В Новом Завете есть еще более подробное описание темы суда:
“И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего...” (1 Пет. 1:17).
Петр говорит здесь о том, что Тот, которого мы называем Отцом, судит каждого человека в соответствии с его делами. Итак, Бог-Отец является Судьей высшей инстанции.
Однако, в соответствии со Своим Божественным планом, Бог передал должность и функции Судьи Иисусу Христу. Об этом говорил Сам Иисус:
“Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну...” (Ин. 5:22).
В Евангелии от Матфея представлена яркая картина того, как Иисус установит Свое царство на земле при кончине века сего:
“Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей...” (Мф. 25:31).
В этом стихе Иисус описывается в качестве Правителя, занимающего Свое место на престоле. И что первое сделает Он в качестве Правителя? Он будет судить.
“И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов...” (Мф. 25:32).
|
|
Как видим, первой функцией Иисуса в качестве назначенного Богом Правителя при кончине века сего будет осуществление суда над теми, кем Он правит. Правление и суд идут вместе.
Писание открывает нам, как власть производить суд передается по нисходящей:
“Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну...” (Ин. 5:22).
Отец находится на вершине власти, являясь Верховным Правителем и Судьей. Но власть осуществлять суд Он передал Своему Сыну Иисусу Христу. И на это есть две причины.
Во-первых, “...дабы все чтили Сына, как чтут Отца” (Ин. 5:23). Для того, чтобы все человечество оказывало соответствующую честь Сыну, Бог назначил Его быть Судьей.
В правильно организованной судебной системе есть один человек, которому оказывается большая честь, чем другим. Кому? Судье. Аналогично обстоит дело и в установленной Богом системе власти: Иисус в качестве Судьи удостоен большей чести, чем все остальные.
Вторая причина, по которой Иисус был назначен Судьей, также указана в пятой главе Евангелия от Иоанна. Там говорится, что Отец:
“...дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий” (Ин. 5:27).
Иисус — Судья, который понимает наши человеческие проблемы и трудности, ведь Он Сам это пережил:
“Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха” (Евр. 4:15).
Даже когда мы сталкиваемся с искушениями, которые считаем непреодолимыми, то никогда не сможем упрекнуть Иисуса словами: “Тебе этого не понять!” Ведь Он пережил всякое человеческое искушение, при этом никогда не поддавшись греху.
|
|
Процесс передачи власти продолжается еще дальше: как Бог-Отец делегировал власть судить Сыну, так и Сын передал эту власть судить Слову. В Евангелии от Иоанна записано, что Иисус сказал:
“Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день...” (Ин. 12:48).
Иисус говорит нам: “Я не сужу никого, но Мое Слово будет судить”. Таким образом, окончательно власть судить передана Слову Божьему.
Глава 5
Суд без власти
Почти все из нас в какие-то моменты сталкиваются с сильнейшим искушением произнести суд над людьми, которые явно делают то, на что не имеют права. Но Писание приводит нам примеры, предупреждающие о том, чтобы мы не переступали границ нашей власти в вопросе суда.
Для начала обратимся к образу Лота из города Содома. Вы, конечно, помните эту историю. Лот отправился посетить Содом, а затем и поселился в нем, но он так и не имел никакого официального статуса. Мужчины содомские, будучи невероятно нечестивыми, захотели учинить сексуальное насилие в отношении пришедших в дом Лота ангелов. Лот старался удержать их. Но люди, которых он пытался сдержать, отреагировали на него следующим образом:
“Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними” (Быт. 19:9).
Таким образом, они сказали Лоту: “У тебя нет власти судить. Никто не ставил тебя быть судьей в этом городе. Ты всего лишь пришелец. Поэтому даже не пытайся учить нас, что нам делать!”
С точки зрения закона, эти люди были правы, хотя, конечно, их поведение было отвратительным. По собственной глупости Лот оказался в таком положении, что стал свидетелем злых дел, при этом, не имея власти их пресечь. Но, к счастью, его гости вступились за него.
Теперь рассмотрим случай, произошедший с Моисеем. В возрасте сорока лет, самовольно присвоив себе звание освободителя, он попытался освободить Израиль из египетского рабства. В тот же день он убил египтянина, который неправильно обращался с израильтянином. На следующий день он увидел двух ссорящихся евреев и попытался их рассудить. Но они не послушали его. Моисей обратился к человеку, который обижал своего ближнего, со словами:
“...зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?” (Исх. 2:13- 14).
В его словах был смысл: у Моисея не было власти. Поскольку никто не ставил его правителем, то, соответственно, у него не было и права судить. Окончилось все тем, что Моисей убежал и в течение сорока лет находился в изгнании в пустыне. И там, в возрасте уже восьмидесяти лет, Моисей пережил встречу с Господом, которая полностью переменила его жизнь. Когда он вернулся в Египет в качестве назначенного Богом правителя, у него уже была власть не только судить израильский народ, но и творить чудеса, невозможные ни для какого другого человека.
Эта тема продолжается и в Новом Завете. В Евангелии от Луки рассказывается о том, как Иисус сталкивается с человеком, который заявил, что был обманут своим братом при разделе наследства. В ответ Иисус цитирует слова израильтянина, обращенные к Моисею, и применяет их к Себе:
“...кто поставил Меня судить или делить вас?” (Лк. 12:14).
В сущности, Иисус говорит: “Здесь есть суд, который разбирает подобные дела. Есть старейшины, есть синедрион. У Меня такой власти нет, и Я не могу вас рассудить”. Видите мудрость Господа? Несмотря на то, что Он был Сыном Божьим и представителем Бога, Он не имел власти в этой области, поэтому и не судил. Многие ли из нас обладают такой мудростью?
Глава 6