Методические рекомендации по использованию матрицы

БКГ.

Постановка задачи. Фирма специализируется на выпуске садо­во-огородного инвентаря, объем реализации продукции в денежных единицах (де) за последние два года и доля рынка фирмы и силь­нейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в табл. 11.

Таблица 11 Характеристика продуктового портфеля фирмы

№     Наименование продукции     Объем реализации, тыс. руб. Доля рынка,%
2006г. 2007 г. Фирмы конкурента
         
  Соковыжималка СВСА-308        
  Тележка двухколесная        
  Ящик складной овощной        
  Тележки с корытом        
  Садово-огородный инвен­тарь в ассортименте        
  Секаторы в ассортименте        
  Запчасти к отечественным мотоблокам        
  Лестница-стремянка ЛС-3,5,6,7        
  Опрыскиватели        

Задание. Используя матрицу БКГ, сформируйте товарную стра­тегию фирмы.

Рекомендации к решению.

1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы рассматриваются: темпы роста рынка (объем продаж) и относи­тельная доля рынка.

2. Расчет темпов роста рынка (РР). Они характеризуют из­менение объемов реализации (объемов продаж), и которые могут быть определены по каждому продукту через индекс темпа их рос­та за последний рассматриваемый период (в нашем примере это 2006-2007 гг.) или через среднегодовые темпы их изменения.

Индекс темпа роста по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализации продукции за 2007 г. (текущий показатель) к объему ее реализации за 2006 г. (предыдущий год) и выражается в процентах или в коэффициентах роста.

 

3. Расчет относительной доли, занимаемой фирмой на рынке
(ОДР) по каждому виду продукции.

Относительная доля рынка определяется отношением доли фир­мы на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы.

Доли рынка фирмы или сильнейшего конкурента находятся как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции ', соответственно фирмой или сильнейшим конкурентом.

Например, емкость рынка по продукту №1 составляет 7353 тыс. руб., а объем реализации продукта №1 фирмой - 2500 тыс. руб. Тогда доля рынка фирмы по продукту №1 равна

34% х (2500/7353)х100%

Отсюда ОДР для продукта №1:

— =20%

Это означает, что объем реализации фирмой продукта№1 превышает реализацию аналогичного продукта сильнейшей

конкурирующей фирмой в 2 раза.

4. Расчет доли (%) каждого вида продукции в общем объеме
реализации фирмы за 2007 г.

Все рассчитанные данные рекомендуется представить в таблич­ном виде (табл. 1).

Таблица 1.Исходные данные для построения матрицы БКГ

Показатель Номер продукта
                     
Темпы роста рынка (РР) 0,86 1,1 1,44 1.3 1,6 1.7 0.6 0.7 0,44
Относительная доля рынка (ОДР) 2,0 1,6 0.7 1,2 1,5 0.1 2,2 1,0 1,0
Доля прод. в общем объеме реализации фирмы,% 33.9 8.4 1,6 27.0 4.2 1.2 6,7 10,7 5.3

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: