До этого момента мы рассматривали определенные сферы, в которых власть судить имеет только Бог. Теперь обратимся к тем сферам, в которых Бог определил нам ответственность производить суд.
Первое: на нас возложена ответственность судить наши собственные поведение и взаимоотношения.
Мы уже знаем, что не имеем права давать окончательную оценку самим себе и другим людям. Но требуется, чтобы мы давали оценку поведению человека. И исходить в этом мы должны не из своих чувств, не из понятий, принятых в обществе, и даже не из своей оценки самих себя. На нас возложена ответственность судить наше поведение или взаимоотношения, основываясь на ясном учении и стандартах Слова Божьего.
Ранее мы рассмотрели, что Бог-Отец делегировал или передал власть судить Сыну, и, точно так же, в свою очередь, Сын делегировал эту власть Слову. Таким образом, основываясь на каких стандартах, мы должны судить себя? На основании тех же стандартов, которые использует Сам Бог: на основании Его Слова.
В 1-ом послании к Коринфянам Павел дает наставления о том, как следует принимать Вечерю Господню:
“Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей” (1 Кор. 11:28).
Нас предупреждают, что прежде, чем вкусить Вечерю Господню, мы должны испытать себя. На основании какого стандарта? Стандарта Слова Божьего. Это стало моим личным принципом: я никогда не принимаю Вечерю Господню, пока сначала не испытаю сам себя. Ведь иначе это становится опасным:
“Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (т. е. умерли раньше времени)” (1 Кор. 11:29- 30).
Это — серьезный принцип! Если мы не испытываем себя прежде, чем принять участие в Вечере, то становимся ответственными за то, что навлекаем на себя болезнь или даже преждевременную смерть.
“Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы...” (1 Кор. 11:31).
Если мы судим себя, то Бог не будет судить нас. Но если мы не судим себя и, как говорит Павел, принимаем Вечерю Господню недостойно, то Бог будет судить нас. Выбор за нами: судя сами себя, мы упреждаем суд Божий. Он не будет судить нас в тех сферах, где мы имеем свою правильную оценку.
Таким образом, существуют три альтернативы, приведенные ниже в порядке нежелательности для нас:
1. Сужу себя сам и не подпадаю под суд Божий.
2. Не сужу себя и подпадаю под Божий суд, но да будет он к покаянию.
3. Подпадаю под Божий суд, не каюсь и подпадаю под осуждение с неверующими.
Каждый из нас имеет отношение к Божьему суду в одной из перечисленных форм.
Павел упоминает о двух формах, в которых Бог судил христиан в Коринфе. Потому что они не судили себя сами, одни заболели, а другие умерли раньше времени. Нам следует помнить, что болезни и ранняя смерть тех верующих были выражением Божьего суда из-за того, что они не судили себя сами. Совершенно очевидно, что молитва за исцеление или здоровье в таких случаях была бы не эффективной.
Таким образом, мы несем ответственность за то, чтобы судить свое собственное поведение или свои отношения. И если мы судим сами себя Словом Божьим, приводя свою жизнь в соответствие с Его Словом, то тогда Богу будет не за что нас судить.
Перед тем, как принимать Вечерю Господню, я сам себе задаю несколько вопросов: “В мире ли я с моим братом или сестрой? Держу ли я на кого-то горечь или обиду в своем сердце? Говорил ли я злое о своих братьях и сестрах верующих? Говорил ли я о нем или о ней неправду или немилосердно, с ожесточением?” Я верю, что это некоторые из тех путей, которыми мы обязаны судить себя.
Если бы мы с должной серьезностью относились к возложенной на нас ответственности судить самих себя, то у нас было бы гораздо меньше стремления к тому, чтобы судить других, кого мы судить вовсе и не призваны!
Глава 10
Судить других
Давайте предположим, что мы приняли возложенную на нас ответственность судить самих себя. В отношении кого еще у нас имеется ответственность судить?
Вернемся к нашему простому, основополагающему принципу: управление и суд идут рука об руку. Таким образом, мы ответственны судить тех людей, кем призваны управлять в соответствии с возложенными на нас обязанностями.
Например, мужчина, являясь мужем и отцом, несет ответственность за то, чтобы производить суд в своей семье. В этом он должен полагаться на совет и поддержку своей жены, как Богом данной ему помощницы. Однако основная ответственность возлагается именно на самого мужчину.
В 1-ом послании к Тимофею говорится о необходимых качествах старейшины — того, кто управляет в церкви. Среди прочих качеств перечисляются следующие:
“Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?” (1 Тим. 3:4-5).
Семья такого человека является подтверждением его состоятельности для служения народу. Человек, успешно управляющий своим домом, может быть тем, кого можно поставить руководителем. А кто не может эффективно управлять своим домом, тот не имеет должной компетенции для того, чтобы быть руководителем. Существует прямая взаимосвязь между положением человека в его семье и его положением старейшины или руководителя в Церкви. И помним, что управление каждой отдельной областью подразумевает также и ответственность судить.
Какого рода поведение должен судить муж и отец? Он должен судить поведение, которое влияет на благополучие тех, за кого он несет ответственность. Если я вижу, что мои дети чрезмерно увлекаются мороженым и конфетами, запивая их сладкими напитками, то я должен предупредить их, что они могут испортить себе зубы и здоровье в целом. Для уверенности в том, что они вырастут здоровыми, мне, возможно, придется ввести правила, налагающие ограничения на употребление ими сладостей.
Другой пример. Если я замечаю, как мой ребенок, читая определенные книги, скажем страшные сказки, находится в таком возбужденном состоянии, что не может нормально уснуть, то совершенно нет нужды в подобного рода чтении для этого ребенка.-Я обязан сказать: “Я больше не желаю видеть такие книги у тебя в спальне, и я хочу вообще знать, что ты читаешь”.
Я также несу ответственность за то, чтобы судить такое поведение, которое влияет на честь и порядок в семье. Как отец я буду давать отчет перед Богом и, возможно, также перед соседями. Если мои дети грубы и недисциплинированны, то это отражается на мне как на их отце. Это свидетельствует о том, что я не выполняю свои функции в семье. У многих народов есть пословица: “Яблоко от яблони недалеко падает”. Замечательно подмечено: каковы родители, такими, вероятнее всего, будут и их дети.
Есть одно слово, которое в наши дни почти совсем вышло из обращения. Это слово “честь”. Отца должна заботить честь его семьи. Дети моего друга, известного проповедника, как-то неправильно повели себя. Он им сказал: “Имя, которое вы носите — почетное имя, и на вас лежит ответственность за то, что люди будут о нем думать!” Это в корне изменило поведение его детей!
Глава 11
Суд в Церкви
Следующая сфера суда — та самая, о которой больше всего говорит Новый Завет. Это — Церковь, соборное тело верующих. Помните: от руководителей ожидается, что они будут производить суд над теми, кого они ведут. Стихи 7 и 17 главы 13 Послания к Евреям адресованы к членам церкви, но они также показывают, что ожидается от их руководителей:
“Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно” (Евр. 13:7, 17).
От церковного руководства ожидается, что оно будет употреблять власть и поддерживать дисциплину. Кстати, там, где нет руководства, которое бы осуществляло эти функции, то, с точки зрения Писания, не может быть и речи о церкви. В книге Деяний 14:21-23 сказано, что группы учеников стали церквами только тогда, когда были назначены старейшины. До их назначения это были просто группы учеников. Потребовалось назначение руководства, чтобы они стали церквами. Где нет эффективного руководства, там можно говорить о собрании верующих, но, в соответствии с Новым Заветом нельзя признать это церковью.
В греческом языке церковь обозначается словом “экклесия”. Обычным значением этого слова в мирской литературе того времени было “правительственное собрание”. Например, в 19-й главе книги Деяний упоминается, что город Ефес управлялся своей “экклесией”, то есть собранием. В той же самой главе книги Деяний еще трижды слово “экклесия” переводится как “собрание”. Другими словами, сама сущность Церкви — “экклесия”, то есть “управляемое собрание”. Без наличия управления нет никаких оснований использовать слово “церковь”.
Когда мы обращаемся к истории времен Реформации, то в глаза бросается произошедшее разделение в западном христианстве: одно течение осталось католическим, другое стало называться протестантским. С тех самых пор все, чем заняты и католики, и протестанты — это выискивание ошибок друг у друга. Однажды мой друг-католик заметил: “Ну, разве не стало бы лучше, если бы мы все изменились, каждый устремляя свой взор на хорошее друг в. друге и исправляя свои собственные ошибки?”
Не важно, кто мы — католики или протестанты. У всех нас предостаточно предубеждений, на которые мы никогда не получали подтверждений. По моим личным наблюдениям, типичной ошибкой протестантов является то, что они думают, будто имеют право судить в любой ситуации.
Корри Тэн Бум из Голландии — страны, подвергшейся жесточайшему разделению из-за конфликта между католиками и протестантами, однажды сказала мне: “Каждый голландец — сам себе теолог”. Возможно, это типично для голландцев, но это вполне описывает черту, характерную для протестантов в целом. Без надлежащих мер предосторожности такая ситуация может привести к нестабильности и разделению.
Несмотря на то, что церковь находится под руководством служителей, это еще не означает, что основная ответственность за осуществление суда лежит только на них. Большинство стихов Нового Завета, в которых на нас, христиан, возлагается ответственность судить, обращены не к одному конкретному человеку, а ко всем верующим. Другими словами, мы должны судить не индивидуально, а коллективно.
Давайте рассмотрим еще несколько мест Писания, которые раскрывают нам сферы, где мы призваны судить. И насколько я понимаю, то в каждом приведенном конкретном случае, судить призвано именно собрание верующих — Тело Христово.
Глава 12
Моральные стандарты
В 1-ом послании к Коринфянам, в 5- ой главе, Павел говорит о тех моральных стандартах, которые церковь обязана соблюдать:
“Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил (в греческом оригинале слово “решил” означает “осудил, произнес суд” — прим. пер.), как бы находясь у вас...” (1 Кор. 5:1-3).
Коринфяне гордились своими духовными дарами, но не разбирались с грехом. К сожалению, такое часто встречается в церквах, которые делают чрезмерное ударение на духовные дары, не уравновешивая это Писанием и той дисциплиной, которую оно налагает. Павел ясно указал Коринфянам, что человеку, повинному в таком поведении, нет места в церкви. Но, несмотря на то, что Павел осудил это как апостол, требовалось подтверждение этому всей церкви в целом. Именно поэтому он писал им в отношении “сделавшего такое дело”, побуждая Коринфян:
“...в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа” (1 Кор. 5:4-5).
Какое страшное осуждение! Обратите внимание: слова “в собрании вашем” или “когда соберетесь вместе” подразумевают коллективное действие всего тела. Павел сообщил, что не мог быть там лично, но пребывал там своим письмом и молитвой. “Когда вы будете совершать это действие, — пишет он, — мой дух будет делать это вместе с вами”.
Что это значит: предать человека сатане? Признаюсь: есть то, чего я не понимаю в полноте. Сатана — “бог века сего” (2 Кор. 4:4). Когда какого-то человека отлучают или исключают из тела верующих, то он или она обращаются в мир. Какая ужасная судьба! Это не обязательно означает, что тем самым мы говорим: “Сатана, мы передаем тебе этого человека!” Хотя в определенном смысле быть отлученным от общения с Божьим народом уже подразумевает передачу такого человека сатане.
Человек, с которым христианам пришлось иметь дело в этой ситуации, был повинен и в прелюбодеянии, и в кровосмешении. Далее, в той же главе, Павел дает расширенный перечень грехов, требующих разбирательства:
“Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего; но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе” (1 Кор. 5:9-11).
Павел был реалистом в оценке состояния современного ему мира. Для того, чтобы христианин мог полностью оградить себя от таких людей, которых описывает Павел: сексуально распущенных, алчных, идолопоклонников, злоречивых, пьяниц или хищников (мошенников), христианину пришлось бы разорвать всякую связь с миром.
Если мы реально посмотрим на наш современный мир начала двадцать первого века, то придем к такому же выводу. Нас окружают люди, которые грешат в мыслях, словах и делах. За время своего существования мир не изменился и сам никогда не изменится. Только благодать Божья во Христе мол^ет произвести необходимую радикальную перемену.
Как от христиан, от нас не требуется брать на себя ответственность за поведение всех неверующих в Иисуса Христа людей этого мира. И, следовательно, мы не должны судить их поведение. Но когда речь идет в отношении человека, считающим себя христианином, ситуация полностью меняется. Ведь если окружающие меня люди знают, что я — христианин и поддерживаю близкие взаимоотношения с человеком из приведенного выше списка, то знающий нас обоих неверующий станет думать, что я принимаю того человека как брата по вере. Я представлю ему лживую картину того, что значит быть христианином. Я нанесу вред своему свидетельству. Именно поэтому Павел говорит в Послании к Ефесянам:
“Поступайте, как чада света— испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте” (Еф. 5:8, 10-11).
По сути,, мне приходится говорить такому человеку: “До тех пор, пока ты живешь так, как ты живешь, я не буду общаться с тобой. Потому что если я стану с тобой общаться, то мир станет думать, что я принимаю тебя как брата или сестру во Христе, и, таким образом, я буду обманывать мир в представлении о том, кто является настоящим христианином. До тех пор, пока ты не изменишь свой образ жизни, я не могу иметь с тобой общения”.
Павел подводит итог своему рассуждению в 12-м и 13-м стихах пятой главы 1-го послания к Коринфянам:
“Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог” (1 Кор. 5:12-13).
Кого Павел подразумевает под “внутренними”? Верующих. А “внешних” (неверующих) мы судить не призваны.
В этом отрывке употребляется местоимение множественного числа “вы”, то есть ответственность судить такие дела возложена на церковь. В заключение Павел требует, чтобы вся церковь наложила строгое дисциплинарное наказание на согрешившего человека:
“Итак извергните развращенного из среды вас” (1 Кор. 5:13).
Ситуация, с которой разбирался Павел — это, конечно, особый случай аморального поведения, из тех, которые не происходят в церкви каждый день. Хотя могу сказать, что, посещая различные церкви, я довольно часто сталкивался со случаями кровосмешения между отцом и дочерью или гомосексуализма среди членов церкви. Я даже предполагаю, что в дальнейшем, по мере того, как наше общество морально все больше деградирует, нам придется все чаще и чаще сталкиваться с подобными фактами.
Кто-то однажды сказал: “Нормально, когда лодка находится в воде. И совсем не нормально, когда вода находится в лодке”. Нормально, когда церковь находится в мире. Но не нормально, когда мир находится в церкви. Одно из основных предназначений дисциплинарных наказаний — удержать мир за пределами церкви. Но это возможно только в результате постоянной битвы!
Глава 13