншее с трубопроводом (на расстоянии не менее 0,5 м от него) после укладки последнего.

Перед засыпкой трубопровода проверяют фактические от­метки его верха (для газопровода — при отсутствии в нем воды). Трубопровод засыпают до проектных отметок, но не выше отме­ток дна водоема на день засыпки. Материал и способ засыпки определены в проекте.

Известны специальные способы прокладки магистральных трубопроводов через крупные водные преграды:

постепенного заглубления — обетонированный трубопровод укладывают на спланированное дно водоема, сложенное рых­лыми породами; по трубопроводу несколько раз проходит (впе­ред— назад) самоходный трубозаглубитель гидравлического, механического или гидромеханического типа, послойно удаляя из-под него грунт; трубопровод под действием собственного веса погружается на дно водоема (на проектную отметку); после этого он обследуется водолазами и засыпается;

направленного бурения — с одного берега водоема на дру­гой методом направленного бурения под дном прокладывается труба-кожух, в которую при надлежащей центровке протаски­вается рабочая труба; межтрубное пространство заполняется цементным раствором или другим материалом.

При строительстве подводного, например двухниточного, перехода магистрального трубопровода через реку традицион­ным способом в определенной технологической последователь­ности выполняют следующие работы (укрупненно): подготовку территории (площадок) строительства и возведение временных сооружений; планировку урезов; водолазное обследование дна реки по створу основной и резервной ниток; разработку бере­говых траншей по основной и резервной ниткам; подводных траншей для основной и резервной ниток; доработку подводных траншей для основной и резервной ниток; сварку и испытание основной нитки; очистку, изоляцию, футеровку и "балластировку основной нитки; сварку и испытание резервной нитки; очистку, изоляцию, футеровку и балластировку резервной нитки; уклад­ку основной и резервной ниток (после обследования траншеи); водолазное обследование основной и резервной ниток; засыпку основной и резервной ниток в русловой и береговой частях пе­рехода; обследование и испытание основной и резервной ниток; берегоукрепление по основной и резервной ниткам; установку створных знаков; ликвидационные работы.

Подводные магистральные трубопроводы балластируют же­лезобетонными кольцевыми грузами (сплошное покрытие). Обетонирование осуществляют одним из следующих способов: обетонирование отдельных труб в базовых условиях (на бетон-

Заказ № 1997


Таблица20

ном заводе, полигоне) и обетонирование трубопроводов моно­литным железобетонным покрытием с применением опалубки на месте монтажа и укладки трубопровода в полевых условиях. Плеть трубопровода, обетонированного в полевых условиях, можно укладывать только после достижения бетоном прочно­сти, указанной в проекте.

Естественно, что часть перечисленных работ выполняют параллельно, например разработку траншеи и подготовку плети трубопровода (сварка, испытание и т. д.).

Подводные земляные работы в зависимости от характери­стики грунтов осуществляют с помощью разнообразных земле­ройных машин и механизмов (табл. 20). Для транспортировки извлеченного грунта используют самоходные саморазгружаю­щиеся (грузоподъемность 150 т, осадка с грузом 1,73 м), не­самоходные саморазгружающиеся (грузоподъемность 100 т, осадка с грузом 1,14 м), а также самоходные ШГС-0-300 (гру­зоподъемность 300 т, осадка с грузом 2,23 м) шаланды.

Сварочно-монтажные работы при строительстве подводных переходов выполняют обычными методами, а изоляционные — с помощью очистных и изоляционных машин, используемых на линейной части магистральных трубопроводов.

Строителям магистральных трубопроводов часто приходится сооружать переходы через железные и автомобильные дороги. При этом нередко используют метод горизонтального бурения. Время сооружения отдельного перехода составляет 3—8 дней. Технологический набор работ, часть из которых выполняют параллельно, сравнительно невелик: устройство подъезда к месту работ; планировка строительной площадки; завоз труб, оборудования, механизмов, материалов; рытье одноковшовым экскаватором рабочего и приемного котлованов; монтаж те­лежки под установку горизонтального бурения в рабочем кот­ловане; сборка шнека; монтаж установки горизонтального бу­рения, включая устройство якоря, предварительную сварку рабочей части кожуха и его изоляцию; горизонтальное бурение; демонтаж установки горизонтального бурения; приварка изо­лированных концов кожуха (до его проектной длины); сварка, испытание, очистка, изоляция и футеровка рабочей плети тру­бопровода и установка на ней трубки — кожуха для кабеля связи; протаскивание рабочей плети в кожух с помощью тру­боукладчика и трактора (бульдозера); заделка концов кожуха глиной и монтаж свечи (для газопровода); устройство смотро­вого кожуха и отводной траншеи-канавы (для нефте- и нефте-продуктопроводов); засыпка котлованов; ликвидационные ра­боты.

Для сооружения переходов магистральных трубопроводов через железные и автомобильные дороги методом горизонталь­ного бурения используют следующий (примерный) комплект машин и механизмов: экскаватор одноковшовый (ЭО-ЗЗПБ, ЭО-3322, ЭО-4321), бульдозер (ДЗ-18, ДЗ-54С, ДЗ-27С), кран- 98


 

Катего­рия грунта
Произво­дитель­ность, м/ч
Глубина разработ­ки, ы

Машины и механизмы

I—IV I—IV I—III
50—80 500 3
20 12 40 40

Дизельный грунтоснаряд ДГС-150С Траншейный земснаряд ТЗР-12 с рыхлителем Траншейный земснаряд «Подводник-2» Грунтососы и гидромониторы, управляемые во­долазами

Дизельный грунтоснаряд ТЗР-251 с рыхлите­лем

Универсальная плавучая гидроэжекторная ус­тановка:

 
22 20 20

УПГЭУ-3

УЭМГЭУ-1

III—VI VI—VII

Одночерпаковый экскаватор «Подводник-3» Многочерпаковый экскаватор «Самотлор» Одночерпаковый скальнодробильный экскава­тор «Подводник-1»:

150 3-5

20 извлечений грунта

разрыхленный грунт

трубоукладчик (Т-1530В, Т-3560М), сварочную установку (СДУ-2Б), водоотливную установку (АВ-701, УОВ-ЗА), пере­движную электростанцию, грузовые автомобили, автобус, трай­лер, вагон-домик, гидродомкратную установку (УГБ-4, ГБ-1021, ГБ-1421, ГБ-1621). В состав бригады входит 12—15 чел., сов­мещающих несколько профессий. Пооперационный контроль качества выполнения работ, осуществляемый мастером и брига­диром, включает проверку состояния дороги; соосности рабочей плети и кожуха; состояния заделки концов кожуха.

Подземные переходы магистральных трубопроводов через овраги, балки и малые водотоки (ручейки, мелкие арыки) спе­циализированные бригады передвижной механизированной ко­лонны сооружают из труб, изолированных в заводских усло­виях, с использованием кривых вставок, а при необходимости и железобетонных пригрузов. Обычно бригада (10—12 чел., совмещающих несколько профессий) имеет бульдозер, 2—3 крана-трубоукладчика, экскаватор с обратной лопаткой, экска­ватор-драглайн, сварочный агрегат, водоотливной агрегат, наружный центратор, автомобиль, вагон-домик, радиостанцию и др.

Конструкции надземных переходов магистральных газопро­водов весьма разнообразны, поэтому технологический набор работ, выполняемых при их сооружении, и применяемые ма­шины, механизмы и оборудование также разнообразны. Рас­смотрим примерный перечень технологических наборов работ (укрупненно):

надземный мостовой переход (рис. 25) — подготовка места
работы; рытье котлованов под опоры; устройство опалубки;
4* 99


Рис. 25. Надземный мостовой переход:

1 — компенсатор; 2 — анкеры; 3 — оттяжки; 4 — пилон; 5 — Байтовая конструкция; 6 — трубопровод

укладка арматуры; бетонирование опор; монтаж пилонов и за­крепление их на опорах; предварительная проверка и регули­ровка всей системы перехода; сварка плети (плетей) на одном из берегов перехода; гидравлическое испытание плети (плетей); подъем несущих канатов на пилоны; надвижка трубопровода в пролет по роликам и закрепление его на несущих канатах; монтаж смотровой тележки; окончательная регулировка всей системы перехода; окраска трубопровода со смотровой тележки; ликвидационные работы;

надземный вантовый переход—подготовка места работы; рытье котлованов под опоры; сварка рабочей плети на одном из берегов перехода; испытание рабочей плети; протаскивание монтажного каната с помощью тягового троса; навешивание монтажных канатов на стрелы кранов-трубоукладчиков; про­таскивание в пролет рабочей плети с закрепленными на ней хомутами и ветровыми связями; установка фундаментов; сборка пилонов на эстакадах и шарнирное соединение пилонов с за­кладными частями фундаментов; прикрепление к пилонам ван-тов, поддерживающих рабочую плеть; подъем пилонов в про­ектное положение; натяжение и закрепление вантов в верхних местах пилонов; закрепление ветровых связей в анкерных опо­рах; закрепление вантов в верхних местах пилонов; закрепле­ние рабочей плети; регулировка всех узлов перехода; сня­тие монтажного каната; окраска перехода; ликвидационные работы;

надземный арочный переход — разбивка и планировка пло­щадок; рытье котлованов под опоры; бетонирование опор на одном и другом берегах; сборка и сварка полуарок, узлов, под­водных участков трубопровода и конструкций; окраска откры-


тых частей перехода; испытание и монтаж полуарок; сварка замков арок: соединение арок перехода с линейной частью тру­бопровода; ликвидационные работы;

надземный многопролетный переход с зигзагообразной уклад­кой трубопровода — расчистка и планировка участка перехода; восстановление оси трубопровода; детальная разбивка и уста­новка опор; сварка и испытание трубопровода; укладка трубо­провода на опоры; очистка и окраска трубопровода; ликвида­ционные работы;

надземный многопролетный переход с консолями и компен­саторами— подготовка строительной площадки; установка опор; сварка, испытание, очистка, окраска трубопровода; разметка мест опирания трубопровода на опоры; перемещение трубопро­вода к опорам; подъем трубопровода на опоры; врезка компен­саторов; изоляция мест выхода трубопровода на дневную по­верхность и его участков, находящихся в земле; присоединение перехода к линейной части трубопровода; засыпка береговых участков перехода; ликвидационные работы;

надземный однопролетный переход с консолями и компенса­торами—подготовка строительной площадки; установка опор на правом и левом берегах; сварка трубопровода на площадке; испытание, очистка и окраска трубопровода; протаскивание трубопровода в пролет; укладка трубопровода на опоры; врезка компенсаторов; изоляция мест выхода трубопровода на днев­ную поверхность и участков, находящихся в земле; засыпка береговых участков; ликвидационные работы;

надземный переход без консолей и компенсаторов — подго­товка строительной площадки; планировка урезов; установка опор на правом и левом берегах; сварка, испытание, очистка и окраска трубопровода; протаскивание трубопровода; укладка трубопровода на береговые опоры; изоляция мест выхода тру­бопровода на дневную поверхность и участков, находящихся в земле; заварка захлестов; засыпка береговых участков; ли­квидационные работы;

надземный переход типа «провисающая нить» — подготовка мест работы: разбивка осей опор; разбивка и планировка пло­щадки на одном берегу перехода под монтаж пилонов и якорей и. сварку рабочей плети; расчистка и планировка площадки на другом берегу под монтаж пилонов и якорей; земляные работы и монтаж фундаментов пилонов; изготовление, окраска и монтаж пилонов на фундаментах; установка оттяжек пилонов и сборных железобетонных якорей; доставка труб (секций труб); сварка, испытание, очистка и окраска рабочей плети; протаскивание рабочей плети в пролет; монтаж и запасовка растяжек для трубы; монтаж мачты для подъема пилона на одном берегу; подъем рабочей плети на пилон на одном берегу с закреплением ее на пилоне; перевозка и монтаж ленты на другом берегу; подъем рабочей плети на пилон на другом берегу и закрепле-


ние ее на пилоне; вварка компенсаторов и соединение их с под­земной частью трубопровода; окраска открытой части компен­сатора и изоляция подземной части; монтаж подвесной смот­ровой тележки; ликвидационные работы.

Глава 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: