В каких сферах мы уполномочены судить?

До этого момента мы рассматривали определенные сферы, в которых власть судить имеет только Бог. Теперь обратимся к тем сферам, в которых Бог опреде­лил нам ответственность производить суд.

Первое: на нас возложена ответствен­ность судить наши собственные поведе­ние и взаимоотношения.

Мы уже знаем, что не имеем права давать окончательную оценку самим себе и другим людям. Но требуется, чтобы мы давали оценку поведению человека. И исходить в этом мы должны не из своих чувств, не из понятий, принятых в обще­стве, и даже не из своей оценки самих себя. На нас возложена ответственность судить наше поведение или взаимоотношения, основываясь на ясном учении и стандартах Слова Божьего.

Ранее мы рассмотрели, что Бог-Отец делегировал или передал власть судить Сыну, и, точно так же, в свою очередь, Сын делегировал эту власть Слову. Та­ким образом, основываясь на каких стан­дартах, мы должны судить себя? На ос­новании тех же стандартов, которые использует Сам Бог: на основании Его Сло­ва.

В 1-ом послании к Коринфянам Павел дает наставления о том, как следует принимать Вечерю Господню:

“Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей” (1 Кор. 11:28).

Нас предупреждают, что прежде, чем вкусить Вечерю Господню, мы должны испытать себя. На основании какого стан­дарта? Стандарта Слова Божьего. Это стало моим личным принципом: я никогда не принимаю Вечерю Господню, пока снача­ла не испытаю сам себя. Ведь иначе это становится опасным:

“Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (т. е. умерли раньше времени)” (1 Кор. 11:29- 30).

Это — серьезный принцип! Если мы не испытываем себя прежде, чем принять участие в Вечере, то становимся ответственными за то, что навлекаем на себя болезнь или даже преждевременную смерть.

“Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы...” (1 Кор. 11:31).

Если мы судим себя, то Бог не будет судить нас. Но если мы не судим себя и, как говорит Павел, принимаем Вечерю Господню недостойно, то Бог будет судить нас. Выбор за нами: судя сами себя, мы упреждаем суд Божий. Он не будет су­дить нас в тех сферах, где мы имеем свою правильную оценку.

Таким образом, существуют три аль­тернативы, приведенные ниже в порядке нежелательности для нас:

1. Сужу себя сам и не подпадаю под суд Божий.

2. Не сужу себя и подпадаю под Божий суд, но да будет он к покаянию.

3. Подпадаю под Божий суд, не каюсь и подпадаю под осуждение с неверующими.

Каждый из нас имеет отношение к Божьему суду в одной из перечисленных форм.

Павел упоминает о двух формах, в которых Бог судил христиан в Коринфе. Потому что они не судили себя сами, одни заболели, а другие умерли раньше време­ни. Нам следует помнить, что болезни и ранняя смерть тех верующих были выра­жением Божьего суда из-за того, что они не судили себя сами. Совершенно очевид­но, что молитва за исцеление или здоро­вье в таких случаях была бы не эффек­тивной.

Таким образом, мы несем ответствен­ность за то, чтобы судить свое собствен­ное поведение или свои отношения. И если мы судим сами себя Словом Божьим, при­водя свою жизнь в соответствие с Его Сло­вом, то тогда Богу будет не за что нас судить.

Перед тем, как принимать Вечерю Господню, я сам себе задаю несколько вопросов: “В мире ли я с моим братом или сестрой? Держу ли я на кого-то го­речь или обиду в своем сердце? Говорил ли я злое о своих братьях и сестрах веру­ющих? Говорил ли я о нем или о ней неправду или немилосердно, с ожесточени­ем?” Я верю, что это некоторые из тех путей, которыми мы обязаны судить себя.

Если бы мы с должной серьезностью относились к возложенной на нас ответ­ственности судить самих себя, то у нас было бы гораздо меньше стремления к тому, чтобы судить других, кого мы су­дить вовсе и не призваны!

 

 

Глава 10

Судить других

Давайте предположим, что мы при­няли возложенную на нас ответственность судить самих себя. В отношении кого еще у нас имеется ответственность судить?

Вернемся к нашему простому, осно­вополагающему принципу: управление и суд идут рука об руку. Таким образом, мы ответственны судить тех людей, кем призваны управлять в соответствии с воз­ложенными на нас обязанностями.

Например, мужчина, являясь мужем и отцом, несет ответственность за то, чтобы производить суд в своей семье. В этом он должен полагаться на совет и поддержку своей жены, как Богом данной ему помощ­ницы. Однако основная ответственность возлагается именно на самого мужчину.

В 1-ом послании к Тимофею гово­рится о необходимых качествах старей­шины — того, кто управляет в церкви. Среди прочих качеств перечисляются сле­дующие:

“Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со вся­кою честностью; ибо, кто не умеет управ­лять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?” (1 Тим. 3:4-5).

Семья такого человека является под­тверждением его состоятельности для служения народу. Человек, успешно уп­равляющий своим домом, может быть тем, кого можно поставить руководите­лем. А кто не может эффективно управ­лять своим домом, тот не имеет должной компетенции для того, чтобы быть руко­водителем. Существует прямая взаимо­связь между положением человека в его семье и его положением старейшины или руководителя в Церкви. И помним, что управление каждой отдельной областью подразумевает также и ответственность судить.

Какого рода поведение должен судить муж и отец? Он должен судить поведе­ние, которое влияет на благополучие тех, за кого он несет ответственность. Если я вижу, что мои дети чрезмерно увлекают­ся мороженым и конфетами, запивая их сладкими напитками, то я должен пре­дупредить их, что они могут испортить себе зубы и здоровье в целом. Для уверен­ности в том, что они вырастут здоровы­ми, мне, возможно, придется ввести пра­вила, налагающие ограничения на употребление ими сладостей.

Другой пример. Если я замечаю, как мой ребенок, читая определенные книги, скажем страшные сказки, находится в таком возбужденном состоянии, что не может нормально уснуть, то совершенно нет нужды в подобного рода чтении для этого ребенка.-Я обязан сказать: “Я боль­ше не желаю видеть такие книги у тебя в спальне, и я хочу вообще знать, что ты читаешь”.

Я также несу ответственность за то, чтобы судить такое поведение, которое влияет на честь и порядок в семье. Как отец я буду давать отчет перед Богом и, возможно, также перед соседями. Если мои дети грубы и недисциплинированны, то это отражается на мне как на их отце. Это свидетельствует о том, что я не вы­полняю свои функции в семье. У многих народов есть пословица: “Яблоко от ябло­ни недалеко падает”. Замечательно под­мечено: каковы родители, такими, веро­ятнее всего, будут и их дети.

Есть одно слово, которое в наши дни почти совсем вышло из обращения. Это слово “честь”. Отца должна заботить честь его семьи. Дети моего друга, известного проповедника, как-то неправильно пове­ли себя. Он им сказал: “Имя, которое вы носите — почетное имя, и на вас лежит ответственность за то, что люди будут о нем думать!” Это в корне изменило пове­дение его детей!

 

Глава 11

Суд в Церкви

Следующая сфера суда — та самая, о которой больше всего говорит Новый Завет. Это — Церковь, соборное тело ве­рующих. Помните: от руководителей ожидается, что они будут производить суд над теми, кого они ведут. Стихи 7 и 17 главы 13 Послания к Евреям адресо­ваны к членам церкви, но они также показывают, что ожидается от их руко­водителей:

“Поминайте наставников ваших, ко­торые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подра­жайте вере их. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусып­но пекутся о душах ваших, как обязан­ные дать отчет; чтоб они делали это с ра­достью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно” (Евр. 13:7, 17).

От церковного руководства ожидает­ся, что оно будет употреблять власть и поддерживать дисциплину. Кстати, там, где нет руководства, которое бы осуще­ствляло эти функции, то, с точки зрения Писания, не может быть и речи о церкви. В книге Деяний 14:21-23 сказано, что группы учеников стали церквами только тогда, когда были назначены старейши­ны. До их назначения это были просто группы учеников. Потребовалось назна­чение руководства, чтобы они стали цер­квами. Где нет эффективного руководства, там можно говорить о собрании верую­щих, но, в соответствии с Новым Заветом нельзя признать это церковью.

В греческом языке церковь обозна­чается словом “экклесия”. Обычным зна­чением этого слова в мирской литера­туре того времени было “правительственное собрание”. Напри­мер, в 19-й главе книги Деяний упоми­нается, что город Ефес управлялся сво­ей “экклесией”, то есть собранием. В той же самой главе книги Деяний еще трижды слово “экклесия” переводится как “собрание”. Другими словами, сама сущность Церкви — “экклесия”, то есть “управляемое собрание”. Без наличия управления нет никаких оснований ис­пользовать слово “церковь”.

Когда мы обращаемся к истории вре­мен Реформации, то в глаза бросается произошедшее разделение в западном хри­стианстве: одно течение осталось католи­ческим, другое стало называться протес­тантским. С тех самых пор все, чем заняты и католики, и протестанты — это выис­кивание ошибок друг у друга. Однажды мой друг-католик заметил: “Ну, разве не стало бы лучше, если бы мы все измени­лись, каждый устремляя свой взор на хо­рошее друг в. друге и исправляя свои соб­ственные ошибки?”

Не важно, кто мы — католики или протестанты. У всех нас предостаточно предубеждений, на которые мы никогда не получали подтверждений. По моим личным наблюдениям, типичной ошибкой протестантов является то, что они дума­ют, будто имеют право судить в любой ситуации.

Корри Тэн Бум из Голландии — стра­ны, подвергшейся жесточайшему разде­лению из-за конфликта между католика­ми и протестантами, однажды сказала мне: “Каждый голландец — сам себе тео­лог”. Возможно, это типично для голлан­дцев, но это вполне описывает черту, характерную для протестантов в целом. Без надлежащих мер предосторожности такая ситуация может привести к нестабильно­сти и разделению.

Несмотря на то, что церковь нахо­дится под руководством служителей, это еще не означает, что основная ответствен­ность за осуществление суда лежит толь­ко на них. Большинство стихов Нового Завета, в которых на нас, христиан, воз­лагается ответственность судить, обраще­ны не к одному конкретному человеку, а ко всем верующим. Другими словами, мы должны судить не индивидуально, а кол­лективно.

Давайте рассмотрим еще несколько мест Писания, которые раскрывают нам сферы, где мы призваны судить. И на­сколько я понимаю, то в каждом приве­денном конкретном случае, судить при­звано именно собрание верующих — Тело Христово.

 

Глава 12

Моральные стандарты

В 1-ом послании к Коринфянам, в 5- ой главе, Павел говорит о тех моральных стандартах, которые церковь обязана со­блюдать:

“Есть верный слух, что у вас появи­лось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у языч­ников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил (в греческом ори­гинале слово “решил” означает “осудил, произнес суд” — прим. пер.), как бы на­ходясь у вас...” (1 Кор. 5:1-3).

Коринфяне гордились своими духов­ными дарами, но не разбирались с гре­хом. К сожалению, такое часто встречается в церквах, которые делают чрезмерное ударение на духовные дары, не уравнове­шивая это Писанием и той дисциплиной, которую оно налагает. Павел ясно указал Коринфянам, что человеку, повинному в таком поведении, нет места в церкви. Но, несмотря на то, что Павел осудил это как апостол, требовалось подтверждение это­му всей церкви в целом. Именно поэтому он писал им в отношении “сделавшего такое дело”, побуждая Коринфян:

“...в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим ду­хом, силою Господа нашего Иисуса Хрис­та, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа на­шего Иисуса Христа” (1 Кор. 5:4-5).

Какое страшное осуждение! Обрати­те внимание: слова “в собрании вашем” или “когда соберетесь вместе” подразуме­вают коллективное действие всего тела. Павел сообщил, что не мог быть там лич­но, но пребывал там своим письмом и молитвой. “Когда вы будете совершать это действие, — пишет он, — мой дух будет делать это вместе с вами”.

Что это значит: предать человека сатане? Признаюсь: есть то, чего я не понимаю в полноте. Сатана — “бог века сего” (2 Кор. 4:4). Когда какого-то человека отлучают или исключают из тела верую­щих, то он или она обращаются в мир. Какая ужасная судьба! Это не обязатель­но означает, что тем самым мы говорим: “Сатана, мы передаем тебе этого челове­ка!” Хотя в определенном смысле быть отлученным от общения с Божьим наро­дом уже подразумевает передачу такого человека сатане.

Человек, с которым христианам при­шлось иметь дело в этой ситуации, был повинен и в прелюбодеянии, и в крово­смешении. Далее, в той же главе, Павел дает расширенный перечень грехов, тре­бующих разбирательства:

“Я писал вам в послании — не сооб­щаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимца­ми, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего; но я писал вам не сообщать­ся с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяни­цею, или хищником; с таким даже и не есть вместе” (1 Кор. 5:9-11).

Павел был реалистом в оценке со­стояния современного ему мира. Для того, чтобы христианин мог полностью огра­дить себя от таких людей, которых опи­сывает Павел: сексуально распущенных, алчных, идолопоклонников, злоречивых, пьяниц или хищников (мошенников), хри­стианину пришлось бы разорвать всякую связь с миром.

Если мы реально посмотрим на наш современный мир начала двадцать перво­го века, то придем к такому же выводу. Нас окружают люди, которые грешат в мыслях, словах и делах. За время своего существования мир не изменился и сам никогда не изменится. Только благодать Божья во Христе мол^ет произвести необ­ходимую радикальную перемену.

Как от христиан, от нас не требуется брать на себя ответственность за поведение всех неверующих в Иисуса Христа людей этого мира. И, следовательно, мы не долж­ны судить их поведение. Но когда речь идет в отношении человека, считающим себя христианином, ситуация полностью меня­ется. Ведь если окружающие меня люди знают, что я — христианин и поддержи­ваю близкие взаимоотношения с человеком из приведенного выше списка, то знающий нас обоих неверующий станет думать, что я принимаю того человека как брата по вере. Я представлю ему лживую картину того, что значит быть христианином. Я нанесу вред своему свидетельству. Именно поэто­му Павел говорит в Послании к Ефесянам:

“Поступайте, как чада света— ис­пытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте” (Еф. 5:8, 10-11).

По сути,, мне приходится говорить такому человеку: “До тех пор, пока ты живешь так, как ты живешь, я не буду общаться с тобой. Потому что если я стану с тобой общаться, то мир станет думать, что я принимаю тебя как брата или сестру во Христе, и, таким образом, я буду обма­нывать мир в представлении о том, кто является настоящим христианином. До тех пор, пока ты не изменишь свой образ жиз­ни, я не могу иметь с тобой общения”.

Павел подводит итог своему рассуж­дению в 12-м и 13-м стихах пятой главы 1-го послания к Коринфянам:

“Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог” (1 Кор. 5:12-13).

Кого Павел подразумевает под “внут­ренними”? Верующих. А “внешних” (не­верующих) мы судить не призваны.

В этом отрывке употребляется мес­тоимение множественного числа “вы”, то есть ответственность судить такие дела возложена на церковь. В заключение Па­вел требует, чтобы вся церковь наложила строгое дисциплинарное наказание на со­грешившего человека:

“Итак извергните развращенного из среды вас” (1 Кор. 5:13).

Ситуация, с которой разбирался Па­вел — это, конечно, особый случай амо­рального поведения, из тех, которые не происходят в церкви каждый день. Хотя могу сказать, что, посещая различные церкви, я довольно часто сталкивался со случаями кровосмешения между отцом и дочерью или гомосексуализма среди чле­нов церкви. Я даже предполагаю, что в дальнейшем, по мере того, как наше об­щество морально все больше деградирует, нам придется все чаще и чаще сталки­ваться с подобными фактами.

Кто-то однажды сказал: “Нормаль­но, когда лодка находится в воде. И со­всем не нормально, когда вода находится в лодке”. Нормально, когда церковь находится в мире. Но не нормально, когда мир находится в церкви. Одно из основных предназначений дисциплинарных наказаний — удержать мир за пределами церкви. Но это возможно только в резуль­тате постоянной битвы!

 

Глава 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: