Что еще, кроме морального и этического поведения, мы призваны судить? Мы также должны судить случаи разногласий между верующими. Писание ясно
говорит об этом.
Для начала давайте обратимся к словам Иисуса в Евангелии от Матфея:
“Если же согрешит против тебя брат
твой...” (Мф. 18:15).
Можно ли считать грехом то, что
твой брат занял у тебя две тысячи долларов, пообещав вернуть их в течение месяца, и задерживает на полгода? Я бы сказал, что это — грех. Поступают ли так друг с другом христиане? Несомненно, да!
Если вы попали в такую ситуацию, то, что вам делать? Обратиться к юристу?
Нет!
“...пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего...” (Мф.18:15).
Первый шаг — пойти к этому человеку лично. Не надо обращаться к кому- то еще!
Исходя из моего личного опыта, я могу сказать, что в случаях разногласий между христианами, по меньшей мере, половина их обращается не к согрешившему брату, а к кому-то еще. Когда мы так поступаем, проблема выходит из-под нашего контроля.
|
|
Моя первая жена Лидия была прямым человеком. Много лет тому назад, еще до ее замужества, когда она служила миссионеркой в Израиле, к ней очень предвзято относился один пастор только за то, что она была “пятидесятница”. Он критиковал ее перед другими христианами. В конце концов, Господь обличил его, и он пришел, чтобы попросить у нее прощения. Ее ответ был похож на нее саму: “Я должна простить вас ради себя самой. Но вот только, поднимитесь на какую-нибудь башню с мешком перьев, и пусть ветер развеет их, а потом, попробуйте их собрать”.
Другими словами, нельзя забрать обратно все, что уже было сказано. Когда мы злоупотребляем нашим языком и говорим с неподходящими людьми, то тем самым развеиваем перья по ветру. А как много мы сможем собрать обратно?
Этот первый шаг — пойти к брату, часто оказывается неожиданно эффективным. Много лет тому назад, когда я был молодым христианином, один брат высказал несправедливые замечания в адрес близкого мне человека. Я назначил встречу, чтобы увидеться с этим братом лично. Когда мы встретились, у него буквально дрожали колени! Мне не пришлось ни упрекать его, ни спорить с ним: подход, соответствующий Писанию, принес в ситуацию власть Божью.
Далее в Евангелии от Матфея Иисус продолжает:
“...если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово” (Мф. 18:16).
В словах Иисуса заключается еще один принцип: суд должен производиться в присутствии, по меньшей мере, двух свидетелей (об этом мы еще поговорим позднее).
Но если твой брат не послушает свидетелей, которых ты с собой привел, то какой следующий шаг?
|
|
“Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Мф.18:17).
Иисус говорит, что человек, не подчиняющийся решению церкви, теряет право на отношение к нему как к христианину.
В этой ситуации меня пугают два момента. Во-первых, мне было бы страшно умышленно отклонить любое решение церкви, которое было бы вынесено в соответствии с Писанием. С другой стороны, меня пугает мысль о том, какой большой властью наделена церковь и при этом как редко церкви компетентны в том, чтобы применять эту власть.
Давайте обратимся к шестой главе 1-го послания к Коринфянам и посмотрим, как этот принцип должен действовать в церкви:
“Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?” (1 Кор. 6:1).
“Как смеет кто из вас...”. Обратите внимание, какие сильные переживания были у Павла по этому поводу!
“Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего незначущих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?” (1 Кор. 6:2-5).
Это место Писания не говорит о том, что христианин никогда не должен обращаться в суд. Оно говорит, что христианин не должен судиться с другим верующим.
Мы можем подвергнуться испытанию в этой области. Например, несколько лет тому назад я купил дом у верующего человека, и мы договорились обратиться к одному и тому же юристу. Я никогда больше этого не буду делать! Человек, к которому мы обратились, был верующим, говорящим на иных языках.
Но он оказался обманщиком. В доброй вере я заплатил всю необходимую сумму, а этот юрист использовал эти деньги на выплату своего собственного долга.
Когда я узнал об этом, то решил с ним встретиться. Мне потребовалось несколько недель, чтобы увидеться с ним! Он оказался банкротом, так что у меня не было никаких шансов вернуть свои деньги. Поэтому я написал человеку, у которого купил дом, и рассказал ему, что наш юрист обманул нас. Так как деньги, которые я заплатил юристу, были использованы им на другие цели, я предложил разделить убыток пополам. Этот брат написал мне в ответ: “Нет. Это ты платил эти деньги. Ты один их и потерял”.
Я обратился к другому, более надежному юристу, и он сказал мне, что, по его мнению, убыток понес не я, а прежний хозяин дома, потому что, покупая этот дом, я выполнил все, что от меня требовалось и, таким образом, имел право получить его.
Затем мне пришлось усиленно помолиться! И так как Библия учит нас не судиться с братом, я все же взял убыток на себя, и снова выплатил деньги. Но в конечном итоге, Господь вернул мне и потерянные деньги, и даже намного больше. Хотя это и было трудным испытанием!
Я не говорю о том, что если бы я заключил контракт с неверующим и если бы он нарушил его, то я, помолившись, не обратился бы в суд. Я говорю только о том, что мы не должны судиться с верующими. Позор, когда верующие судятся друг с другом в мирском суде. Подобного рода разногласия между верующими должны решаться в церкви. Но много ли в наши дни церквей, которые обладают необходимой компетенцией, чтобы решать такие вопросы?
Одна женщина из методистской церкви когда-то написала мне письмо, в котором жаловалась, что один из членов их церкви арендовал у нее и ее мужа какую- то собственность, но не выплачивал арендную плату. Какой был мой совет? Я напомнил ей 1-ое послание к Коринфянам 6:1-6 и посоветовал обратиться к лидерам ее церкви и представить им этот случай на рассмотрение. С тех пор она не написала мне ни слова. Я думаю, что ей не совсем понравился мой совет. Я также вполне могу поверить, что лидеры ее церкви не знали, как разрешить сложившуюся проблему. Тем не менее, именно такой порядок дает нам Писание.
|
|
После того, как я оставил пасторство в одной из канадских церквей, она сначала соединилась с другой церковью, но потом вновь отделилась. При этом, все деньги остались у одной церкви, а другая хотела получить половину из них. И они обратились в гражданский суд. В протоколе упоминалось высказывание судьи: “Ставлю в упрек вам то, что я вынужден рассматривать ‘это дело”.
Глава 14
Учения и служения
Что еще мы должны судить? В Послании к Римлянам Павел приводит такой пример:
“Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них...” (Рим. 16:17).
Если какие-то люди начинают распространять лживое учение и это становится источником разделения в церкви, то мы призваны не оставлять без внимания таких людей и отказываться вступать с ними в общение. Основанием для подобного суда и отказа от общения является доктринальное несоответствие взглядов, которое производит разделение в церкви.
В данном случае, очевидно, что Павел имеет в виду лживое учение, зародившееся в самой церкви. Кроме того, лживое учение может проникать в церковь и извне, через приезжих проповедников или учителей.
Во второй главе книги Откровение Иисус обращается к Ефесской церкви:
“Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы...” (Отк. 2:2).
Иисус похвалил эту церковь, потому что когда в неё приходили люди и заявляли, что они — апостолы, церковь коллективно испытывала их и отвергала их притязания. Послание обращено ко всей Ефесской церкви, и мы понимаем, что все ее члены несли ответственность за осуществление судов. Распознавая и отвергая лживых апостолов, они принимали очень серьезные решения: в Откровении 22:15 в завершении перечня тех, кто никогда не войдет в Новый Иерусалим и не будет причастен к дереву жизни, указано: “всякий любящий и делающий неправду”. Подробнее эта тема раскрывается в Приложении №1 “Как распознать апостолов”.
|
|
Глава 15
Предупреждение "немым псам"
Чрезвычайно важно правильно представлять разницу между двумя типами проблем, которые могут возникнуть. Во-первых, есть личные разногласия между отдельными верующими, а во-вторых, существуют формы неправильного поведения или доктринальные ошибки, влияющие на все Тело Христово.
Когда мы имеем дело с личными разногласиями, нашей целью должно стать примирение сторон. Если достичь его не удается, то мы должны, по меньшей мере, постараться локализовать проблему так, чтобы она не распространялась, чтобы в разногласие не вовлекалось все большее число людей.
Если мы сталкиваемся с крайне неправильным поведением или с доктринальной ошибкой, которая может отравить все Тело Христово, то нас должно больше беспокоить благополучие Тела, чем разрешение личных противоречий. Как пастухи Божьего стада мы в первую очередь должны заботиться о том, чтобы предупреждать об опасности и охранять овец.
Приведу два примера того, как поступали Апостолы в подобных ситуациях. Вот что говорит Павел по поводу одного верующего по имени Именей в 1-ом послании к Тимофею:
“Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать” (1 Тим. 1:18- 20).
Во 2-ом послании к Тимофею 2:17- 18 Павел снова упоминает об Именее:
“И слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру” (2 Тим. 2:17-18).
Павел видел, что заблуждение, которое проповедовал Именей — это рак в Теле Христовом, и был безжалостным в своем решении вырвать его. Греческое слово, переведенное здесь как “рак”, имеет тот же корень, что и слово, которое переводится как “гангрена”. Забота Павла о благополучии Тела Христова одержала верх над личными отношениями, которые у Павла могли быть с Именеем. Именно по этой причине он прямо, публично осуждал его. Этот требовавший решения вопрос не был проблемой личных взаимоотношений между Павлом и Именеем, но имел отношение к доктринальной ошибке, которая могла повлиять на все Тело Христово.
Еще одна демонстрация этого принципа есть в 3-ем послании Иоанна, где Апостол Иоанн предупреждает верующих о Диотрефе:
“Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви“ (3 Ин. 9-10).
Ясно, что Иоанн чувствовал себя обязанным предупредить верующих, потому что поведение Диотрефа было источником беспорядка и разделения в Теле Христовом. Забота Иоанна о Теле Христовом в делом была более важна, чем любые личные чувства, которые он мог испытывать к Диотрефу как к брату.
И сегодня может случиться так, что наша забота о Теле Христовом должна будет возобладать над любыми личными взаимоотношениями с кем-то из верующих.
Во времена Исаии Господь взыскивал с вождей Израиля за то, что они не исполняли своих обязанностей по отношению к Божьему народу:
“... все они немые псы, не могущие лаять...” (Ис. 56:10).
При приближении хищника сторожевые собаки должны лаять, предупреждая, таким образом, пастухов и овец. Но если собаки молчат, то они подвергают опасности тех, кто ждет от них защиты.
То же самое относится к Божьему народу в наши дни. Каждый раз, когда стадо подвергается опасности доктринального заблуждения или лживого служения, служители церкви несут ответственность за то, чтобы сделать ясное, исполненное власти предупреждение. Руководители церкви, которые не в состоянии нести эту ответственность, относятся к категории “немых псов”, которых упрекал Бог во времена Исаии.
Более подробную информацию на эту тему содержит Приложение №2 “Истинные и лживые пророки”.
Глава 16