1. Общие сведения о возрастной группе ( пол, возрастной состав, уровень развития детей группы). Дисциплинированность (общая характеристика поведения, соблюдение режима, выполнение требований взрослого и т. д.).
2. Направленность деятельности группы. Какие мотивы, цели, потребности и интересы преобладают в жизни и делах возрастной группы? Активность дошкольников в целом, ее проявление в воспитательно-образовательном процессе.
Форма заполнения карточки развития на одного ребенка
Составляется на основе наблюдения одного ребенка
Студентам нужно выяснить: каков ребенок в начале наблюдения, какие новые навыки или основные приемы им освоены, какие изменения произошли со временем и каков он в конце наблюдаемого периода.
Общие сведения:
- имя;
- дата рождения;
- вес, рост;
- внешний вид;
- как развивался до поступления в дошкольное учреждение, в
период предшествующий наблюдению за ребенком студентами.
Поведение:
- каков ребенок в целом (тихий, шумный, активный);
- любит ли верховодить в играх или подчиняться;
- боится ли чего-нибудь, например, собак;
- агрессивен ли к другим детям;
- бывают ли срывы в поведении;
- нет ли проблем, связанных с питанием или сном.
Игра:
- какие игрушки или занятия любит;
- проявляет ли любопытство к новым игрушкам;
- играет ли с другими детьми;
- предпочитает игры в одиночку, но возле других детей;
- предпочитает ли одни игрушки другим;
- проявляет ли интерес к игре;
- как долго малыш занимается одним делом;
- помнит ли, где находятся игрушки, чтобы при желании вернуться к ним.
Физическое развитие:
- основные движения (ползание, ходьба);
- выглядит ли уверенным, когда двигается;
- активен ли в общем плане;
- движения спокойны или медленны;
- особенности мелких движений;
- координация движений.
Развитие речи:
- как ребенок общается с окружающими;
- если он еще не говорит, то выражает ли свои эмоции звуками;
- употребляемые ребенком слова;
- охотно ли малыш говорит;
- задает ли он вопросы;
- может ли участвовать в несложной беседе;
- понятна ли его речь незнакомым людям;
- понимает ли простые команды и названия знакомых предметов;
- умеет ли распознавать предметы по их назначению.
Умственное развитие:
- понимает ли малыш цвет, форму, размер, величину;
- особенности восприятия пространства и времени;
- заинтересован ли в освоении новых навыков;
- видит ли во взрослых потенциальных помощников.
Социальное развитие:
- общение ребенка с другими детьми или взрослыми;
- особенности реагирования на новые ситуации, новых людей;
- имеет ли друзей в группе;
- навыки самостоятельности за столом, в туалете, при умывании,
одевании;
- реакция на трудности (быстро сдается, пытается преодолеть
трудности за какое-то время, пытается преодолеть постоянно,
реакция на тихие занятия, требующие обдумывания).