В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются:
- средний индекс темпов роста рынка (РР), равный среднему значению показателей темпов роста рынка по отдельным продуктам:
0,86 +1,1 +1,44 +1,3 +1,6 +1,7 + 0,6 + 0,7 + 0,44 = 1,08;.
- относительная доля рынка - средняя величина в диапазоне от
минимального до максимального значения относительной доли на
рынке.
Например, в нашем примере: 2,0 +1,6 + 0,7 +1,2 +1,5 + 0,1 + 2,2 +1,0 + 0,5 = 9 диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации фирмы.
Матрица БКГ имеет вид, представленный на рис. 1.
РР
«Трудный ребенок» | «ЗВЕЗДЫ»
| |||
«Неудачник» | «Дойные коровы» |
ОДР
6. Формирование товарной стратегии фирмы на основе анализа матрицы БКГ.
Она формируется по отдельным видам продукции и может содержать следующие стратегические решения:
□ убрать из товарного портфеля фирмы;
□ увеличить объем реализации, изменяя структуру товарного портфеля;
|
|
Q изменить относительную долю на рынке;
О увеличить инвестирование;
□ ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить средства между отдельными видами продукции и т.д.
При формировании товарной стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования товарного (продуктового) портфеля:
> «звезды» оберегать и укреплять;
> по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;
> для «дойных коров» необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль высшего руководства фирмы;
> «трудный ребенок» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»;
> комбинация продуктов «трудный ребенок», «звезды» и «дойные коровы» приводит к наилучшим результатам деятельности фирмы -умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;
> комбинация «трудный ребенок» и «звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;
> комбинация «дойные коровы» и «неудачник» ведет к падению объема продаж и снижению рентабельности.
Один из возможных вариантов товарной (продуктовой) стратегии фирмы представлен в табл. 2.
Таблица 2 Вариант товарной стратегии фирмы
№ вида | ' | |
Сегмент | продукции | Стратегия |
«Трудный ребенок» | 6;3 | За счет инвестиций провести дополнительные исследования и решить: или убрать из продуктового портфеля продукт №6, или увеличить долю рынка продукта №3 |
Увеличить долю рынка | ||
«Звезды» | 5;2 | Увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиции |
«Дойные коровы» | 7;1 | Увеличить объем реализации продукта №7. Поддер- живать продукт №1. Избыток денежных средств направить на поддержание продуктов №2 - 5 |
«Неудачник» | Убрать из продуктового портфеля | |
Уменьшить объем реализации |
Основное направление стратегии фирмы - изменение структуры продуктового портфеля и перераспределение имеющихся денежных средств
|
|
Практикум.